Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные закономерности роста и развития человека

Читайте также:
  1. Cелекции, ее задачи и основные направления
  2. Cущность организации и ее основные признаки
  3. I. Основные права граждан
  4. I. Предпосылки быстрого экономического роста
  5. II. НЕОФРЕЙДИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
  6. А Основные положения расчета
  7. А. Основные задачи внешней политики России во второй половине XVIII в.
  8. А. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОРСКИХ ВОДОЕМОВ
  9. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  10. А. Своеобразие исторического развития и образа жизни кочевых народов Центральной Азии.
  11. Автомобильные пневмоприводы. Расчет и выбор элементов. Перспективы развития
  12. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития

Физическое развитие –состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. Физическое развитие детей и подростков характеризуется комплексом соматометрических, соматоскопических, функциональных, физиометрических показателей.

Соматометрические показатели (основные, наиболее часто используемые) – длина и масса тела, окружность грудной клетки.

Соматоскопические показатели – форма грудной клетки, спины, стоп; осанка; состояние мускулатуры; жироотложение; эластичность кожи; половое созревание.

Функциональные, физиометрические показатели- жизненная емкость легких (ЖЕЛ), силы сжатия кистей рук.

 

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами:

 

1. Неравномерность темпов роста и развития.Процессыроста и развития протекают непрерывно, но их темп нелинейно зависит от возраста: чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития на этапе созревания является общей закономерностью. Но встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим выделяют хронологический и биологический возраст ребенка.

Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (годы, месяцы, дни).

Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития.

Индивидуальные изменения темпа роста и развития ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому.

Критерии биологического возраста: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструаций, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10-12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции. Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе роста меняются пропорции тела, и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого и коротокотуловищного. Интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходят непараллельно. Существует определенная очередность роста и развития тех или иных структурных образований и функций. В период интенсивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию специфических факторов; в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций - к речевому общению; в период развития моторики – к двигательной активности.



3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания – девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек.

4. Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Надежность биологической системы базируется на избыточности элементов управления, дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции, совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства, динамичности взаимодействия звеньев системы. Примеры: в 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью – способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 0,33 атм. Природой предусмотрено дублирование многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха).

5. Генетическая обусловленность роста и развития. Рост ребенка – программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем. Проявление генной регуляции – способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).

6. Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей оказывают влияние факторы внешней среды:

- состояние атмосферного воздуха

- состав питьевой воды

- величина солнечной радиации

- другие факторы

7. Акселерация роста и развития. Ускорение. В результате акселерации у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста. Однако в последнее время темп акселерации замедляется. Есть основания думать, что акселерация не только приостанавливается, но и идет вспять, наблюдается децелерация.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятия «здоровье», «болезнь» человека. Причины болезни | Периоды детского возраста. Антенатальный период. Периоды жизнедеятельности человека

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3065; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.