Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок разрешений на загрязнение окружающей среды




 

Рынок разрешений (прав) на загрязнение окружающей среды – это конкурентная система распределения прав на эмиссию загрязняющих веществ путем купли-продажи разрешений после их первоначального распределения между участниками рынка. Он представляет собой относительно новый инструмент экологической политики, в основе которого лежит правовой подход к интернализации внешних эффектов, предложенный Р. Коузом. В данном случае часть прав собственности на окружающую среду, включая возможность ее загрязнения, передается фирмам в виде разрешений или лицензий, которые в дальнейшем можно продавать и покупать на рынке.

 

Рынок разрешений на загрязнение окружающей среды формирует стимулы к ведению экологически ответственной хозяйственной


деятельности, поскольку позволяет экономическим субъектам выбрать способ достижения целевого качества окружающей среды на основе анализа своих издержек и потенциальных выигрышей. Применение этого инструмента эколого-экономического регулирования позволяет повысить эффективность природоохранных мероприятий за счет выравнивания предельных природоохранных издержек отдельных источников загрязнения. В результате целевые экологические параметры достигаются при минимальных совокупных природоохранных издержках и издержках государства по регулированию и контролю качества окружающей среды.

 

В настоящее время данный инструмент широко используется в практике многих стран для регулирования качества атмосферного воздуха, воды, объемов твердых бытовых и промышленных отходов.

 

Торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды была впервые введена в США в 1975 г. после вступления в силу новых, более жестких, нормативов качества окружающей среды, которые, как предполагалось, могли затормозить экономический рост страны. Для каждого региона устанавливалась предельно допустимая концентрация (ПДК) определенных загрязняющих веществ. Однако регионы, в которых ПДК уже была выше нормы, столкнулись с проблемой: как обеспечить экономический рост, если он сопровождается увеличением эмиссий загрязняющих веществ и тем самым вызывает нарушение экологического законодательства? Американские ученые Т. Крокер и Я. Дэйлс предложили решить эту проблему путем введения торговли разрешениями на загрязнения и тем самым реализовать рыночный подход к охране окружающей среды и обеспечению рационального использования ее ассимиляционного потенциала.

 

Рынок разрешений на загрязнение окружающей среды как инструмент экологической политики характеризуется гибкостью и предоставляет компаниям широкие возможности не только по отбору наиболее эффективных природоохранных мероприятий, но и по достижению конечных результатов. В итоге обеспечивается существенная экономия издержек по сравнению с другими инструментами эколого-экономического регулирования.

 

 
Главными условиями того, чтобы торговля разрешениями на загрязнение окружающей среды обеспечила достижение экономической эффективности, являются:

научно обоснованная оценка ассимиляционного потенциала окружающей среды и выработка адекватных стандартов качества окружающей среды и стандартов допустимого воздействия на окружающую среду;

 
 
надежный мониторинг выполнения установленных правил и норм, а также санкции за их нарушение;

наличие четко установленных прав собственнос ти на ассимиляционный потенциал;


 
 
достаточно большое число участников рынка разрешений на загрязнения с разными технологическими возможностями (и, соответственно, природоохранными издержками);

четкое закрепление правил торговли в законодательных актах, которые доводятся до сведения всех участников.

 

Если эти условия выполняются, появляются стимулы к активному сокращению эмиссий загрязняющих веществ именно теми предприятиями, которые могут это сделать с более низкими издержками. В свою очередь, это способствует достижению целевого качества окружающей среды с минимальными суммарными издержками.

 

Механизм функционирования рынка разрешений на загрязнение окружающей среды представлен на рис.9.4.5(а, б)

 


 

Рисунок 9.4.5 (а) – О птим аль ное количество разре ше ний на ры нке разре ше ний на




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.