Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение новой европейской литературы


ВЕК

IX

ВЕК

VIII

конец VII –начало VIII

 

Иоанн Дамаскин – византийский богослов и философ.

Представитель чисто средневекового типа мыслителя. Автор энциклопедического труда «Источник знания», включавшего три части «Диалектику», «О ересях», «Точное изъяснение православной веры». В разделе «Диалектика» он дает чисто богословское определение философии: «Философия есть познание сущего в качестве сущего, то есть познание природы сущего. И еще: философия есть познание божеского и человеческого, то есть видимого и невидимого. Далее философия есть попечение о смерти, как произвольной, так и естественной. Ибо…смерть двояка: во-первых, естественная, то есть отделение души от тела, во-вторых, произвольная, когда мы признаем жизнь настоящую и устремляемся к будущей. Далее, философия есть уподобление богу. Уподобляемся же мы богу через мудрость, то есть истинное познание блага, и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должного и через кротость превыше справедливости, когда мы делаем добро обижающим нас. Философия есть также искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало всяческого искусства и всяческой науки… Далее, философия есть любовь к мудрости; но истинная Премудрость – это бог, и потому любовь к богу есть истинная философия»[78].

VIII-IXвозникновение в Европе сильного государства франков.

Начало германского могущества.

Папа признает Пипина Короткого, королем франков и принимает участие в его коронации. Начало династии Каролингов.
Возникновение «Папской области» - церковного государства, просуществовало до 870 года (в его состав входили Рим, Равенна, Пентаполь).
8 – 814 Империя Карла Великого.Присоединение к франкскому королевству Италии, Баварии, Саксонии, части Испании. В конце VIII века было завоевано Карлом Великим и вошло в состав Каролингской империи лангобардское королевство. Таким образом,империя Карла включала в себя практически всю христианскую Европу, за исключением Англии и Астурии.
Каролингское возрождение VIII – IX веков
Основание Карлом на базе старой придворной школы в Ахене новой школы, основу обучения в которой составило преподавание латинского языка, Библии, «семи благородных искусств». Для преподавания в ней были приглашены специалисты в различных областях знания из всех концов империи. Из Италии (в которой школьное образование было в глубоком упадке) были приглашены трое: Петр Пизанский – грамматик, Павлин – один из виднейших богословов, Павел Диакон – историк, автор знаменитой «Истории лангобардов». Первоначально в школе обучались сам Карл и члены его семье, ближайшие сподвижники императора из различных частей империи. Этот период Каролингского возрождения принято называть придворным». Вышедшие из этой школы «ученики» продолжили просветительскую деятельность Карла и после его смерти. Приближенный и любимец Карла, его биограф Эйнхард в своем сочинении «Жизнь Карла» описывает то, с каким усердием относился к изучению латинского языка, риторики и «благородных искусств» сам император: «Красноречием он был одарен богатым и изобильным и мог с большой ясностью выражать все, что бы ни захотел… он прилагал старание к изучению языков иностранных. Латинским языком он владел так хорошо, что обычно молился на нем, так же, как и на родном; что касается греческого языка, он умел лучше его понимать, чем говорить на нем… Благородными искусствами он занимался с величайшим усердием и высоко ценя знатоков в этой области, оказывал им большие почести. Уроки грамматики он брал у старого диакона Петра Пизанского, в прочих науках его наставником был сакс из Британии Альбин, по прозвищу Алкуин, также диакон всесторонне образованный. Под его руководством он много времени и сил положил на изучение риторики, диалектики и особенно астрономии. Он изучал искусство вычисления и с большим вниманием и любознательностью наблюдал за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью имел обыкновение держать под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы, но несвоевременно и слишком поздно начатый труд приносил мало успеха» [79].
735-804 Алкуин – англосакс. В 790 становится руководителем придворной школы Ахена и основателем на ее базе придворной Академии. Академия выполняла функции школы, в которой обучались дети и придворные короля и дружеского кружка, в котором велись беседы на самые различные темы: богословские, научные, обсуждалась и проблема отношения христианства к античному наследию. Работа ахенской школы была организована в соответствии с разработанной им учебной программой, которая включала преподавание латыни, богословия и «семи благородных искусств». А. создал целый ряд учебных пособий по грамматике, риторике (с приложением об этике), диалектике (в форме диалога между ним и королем Карлом), задачника по арифметике, астрономический трактат о луне и високосном годе. В них он широко использовал материалы учебных пособий римских авторов. Алкуин считал, что для обучения «Библия и Вергилий одинаково необходимы». Некоторым пособиям он придавал форму диалога, загадок и отгадок, стихах в прозе. В них он использовал язык иносказаний и аллегорий. Примером могут служить «Словопрение Пипина (сына короля Карла) с Альбином». Из Ахенской школы вышло целое поколение образованных политиков, богословов, историков, которые явились основателями латинских культурных центров в Германии и за Рейном. Ахен называли «Новыми Афинами», подчеркивая его значение как главного культурного центра зарождавшейся Европы. Программа преподавания, разработанная в Ахенской академии, стала позднее образцом для т.н. епископских школ, которые в период зрелого Средневековья выполняли функции высших учебных заведений и послужили основой для возникновения XII-XIII веках первых европейских университетов.
Алкуин – становится настоятелем монастыря в г. Туре, где создает знаменитую монастырскую школу письменности и разрабатывает новую, более совершенную форму письма, т.н. «каролингский минускул». Им были заложены также основы католической обрядности.
По распоряжению Карла происходит реорганизация монастырей. Он образует при дворе комиссию с целью очистить канонический текст Библии от ошибок и распространить его по всей стране.Создается единый для всех монастырейсборник проповедей, проводит реорганизацию местных литургических обрядов по единому римскому образцу. Публикует «Капитулярий о науках», в котором указывается на распространение неграмотности среди монастырской братии и вменяется в обязанность монахам «…не только не пренебрегать знанием словесных наук, но со всем смирениеми старанием изучать их… Избирать же для этого следует таких мужей, которые, с одной стороны, обладают желанием и способностью к учению, а с другой – имеют призвание учить других»[80]. Капитулярий предписывал создать при каждом монастыре и каждой епископской кафедре школы для всех, кто способен учиться.
Капитулярий Карла «Всеобщее увещевание». В нем он повелевает устраивать школы для обучения мальчиков чтению, псалмам, нотам, руководству по пению, счету, грамматике. Требует исправить в монастырях и епископствах от ошибок богослужебные книги, ибо многие, желая молиться Богу, плохо молятся по неисправным книгам. Если потребуется, нужно для этого переписать псалтыри и молитвенники и пусть это делают люди зрелого возраста со всяким тщанием[81]. (В очередном капитулярии (802 года) предлагалось привлечь в эти школы и мирян.)
Политическое объединение Европы. Папа Лев III объявляет Карла императором Священной римской империи. Благодаря культурной деятельности Карла и созданной им школы и академии Европа покрылась сетью школ, дававших возможность получить начальное, среднее и общее образование. Они ориентировались на различные слои населения от простолюдинов-мирян до придворных и деятелей церкви. Школы различались как по программе, так и по методам преподавания. Так, в школах для мирян преподавание не предполагало обучение чтению и письму, носило устный характер и ограничивалось заучиванием молитв, псалмов и рассказами эпизодов из священного писания. Обучения счету так же носило устный. Вместе с тем все формы школьного образования от низшей до высшей ступени преследовали одну главную цель –приобщение всего европейского населения к единому христианскому мировоззрению, .которое в эпоху набиравшего силу процесса политической консолидации Европы приобретало роль важнейшего идеологического фактора. Это новое качество христианства как официальной идеологии станет особенно очевидным в 936 году, когда считавший себя преемником Карла император Священной Римской империи Оттон I реализует идею создания « имперской церкви».

 



Смерть Карла Великого. Для начала века характерно продолжение упадка во всех областях жизни, в том числе и культурной. Во-второй половине века новый расцвет монастырских школ. Данный век – время зарождения новой европейской литературы – продукта синтеза христианской доктрины и фольклора народов, населявших бывшие римские провинции. Период упадка. Снижение урожайности, эпидемии, резкое сокращение населения. Все это предопределило упадок культурных традиций Каролингского возрождения, по словам одного писателя, оно «утонуло в бедствиях IX-X веков». После смерти Карла Великого, первый «придворный период». Каролингского возрождения» уходит в прошлое. С восшествием на имперский престол Людовика Благочестивого Ахенская академия приходит в упадок, а в 40-вые годы закрывается.Новая имперская власть не только не поощряла развитие просвещения, но относилась к нему отрицательно, всячески способствуя насаждению ортодоксии, как среди мирян, так и священнослужителя. Даже такие выдающиеся просветители, как Алкуин, отказываются от своего былого увлечения мудростью древних философов и ораторов. «Разрыв между светской и духовной культурой становится повсеместным». Культура вновь уходит в монастыри, наступает второй « монастырский период» Каролингского возрождения»[82].Повсюду на территории бывшей империи Карла наблюдается упадок образованности и падение нравов, обусловленное сближением служителей клира с феодальной верхушкой и усвоением ими ее образ жизни. По Указанию Людовика Благочестивого запрещаются школы для мирян. Вместе с тем, вопреки этим запретам, в ряде монастырей в этот период культурного упадка благодаря деятельности последователей Алкуина, сохраняются традициии структура образования Каролингской эпохи. В них была сохранена школьная программа, составленная Алкуином, предполагавшая использование как сочинений «отцов церкви», так и античных авторов. В просветительской деятельности монастырей в этот период важное место занимала работа по собиранию, переписке и распространению книг. Скриптории – мастерские по переписке книг и хорошие библиотеки имелись во всех известных монастырях. Из сочинений древних мыслителей в них были широко представлены рукописи, которые были вывезены Карлом Великим из Италии. Они постоянно переписывались. «Подавляющее большинство рукописей, по которым издаются теперь античные авторы, относится именно к IX веку».[83] В обучении в монастырских школах широко использовались учебные пособия, составленные на основе текстов античных авторов: Боэция, Марциана Капеллы, Коссиодора и Истдора Севильского. Широкое распространение получают и рукописи собственно античных авторов, например, Цицерона. В каждом из монастырей имелось, как правило, хотя бы несколько его трактатов. Для представителей «книжной культуры» этого столетия был характерен тип неутомимого собирателя рукописей не только выдающихся, но даже и незначительных латинских авторов. Ссылка на авторитеты, в качестве которых выступали как сочинения «отцов церкви», так и античных авторов Платона, Аристотеля, Цицерона, Боэция и др., нередко приравнивалась, по своему значению, к ссылкам на текст Священного писания. Разумеется, при толковании этих текстов в обязательном порядке проводились аналогии между суждениями авторитетов и текстом Библии, с целью доказательства их соответствия слову Божьему. В ряде монастырей была организована не только переписка, но сверка и комментирование текстов, а также составление словарей аллегорий. Вместе с тем, главной заботой этих школ остается по-прежнему приобщение как клириков, так и мирян к слову божию.
Начало строительства в Венеции «Дворца Дожей».
Начало строительства в Венеции Собора Св. Марка.

Уход культуры в монастыри в условиях поддержки имперской властью христианской ортодоксии и закрытия светских школ имел положительное значение еще в одном отношении. Близость монахов к повседневной жизни мирян, которые были обязаны наставлять их в христианской вере, способствовала появлению новой «народной» формы христианской культуры, в которой осуществлялся синтез христианской идеи с фольклорной традицией. Языком этой культуры была не классическая, а «вульгарная» латынь и местные наречия, а материалом факты исторической и повседневной жизни, в которой причудливо переплетались христианские верования и представления о действительности, элементы древних, языческих в своей основе, верований и традиций, а также события, связанные с формированием новых экономических и социальных реалий: феодальных отношений, самостоятельных королевств, герцогств, городов, торговли, развитием ремесленного производства. «Монастыри унаследовали от академии вкус к книжной культуре, но не унаследовали презрения к «мужицкой грубости» народной культуры: от скрещения этих двух началв монастырских кельях обновилась латинская и родилась немецкая и французская литература»[84].

Первой из этих новых культурных форм стали героические песни и эпические поэмы-жесты, первоначально существовавшие в устной традиции. Несколько позднее возникает лирическая поэзия. Появление этой литературы было по существу началом истории собственно европейской литературы.

 

начало IX – «Песнь о Хильдебранде» - древнейшее произведение германского героического эпоса, созданное в форме песни и повествующее об эпохе Остготского государства в Италии во главе с Теодорихом Великим и зарождении феодальных отношений, в которых главным принципом была не общность кровнородственных связей, а вассальная верность приближенных своему королю.

VIII-IX –«Беовульф» - один из древнейших памятников англо- саксонского героического эпоса

V-IXВарварские правды – записи обычного права, игравшие роль судебных сборников. Обозначались они по названиям племен или народов: «Вестготская» (самая ранняя), «Салическая», «Баварская», «Русская» и др.

 

В Багдаде основан «Дом мудрости» с библиотекой, в которой хранятся сочинения греческих мыслителей Гиппократа, Евклида, Архимеда, Птолемея, Аристотеля, Платона и переводятся на арабский язык.
Норманны захватывают Англию. Возникновение европейской государственности
Раздел империи Карла Великого т. н. “Верденский договор” между внуками Карла Лотарем, Карлом Лысым, Людовиком Немецким положившим начало трем крупным государствам – Италии, Германии, Франции.  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V-VII - Вестготское возрождение в Испании | Немецкое возрождение IX века

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.