Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления и этапы развития экономической теории




История становления и этапы развития экономической теории.

Проблема экономического выбора

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

 

 

Составитель Федонина О. В.,

стё преподаватель кафедры экономической теории

 

 

2.Предмет и функции «экономики».

3.Экономические категории и экономические законы.

4.Методологические основы экономической науки.

5.Экономическая система общества.

 

Экономические науки как система знаний человечества занимаются

изучением хозяйственного устройства общества. С их помощью люди по-

знают объективные закономерности экономического строя общества, систе-

матизируют явления хозяйственной жизни, вырабатывают практические ре-

комендации в сферах производства, обмена, распределения и потребления

материальных благ. Теоретической и методологической основой всех эконо-

мических наук является экономическая теория (экономика).

История становления экономической теории как науки включает в себя

труды мыслителей Древнего Востока (Египта, Китая, Индии и др.), Древней

Греции и Древнего Рима. Они изучали хозяйственные явления в рамках еди-

ной науки об обществе и окружающей человека природы. Принято считать,

что экономическая теория берет свое начало с момента выхода в свет в 1615

году книги французского экономиста Антуана де Монкретьена (1575–1622)

«Трактат политической экономии». К этому времени произошел окончатель-

ный переход от отрывочных наблюдений и описаний событий хозяйственной

деятельности к формированию целостных представлений о природе явлений

экономической жизни общества. Название трактата было присвоено новой

науке – «политическая экономия». Оно сложилось из трех греческих слов:

«полис» – город, государство, общество; «ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон и представляет собой науку о законах ведения общественного хозяйст-

ва.

Одной из важнейших проблем того времени был вопрос об источниках

богатства нации и способах его увеличения. Условия для систематизирован-

ного описания национального хозяйства появились лишь в период становле-

ния капитализма (конец XV – начало XVI века) и первым экономическим

учением стал меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец). Основные идеи меркантилистов заключались в том, что они отождествляли бо-

гатство нации с деньгами и их натуральной формой – серебром и золотом.

Источником богатства они считали торговлю и особенно внешнюю тор-

говлю. Исходя из этого, меркантилисты выработали систему мер, которую

должно использовать государство для стимулирования притока в страну

денег и ограничения их оттока.

Эта система мер легла в основу политики протекционизма (от лат.

protectio – покровительство, защита).

Следующее экономическое учение – физиократия (от греч. physis –

природа, kratos – власть) существовало в I–XVII веках. Его основателем был

Франсуа Кенэ (1694–1744). Физиократы, критикуя меркантилистов, утвер-

ждали, что богатство нации представлено многообразием товаров, а его ис-

точником является труд. Однако ограниченность идей физиократов заключа-

лась в том, что они признавали производительным только труд в сельском

хозяйстве, относя все другие виды труда к непроизводительному.

Продолжая учение физиократов, представители классической поли-

тической экономии – прежде всего Адам Смит (1723–1790) и Давид Рик-

кардо (1772–1823), обосновали следующие теоретические положения:

– богатство нации создается в сфере материального производства;

– источником богатства является труд; он же служит мерилом ценности

всех товаров;

– экономика должна регулироваться рынком; она имеет свои законы,

которые объективны.

В начале второй половины XIX века политическая экономия пережива-

ла кризис. Она распалась на два направления: марксизм и маржинализм.

Основателем марксизма был Карл Маркс (1818–1883), который считал

предметом своего исследования капиталистический способ производства и

соответствующие ему производственные отношения. Маркс создал теорию

прибавочной стоимости и доказал, что ее производство достигается путем

эксплуатации пролетариата, а присвоение капиталистами этой прибавочной

стоимости является постоянным источником увеличения их богатства. Как и

А. Смит, К. Маркс был убежден, что рынок служит могучим средством нако-

пления капитала. Но он полагал, что этот процесс закончится обострением

классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь

серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Экономи-

ческое учение К. Маркса получило широкое распространение в России.

Маржинализм (от фр. marginal – предельный) зародился в 70-е годы

XIX века. Его представители К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др. –

видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных спо-

собов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствова-

ния. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они

даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «эко-

номикс». Существенным недостатком маржинализма является его перегру-

женность абстрактными рассуждениями, математическими выкладками и асоциальность.

Главными направлениями современной экономической мысли

принято считать:

– неоклассическое направление – современные экономические тео-

рии и течения, представляющие развитие классической школы, созданной

трудами А. Смита и Д. Рикардо; неоклассицизм ввел в экономическую науку

понятие спроса, предложения, полезности, маргинальности и всеобщего рав-

новесия. Становление неоклассического направления связывают с именем

Альфреда Маршалла (1842–1924);

– кейнсианское направление – макроэкономическое учение, автором

которого является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883–1946). Он

обосновал необходимость государственного регулирования рыночной эко-

номики, с целью ее сохранения;

– институциализм – направление экономической мысли, которое

сформировалось для исследования совокупности социально-экономических

факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального кон-

троля общества над экономикой. Его представители: Т. Веблен, У. Митчелл,

М. Вебер, Д. Гелбрейт и др.

Экономическая наука в своем развитии прошла несколько этапов и

имела разные названия: политическая экономия, экономикс, экономическая

теория (экономика).

Объект изучения у них единый – национальное хозяйство общества.

Однако разные экономические школы понимали и понимают его по- разно-

му. Экономическая теория (экономика) синтезирует представления ранее су-

ществовавших школ и направлений для условий современного этапа разви-

тия общества. Она включает в себя и политическую экономию (сущностный

анализ) и микро- и макроэкономику (функциональный анализ). Объектом ее

исследования являются современные экономические системы, существую-

щие в форме смешанной экономики. Экономическая теория изучает объек-

тивные экономические законы и рациональное поведение хозяйствующих

субъектов на различных уровнях, а также поведение людей в производстве,

распределении, обмене и потреблении материальных благ в условиях огра-

ниченности ресурсов в целях удовлетворения потребностей.

 

2. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их — результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов[1].

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень — функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать — микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки.

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна­чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо­мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис­пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. • разработок Цент­рального экономико-математического института Российской Акаде­мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция — разра­ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция — непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч­ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по­литика государства в значительной степени и, следовательно, бла­госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник­новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс — это главный компонент современной экономической науки, использование кото­рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.