КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные проблемы социально-экономической истории Древней РусиИстории Древней Руси посвящена обширная отечественная и зарубежная историография. При этом дискуссионными остаются практически все базовые, основные характеристики древнерусского общества, в том числе - сущность и характер общественного и политического строя. Общественный строй Древней Руси вряд ли можно считать до конца понятым, историки предлагают различные типологии и подходы. Население Древней Руси, прежде всего, разделялось на две большие категории: свободные полноправные граждане и зависимые. Свободное население Руси, как городское, так и сельское, в источниках называется термином "люди" (от корня "люд" - народившиеся, растущие). В летописях "люди, людины" - всегда "свои" (соплеменники), трудоспособные, боеспособные и самостоятельные мужи. Свободные люди различались по социальному и имущественному статусу. Письменные источники X-XI вв. упоминают "светлых" и "великих" князей "всякое княжье", лучших людей, нарочитых мужей, княжьих мужей, бояр, старцев градских, нарочитую чадь, гридь. Они интерпретируются как привилегированные слои: князья и дружина, нередко сливавшиеся с купечеством. Общеславянское слово "князь" происходит от древнегерманского "kuning" - старшина рода (как и английское king, "король"). Неотделима от князя древнерусская дружина, состоящая из старшей (бояре, княжьи мужи) и младшей (гридь, двор) дружины. Дружинники - это, прежде всего, военно-служилая знать, профессиональные воины. Они были обязаны князю службой и личной верностью, это "друзья" князя, его думцы и домочадцы: общность очага и хлеба - важная черта дружины. В IX-X вв. дружина занималась исключительно войной, торговлей и управлением, не имела ни деревень, ни пашен, т.е. не была еще землевладельческим классом. В XI-XII вв. с развитием боярского землевладения начинается процесс разложения дружинных отношений. Дружина исчезнет во второй половине XIII-XIV вв.: это связано не только с внутренними процессами, но и с массовой гибелью дружинников в борьбе с монголо-татарами и другими врагами. Рядовые свободные граждане: земледельцы-общинники и горожане решительно преобладали в Древней Руси. В "Русской правде", а именно в "Правде" Ярослава 10 из 17 статей посвящены правам личности, защищают жизнь и здоровье свободного человека, еще 4 статьи посвящены имуществу Людина, защищались честь и достоинство человека (штрафы за оскорбление усов и бороды, угрозы ударить мечом, оскорбление действием) и его жены. При этом нет ни одной статьи, защищающей особо князя. Они появляются позже и касаются имущества, но не личности князя. Важнейшим социальным институтом Древней Руси являлась община - вервь. Корни ее в родоплеменном обществе, с течением времени община родственников преобразуется в соседскую, территориальную. Но сохраняются ее главные черты: коллективное владение землей и выполнение государственных повинностей и налогов, коллективный труд, ответственность за каждого члена общины ("круговая порука"), взаимовыручка. Все важные вопросы в общине решались всем "миром", сходом или вечем. Свободный, платящий налог (полюдье) лишь государству крестьянин-общинник был главной фигурой Древней Руси. Общинные традиции сохранялись и в городах. Сохранение крестьянской общины до начала XX в. - одна из самых важных особенностей русской истории. В крестьянской стране, какой была Россия до середины XX в., общинные ценности и мировоззрение оказали главное влияние на формирование русской культуры и менталитета. По источникам выделяются различные группы зависимого населения, но они не являлись многочисленными, особенно в IX-XI вв.
Форма семьи свидетельствует об архаичности древнерусского общества. По летописи древляне, радимичи, вятичи, северяне брака не имели, а "умыкиваху у воды девица", имели по две - три жены. После Крещения Руси церковь повела борьбу с языческими формами семьи, но они оказались очень живучими. Так, в XII в. митрополит Иоанн гневно обличает тех, "кто без стыда и срама две жене имеет". В социальных отношениях было много родоплеменных черт: сохранялась кровная месть, в семейно-брачных отношениях господствовала большая семья. Древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество. Главным в экономической истории аграрного общества является вопрос о землевладении. Княжеские вотчины (наследственные земельные владения) появляются не ранее X в., боярские и церковные вотчины - во второй половине XI в., поместья (земля на условиях службы князю) - в XII в. Их возникновение свидетельствовало о зарождении новых отношений, основанных на частной собственности и появлении зависимых людей, работающих на земле господина. В вотчинах использовался труд рабов и полузависимого населения, то есть сочетался рабский и полуфеодальный компоненты. Но становление вотчинного и поместного землевладения происходило в течение длительного периода (XI-XV вв.), господствующее положение в экономике Руси IX-XIII вв. занимало общинное землевладение. Довольно неразвитым был княжеский вассалитет, который переплетался с родовыми отношениями и отличался неустойчивостью. В X-XI вв. вассальные и семейные отношения совпадали (сюзерен - отец, вассал - сын-княжич), пожалования имели неземельный характер (жаловалось право сбора дани, а не земля). То есть отсутствовали важнейшие признаки феодализма: соединение служилых отношений с поземельными и наследственная передача тех и других. В XI-XIII вв. жалование даней заменяется жалованием кормлений с земли, но все же вассальные отношения в Древней Руси окончательно не сложились. При господстве натурального хозяйства экономика носила потребительский характер. Связи между внутренними территориями, особенно в IX-XI вв., носили нерегулярный и ограниченный характер. В этих условиях господствовала внешняя торговля, "гостьба", которая для древнерусской знати была источником богатства. Огромное значение в экономике играли Волжский и Днепровский пути. География внешней торговли Древней Руси довольно обширна: Византия, Хазария, Волжская Булгария, Польша, Скандинавия, Персия, Хорезм, Кавказ, Венгрия, Чехия, Фландрия и т.д. В XII-XIII вв. в результате роста населения, падения значения торговых путей, развития городов и ремесел повышается роль внутренней торговли, носившей в основном характер обмена между городом и деревней. Города у восточных славян зарождались как укрепленные крепости, центры племенных княжений, торговли, ремесла. Число городов растет довольно быстро: по археологическим данным в X в. насчитывалось 25 городов, в XII в. - около 70, в середине XIII в. - 150. Среди них такие крупные центры, как Новгород, Киев, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Суздаль, Ростов, Ладога, Переяславль, Белоозеро, Перемышль. Это были политические и административные центры: там жили князь и княжеская дружина, действовали структуры самоуправления. Одновременно города росли и развивались как культурные, торговые и ремесленные центры, здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь. Многие из них славились красотой и прекрасной архитектурой. В Новгороде, Чернигове, Полоцке, Смоленске стояло несколько десятков каменных церквей, а Киев Адам Бременский называл "жемчужиной христианского Востока и вторым Константинополем". Городскими жителями были князья, дружинники, духовенство, купцы, ремесленники и колбяги (иностранцы и иногородние). В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы и денежные фонды. Свободное ремесло существовало в виде ремесленных общин-артелей. Археологи насчитывают 130 различных ремесел в городах Древней Руси. Таким образом, в древнерусском государстве сохранялись и развивались различные типы производственных отношений: родоплеменные, рабовладельческие, разные виды найма, данничество, поземельная зависимость (близкая к феодальной). Ответить на вопрос, какой тип преобладал, довольно сложно. Социально-экономические и политические отношения Древней Руси необходимо рассматривать в динамике: в молодом государстве, особенно в IX-XI вв., сохранялись многие родоплеменные черты, но постепенно развивались и черты классового общества - рабовладельческие и феодальные элементы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |