Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты


Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государ­ственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких це­лей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для это­го располагают.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской пре­мии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Со­гласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные целиэкономической политики и сформулировать их, что обыч­но делается в терминах максимизации функции общественного благосос­тояния. На их основе определяются целевые показатели(например, пол­ная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оцени­вает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель эконо­мики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген - соответ­ствие между количеством целей и количеством инструментов при проведе­нии экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение
занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налого­во-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что
политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инстру­ментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели ли­нейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называется целевой функцией.Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность го­сударственной экономической политики при достижении многих целей.
По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемостьцелей означает, что невозможно достижение рас­сматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над тем­пами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстриру­ет наглядно данную ситуацию.

Взаимодополняемыецели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.

Нейтральныецели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определен­ного уровня может и не влиять на темпы инфляции.
По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.



Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:

1. Объем государственных расходов.

2. Темп изменения реальной заработной платы.

3. Уровень занятости.

4. Индикатор распределения доходов.

5. Размеры инвестиций.

6. Совокупный спрос.

7. Уровень производства.

8. Сальдо платежного баланса. Позже, в 70-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:

1. Полная занятость.

2. Стабильность цен.

3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.

4. Устойчивый уровень экономического развития.

В конце 1980-х - середине 1990-х гг. многие правительства стали рас­сматривать лишь 2 задачи:

1. Полная занятость.

2. Борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регу­лирования и на нем сосредоточить основные усилия.
Для стран с развивающимися рынками таким стратегическим направле­нием государственной политики, как показывает практика 90-х гг., являет­ся борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государствен­ного регулирования.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в эконо­мику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административ­ные методы государственного регулирования через расширение государ­ственной собственности на материальные ресурсы, управление государ­ственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы го­сударственного регулирования с помощью различных мер макроэкономи­ческой политики.
Прямое вмешательство.Во всех промышленно развитых странах су­ществует более или менее значительный по своим масштабам государ­ственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эконо­мической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кре­диты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие госу­дарственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорож­ный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подвер­женными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми эле­ментами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнооб­разны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, за­конов против ограничительной деловой практики (антимонопольных зако­нов) и т. п.
Косвенное вмешательствопредполагает осуществление государствен­ного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направ­ления государственной политики тесно связаны друг с другом. Подробнее они будут рассмотрены в последующих главах.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддер­живающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.

В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономи­ста с мировым именем Яноша Корнай: «Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство - две могуще­ственные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фиаско государства | Г.К.ПОНДОПУЛО

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.