Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое сопровождение выбора профессии




Основные психологические характеристики типов темперамента

Психол. хар-ки Тип темперамента Положительные Отрицательные
Холерик Энергичность Увлеченность Трудоспособность Целеустремленность Горячность Невыдержанность Нетерпеливость
Сангвиник Мобильность Оптимизм Жизнерадостность Трудолюбие Склонность к зазнайству Легкомыслие Поверхностность
Флегматик Устойчивость Постоянство Терпеливость Надежность Медлительность Невыразительность
Меланхолик Высокая чувствительность Мягкость Человечность Доброжелательность Способность к сочувствию Низкая работоспособность Мнительность Ранимость

 


 

Лекция №11

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Методы изучения школьников в целях профориентации

 

                               
   
 
             
 
 

 


Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации могут быть применены следующие методы:

1.Наблюдение – это специальноорганизованные восприятия изучаемых явлений.

Наблюдение должно отвечать четкой целевой установке (что и где наблюдать), плановости и систематичности (для этого составляют специальную программу); наблюдаемые факты должны фиксироваться.

Наблюдение может быть:

- непосредственным

- опосредованным (через других лиц-посредников)

- открытым (знают об этом)

- скрытым (учащиеся не знают о нем)

- включенным (исследователь включается в коллектив как равноправный его член)

- не включенным

- кратковременным (урок, день)

- длительным (четверть, год)

- непрерывным

- дискретным (возобновляется через время)

- монографическим (сразу по многим показателям)

- узким (какое-то одно исследуемое явление).

С целью выяснения профессионального самоопределения наблюдение предусматривает изучение следующих качеств:

1. Умение самостоятельно организовать и спланировать трудовую деятельность;

2. Творческий подход к выполнению того или иного задания;

3. Увлеченность процессом труда;

4. Критическое отношение к результатам своей деятельности.

Схема построения наблюдения за учащимися в целях ПО на уроке труда

1. Что делает учащийся, выполнив задание раньше других (помогает товарищу, просит дать новую работу, старается сделать свою работу еще лучше, читает книгу, бездельничает).

2. Как относится учащийся к помощи со стороны учителя и товарищей (принимает, отвергает, безразличен).

3. Каков ритм его труда? (берется активно, потом расслабляется, вначале пассивен, но потом увлекается, работает равномерно).

4. Отвлекается ли во время работы, или собран, сосредоточен? (отвлекается, отвлекается, чтобы помочь товарищу, не отвлекается).

5. Если встречаются затруднения, ищет выход самостоятельно, или ждет подсказки учителей или товарищей?

6. Насколько точны и координированы движения рук?

7. Как быстро овладевает приемами работы? (с одной стороны демонстрации, с двух, с трех и более).

8. Как организует свое рабочее место? (инструмент кладет на место или сваливает «в кучу»).

9. Насколько экономно использует материал? (разметка, подумав, не подумав, лишь бы как).

10. Следит ли за состоянием инструмента?

11. Инструмент применяет по назначению, или пользуется тем, что первым попало под руку?

12. Как пользуется технической документацией? (использует, редко использует, не использует).

2. Беседа – это прием и способ познания психологических явлений в процессе речевого общения в естественной обстановки жизни.

К беседам предъявляются следующие требования:

- целенаправленность,

- плановость,

- избирательность,

- индивидуальность подхода,

- соблюдение этико-педагогического такта.

В целях ПО беседы могут быть:

а) общими (один или несколько классов), ознакомление с профессиями;

б) индивидуальными – выяснение причины затруднения в выборе профессии, выявление мотивов выбора профессии, рассказ о профессии, рекомендации ученику о развитии способностей;

в) групповое (с несколькими учащимися, интересующимися одной профессией). – Германия.

3. Анкетирование. Анкетный опрос может быть успешно применен для определения проф. намерений, личных планов молодежи и др. сведений.

Однако метод анкетирования не универсален и имеет ряд недостатков, поэтому им не следует злоупотреблять и преувеличивать его значение. Так, при проведении анкетирования сказывается влияние исследователя, элементы субъективизма анкетируемых, неумение и незнание правил обработки данных. В младших классах не рекомендуется проводить анкетирование.

В то же время этот метод весьма нагляден.

Анкеты могут быть трех видов:

1. Дихотомические (ответ «да» или «нет»)

2. Закрытые (возможность выбора установленного варианта ответа)

3. Открытые (отсутствуют ограничения в ответах)

При обработке анкет сомнительную информацию и заведомо ложную («шалости» анкетируемого) не следует брать во внимание.

Т.к. интересы в подростковом возрасте не устойчивы, то анкетирование надо проводить несколько раз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.