Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программирование как форма государственного регулирования экономики, виды программ

Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Виды прогнозов, их характеристика.

Государственное прогнозирование рассматривается как дея­тельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долго-, сред­не- и краткосрочную перспективы и как система научно обосно­ванных представлений о целях, критериях, принципах, на­правлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснова­нием основных прогнозируемых показателей и мер по обеспече­нию их достижения.

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению.

Формы прогнозирования: директивное, индикативное, стратегическое.

Виды прогнозов: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.

Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития.

По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).

По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.

 

 

Программирование является формой государственного регулирования экономики. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики.

Программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

Весь массив действующих прогнозных и программных раз­работок классифицируется нормативными правовыми доку­ментами по следующим группам, видам и подвидам:

1) государственные прогнозы и программы социально-эко­номического развития Республики Беларусь;

2) государственные программы;

3) отраслевые программы;

4) региональные программы.

Первая группа включает совокупность прогнозов и прог­рамм социально-экономического развития, разрабатываемых согласно Закону «О государственном прогнозировании и прог­раммах социально-экономического развития Республики Бела­русь» (1998 г.).

Вторая группа охватывает государственные и межгосудар­ственные программы. Государственные в свою очередь подраз­деляются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-техни­ческие. Народнохозяйственные программы включают производ­ственно-экономические и экологические.К научным и науч­но-техническим относятся научно-исследовательские (государ­ственная программа фундаментальных исследований, государ­ственная программа прикладных научных исследований и др.) и научно-технические программы, включая комплексные целе­вые научно-технические. Межгосударственные программы мо­гут быть разделены на совместные программы Союза Беларуси и России, а также СНГ, ЕврАзЭС и с другими странами.

Третья группа охватывает отраслевые, четвертая регио­нальные программы.

Помимо статуса программы могут классифицироваться и по таким признакам, как назначение, целевая направленность, вид деятельности (природа объекта), функциональные особен­ности, масштабность, комплексность и значимость решаемых проблем, организационная модель. Например, но значимости и актуальности выделяют инновационные и инвестиционные программы, программы по ресурсосбережению и др. Особое значение имеют государственные программы по обеспечению внутренней и внешней безопасности (правоохранительные, обо­ронные и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы и методы государственного регулирования экономики | Балансовый метод в системе регулирования национальной экономики. Виды балансов и их характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.