КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы «загрязнения» речевой среды
Культура речи как научная дисциплина: предмет, цели и задачи. Актуальность проблемы речевой культуры. Определение понятия культура речи. Современная теоретическая концепция культуры речи СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ. ФАКТОРЫ «ЗАГРЯЗНЕНИЯ» РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ. Лекция 7. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. План: 1. Культура речи как научная дисциплина: предмет, цели и задачи. Актуальность проблемы речевой культуры. 2. Факторы «загрязнения» речевой среды. 4. Средства повышения речевой культуры.
Понятие «культура речи» следует рассматривать в нескольких аспектах: наука, характеристика качества речи, учебная дисциплина. 1. «Культура речи – лингвистическая наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком». 2. «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы: 1. Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам? 2. Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной? 3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)? Итак, три составляющих компонента определяют сущность культуры речи – нормативный, коммуникативный, этический. Наконец, культура речи – учебная дисциплина, основной целью которой является формирование, совершенствование речевой культуры.
Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при президенте РФ создан комитет по вопросам русского языка, разрабатывается Государственный закон о русском языке, Государственным образовательным стандартом предмет введен во все учебные заведения (средние и высшие), выходит много учебных пособий, справочной литературы, популярной по вопросам речевой культуры, постоянные рубрики в газетах и журналах «А как это по-русски», «О культуре родной речи», передачи радио и телевидения посвящены проблемам речевой культуры. Наконец-то общество осознало, в каком плачевном состоянии находится речевая культура. Даже появилось такое понятие – «экология речевой среды», т. е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении. Слишком много можно назвать факторов «загрязнения» речи современного человека: - обилие слов-паразитов, слова эти довольно стереотипны – так сказать, значит, ну, вот, как бы; - засорение речи жаргонизмами. Речь современных людей – это речь жаргонизированная. Жаргон перестал быть речевой характеристикой молодежи (студентов, школьников). Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, политиков, бизнесменов, разного рода «звезд». Сегодня жаргонное слово чувствует себя свободно там, где, казалось бы ему не должно быть места – в парламентской речи, в выступлениях государственных чиновников, в официальном общении. Жаргонизированный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных; - просторечные слова и выражения; - нарушения литературных норм произношения, словоупотребления, построения фраз; - засорение языка иностранными словами. Заимствования – один из самых динамичных процессов современного русского языка. - употребление ненормативной лексики стало почти нормальным явлением, нецензурные слова проникли даже в СМИ;
- катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего человека»; - обеднение выразительных средств языка; Все это свидетельствует о языковой анархии, какую переживает наше общество в настоящее время. Итак, интерес к проблемам речевой культуры связан с создавшейся неблагополучной ситуацией в речевом пространстве, с низким уровнем речевой культуры. Следующей причиной большого общественного интереса к проблемам речевой культуры является повышение требований к речевой подготовки современного специалиста. Владение культурной речи – показатель профессионального уровня, профессиональной пригодности преподавателей, юристов, социальных работников, психологов, специалистов по связям с общественностью, менеджеров, всех тех, в профессиональной деятельности которых слово является главным «инструментом». Профессиональный успех, профессиональный рост во многом определяется владением речевой культурой. Недостаточная речевая культура как письменная, так и устная снижает рейтинг любого профессионала, чья деятельность связана с речевым общением. Какие требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют? 1. Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковом нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления. 2. Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением. 3. Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан. 4. Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения. 5. Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский). 6. Простота речи, то есть безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой). 7. Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных. 8. Живость речи, то есть отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность. 9. Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |