Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деньги и их функции




Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России

В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использо­вания налоги можно классифицировать в следующие группы.

По способу обложения, или по экономическому содержанию, налоги делятся на:

1) прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующим субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества! налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные, земельные налоги и др.; 2) косвенные. При этом субъект налога и его носитель не со­впадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, ра­боты, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкоголь­ные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих това­ров и становится фактическим плательщиком налога. К кос­венным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошли­ны, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом посредством введения государствен­ных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых по­купателем и поступающих в государственный бюджет.

По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в россии подразделяются на:

1) федеральные налоги и сборы. Перечисляются в обществен­ный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Фе­дерации;

2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации — уста­навливаются Налоговым кодексом РФ, республиканскими законодательными актами и обязательны к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ;

3) местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, ус­танавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного са­моуправления и обязательны к уплате на территориях соот­ветствующих муниципальных образований. В зависимости от направления использования налоги быва­ют общими и специальными:

1) общие налоги поступают в бюджет государства на финанси­рование общегосударственных мероприятий;

2) специальные налоги имеют строго определенное назначение

(например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего

ремонта дорог).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионально­го (субъекта Федерации) и местного.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) НДС (налог на добавленную стоимость);

2) акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налоги на доход от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная политика;

8) таможенные пошлины и таможенные сборы

9) налоги на пользование недрами;

10) налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) лесной налог;

12) экологический налог и др.

 

К региональным (субъектов Федерации) налогам и сбо­рам относятся:

1) налоги на имущество организаций;

2) налоги на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налоги на игровой бизнес;

7) региональные лицензионные сборы и др. Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество с физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование и дарение;

5) местные лицензионные сборы и др.

Основу налоговой системы РФ составляют налог на при­быль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налоговая политика — составная часть финансовой по­литики; система правовых норм и организационно-экономи­ческих мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на фе­деральном и региональном уровнях) и органами местного само­управления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Основные цели налоговой политики:
1) обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного

самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приори­тетных отраслей и видов деятельности отдельных террито­рий, малого предпринимательства;

3) обеспечить социальную справедливость при налогообложе­нии доходов физических лиц.

Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, эконо­мических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задач создания рациональной налоговой системы, обес­печивающей сбалансированность общегосударственных и част­ных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию на­ционального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бре­мени.

 

Деньги — особый товар, служащий единственным всеобщим эквивалентом; выражает стоимость всех товаров, является посредником в их обмене.

I Сущность денег раскрывается в их функциях. Ученые-экономисты считают, что можно выделить пять функций денег:

1.Мера стоимости-деньги выражают стоимость товаров и определяют их цены

2.Средство обращения-деньги служат посредником в обмене товаров и услуг.

3.Средства платежа—деньги используются для выплат без прямого обмена на товары.

4.Средство накопления (образование сокровищ)-деньги сберегаются для будущих покупок товаров и услуг, или образуют сокровища.

5.Мировые деньги-деньги выступают как всеобщее средство платежа.

Современные экономисты считают, что деньги выполняют три функции — деньги как мера стоимости, деньги как средство обращения и деньги как средство накопления.

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране (т.е. движение денег в наличной и наличной формах), закрепленная национальным законодательством; включает следующие элементы — денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии порядок обращения денег и платежей, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного о ращения.

Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, цену денег.

Основные участники денежного рынка — фирмы, Прави­тельство, Центральный и коммерческие банки. Объект купли-продажи — деньги, предоставляемые во временное пользова­ние.

7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды

Денежно-кредитная политика—целенаправленные действия государства (Центрального банка) по регулированию количе­ства денег в обращении. При меньшей денежной массе сокраща­ется совокупный спрос. За счет этого уменьшается инфляция спроса, но одновременно снижаются инвестиции в реальный сектор экономики, а это приводит к снижению темпов роста про­изводства. Наоборот, при увеличении денежной массы возрас­тает спрос практически на все виды товаров и услуг, что при их недостатке ведет к появлению и развитию инфляционного спро­са. Однако рост спроса ведет к увеличению предложения за счет расширения производства.

Для регулирования количества денег в обращении использу­ются в основном три инструмента — ставка рефинансирования Центрального банка (официальный учетный процент), нормы обязательных резервов Банка РФ, скупка-продажа государствен­ных ценных бумаг Центральным банком.

Повышение ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов коммерческих банков и увеличение продажи государ­ственных ценных бумаг имеют следствием сжатие денежной массы. При снижении ставки рефинансирования, нормы обяза­тельных резервов и увеличении скупки государственных цен­ных бумаг происходит расширение денежной массы. Основные направления денежно-кредитной политики:

1) регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста;

2) сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне;

3) корректировка цен, занятости;

4) обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы.

Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что каждая денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обра­щении прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьша­ется на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок платы которых наступает в текущем году.

Кредит (от лат. сгеаит - «ссуда», «долг»; сгеаеге - «вс­пять») — ссуда в денежной или товарной форме, предостав­ляемая заемщику на условия* возвратности, срочности, обеспеченности и платности. Основа кредита - появление временно свободных денжных средств в процессе кругооборо­та капитала (рис использование

Кредитование строится на определенных принципах:

1) выдача кредитов под материальное обеспечение. Гаранти­ей может стать залог;

2) предоставление кредита на определенный срок. По срокам кредиты подразделяются на краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (2-3 года), долгосрочные (до 10 лет);

3) возвратность. Полученный кредит в обязательном порядке должен быть возвращен кредитору. Отсрочка возвращения связана со штрафными санкциями;

4) платность кредита, заключающаяся в выплате процента за его пользование.

Кредит:

1) расширяет рамки общественного производства по сравне­нию с теми, которые устанавливаются наличным количест­вом имеющегося предложения денег;

2) выполняет перераспределительную функцию, превращая частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства в ссудный капитал, направляя их в прибыльные сфе­ры экономики;

3) содействует экономии издержек обращения, росту безна­личного денежного оборота (появляются кредитные карточ­ки, депозитные сертификаты и др.);

4) способствует ускорению движения денежных потоков, кон­центрации и централизации капитала. В современных условиях имеются многообразные формы

кредита.

Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме путем отсрочки платежей за проданные товары. Эта форма имеет ограниченное применение, поскольку не может, напри­мер, использоваться для выплаты заработной платы. Другой не­достаток состоит в том, что он может быть предоставлен лишь отраслями, производящими средства производства, отраслям, потребляющим их, но не наоборот. Например, машинострои­тельное предприятие может продать ткацкие станки в кредит текстильному предприятию, но последнее не может предоста­вить коммерческий кредит первому. Ограниченность этой фор­мы кредита преодолевается развитием банковского кредита.

Банковский кредит предоставляется финансово-кредит­ными учреждениями в виде денежных ссуд, которые подразде­ляются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Потребительский кредит предоставляется частным ли­цам при покупке потребительских товаров длительного пользо­вания. Реализуется или в форме продажи товара с отсрочкой пла­тежей через различные магазины, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. Получил широкое применение в экономически развитых странах ипотечный кредит предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий). Используется, как правило, для обновления основных фондов в сельском хо­зяйстве, финансирования жилищного строительства.

Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство может высту­пать одновременно заемщиком и кредитором. Источником средств государственного кредита служат облигации государ­ственных займов. Часто используется для покрытия дефицита государственного бюджета.

Международный кредит — форма движения ссудного капи­тала в сфере международных экономических отношений. Может предоставляться как в товарной, так и в денежной (валютной) формах. Кредиторами и заемщиками выступают банки, частные фирмы, государство, международные финансовые организации.

Кредит ломбардный — краткосрочный кредит под заклад легкореализуемого движимого имущества.

Кредит онкольный — отзываемый краткосрочный ком­мерческий кредит, который заемщик обязуется погасить по первому требованию кредитора. Обычно выдается под обес­печение ценными бумагами и товарами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.