Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения формальной организации Л. Урвика





РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ А. ФАЙОЛЯ.

Советы Файоля молодым управляющим (менеджерам).

Наиболее интересными среди них являются следующие:

1) дополняйте свои технические знания «умением распоряжать­

ся, предвидеть, организовывать и контролировать». «Вас будут су­

дить не по вашим знаниям, а по вашим действиям»;

2) получайте «необходимые ценные дополнения к вашему обра­

зованию» общением с руководителями;

3) при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова

и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте пове­

дение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;

4) при благоприятных отношениях с руководителями не злоупот­

ребляйте их доверием;

5) при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдер­

жанность и меру, не допускайте необоснованной и недоброжелатель­

ной критики;

6) постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от дости­

жений современного общества.

Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: «Вы принадлежите к интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях».

Взгляды Файоля и Тейлора имеют принципиальное отличие.

У Тейлора рабочий является одним из элементов производства, наря­

ду с предметами труда и орудиями производства. Файоль же рас­

сматривает рабочего как «социально-психологического индивида».

Он выдвигал на первый план «социально-организационную задачу»,

у Тейлора же она растворяется в задаче общеорганизационной.

Файоль во многом пошел дальше Тейлора. В частности, он пред­

принял попытку с теоретических позиций исследовать «социальный

организм» предприятия, в то время как Тейлор практически все свои

усилия направлял на рационализацию «материального» организма.

Следует отметить, что позднее в американской практике, а за нею

и в других странах тейлоризм и файолизм слились в единую концеп­

цию, известную как школа «научного менеджеризма».

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные

положения его доктрины, являются Л.Ф. Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни, А. Рейли, А.П. Слоун.

 

Английский исследователь Л.Ф. Урвик — автор примерно 40 работ и многочисленных статей по вопросам организации управления произ­

водством. Он внес значительный вклад в развитие классической

школы управления. Особого внимания заслуживает его работа «Эле­

менты администрации». Ряд лет Урвик был директором Междуна­

родного института по управлению в Женеве, а затем вице-президентом

Британского института управления.

Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке

основных функций администрирования. К ним он относил: плани­



рование, организацию, укомплектование штата, руководство, коор­

динацию, отчетность и составление бюджета. Следует отметить, что

указанные функции до сих пор используются в качестве основных

в многочисленных исследованиях зарубежных авторов.

Урвиком разработаны следующие принципы построения фор­

мальной организации, не утратившие своей актуальности до настоя­

щего времени.

1. Соответствие людей структуре. Считалось, что вначале сле­

дует детально разработать структуру организации, а затем присту­

пить к подбору специалистов в полном соответствии с требования­

ми структуры.

2. Создание специальных и «генерального» штабов. Урвик указывал

на необходимость наличия в организации двух видов штабов: спе­

циальных и «генерального». Основной функцией специальных шта­

бов должна быть разработка рекомендаций для руководителя органи­

зации. Задачей «генерального» штаба является подготовка и передача

приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание по­

мощи руководителю в координации деятельности штабных специа­

листов. Необходимость «генерального» и специальных штабов вы­

текает из возрастания сложности управления и усложнения в связи

с этим функции координирования.

3. Сопоставимость прав и ответственности. Этот принцип го­

ворит о том, что любой линейный руководитель должен иметь власть,

соответствующую и равную ответственности.

4. Диапазон (сфера) контроля. Урвику принадлежит формулировка

принципа «диапазон контроля», под которым понимается количест­

во лиц, которыми эффективно может управлять руководитель. Норма

управляемости определялась им в количестве не более пяти—шести

человек. Диапазон контроля не может быть твердо установлен, так

как зависит в каждом конкретном случае от индивидуальных качеств

руководителя.

5. Специализация. Возможны три типа специализации управлен­

ческих работников: по признаку цели, операций, типу потребителя

или географическому признаку. Однако в чистом виде подобное раз­

деление весьма затруднительно, поэтому необходимо выбирать в каж­

дом случае комплексный критерий.

6. Определенность. Определенности в деятельности организации

можно добиться, если для каждой должности письменно определены

права, обязанности, ответственность и взаимосвязи с другими работ­

никами.

Сравнивая взгляды Урвика и Файоля, следует отметить, что Урвик

глубже формулировал основные принципы построения формальной

организации. Особое внимание Урвик уделял соотношению полно­

мочий (прав) и ответственности. В отличие от Файоля, который рас­

сматривал ответственность изолированно, Урвик отмечал, что обязан­

ности должны соответствовать полномочиям (правам).

Л. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности,

уделив особое внимание работе с кадрами.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2216; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.