Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план дисциплины




№№ Вид занятия Тема Количество часов
1. Лекция Предмет, задачи, система дисциплины. Аналитическая журналистика: свойства и назначение  
2. Лекция Корреспонденция — жанр аналитический  
3. Лекция Статья  
4. Лекция Письмо как жанр публицистики  
5. Лекция Обозрение  
6. Лекция Обзор печати  
7. Лекция Рецензия  
8. Лабораторное занятие Определение аналитических жанров на страницах газет (журналов)  
9. Лабораторное занятие Выбор темы (проблемы)дпя написания аналитического жанра  
10. Лабораторное занятие Защита темы будущего аналитического жанра  
11. Лабораторное занятие Сбор и отбор материала для аналитического жанра  
12. Лабораторное занятие Литературная работа над аналитическим жанром. Система фактов, аргументов  
13. Лабораторное занятие Экспертные процедуры при работе над текстом    
14. Лабораторное занятие Защита результатов творческих самостоятельных заданий (по каждому жанру)    
15. Самостоятельная работа студентов    
16. Экзамен    
Всего    
               

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекция 1. Предмет, задачи, система дисциплины. Аналитическая журналистика: свойства и назначение

План лекции:

1. Предмет, задачи, система дисциплины.

2. Методология и методы публицистического анализа

3. Аналитические формы в жанровой структуре публицистики.

4. Особенности творческой работы журналиста-аналитика. Предметом дисциплины являются аналитические жанры публицистики —

корреспонденция, статья, письмо, обозрение, обзор печати, рецензия и

некоторые жанровые видообразования (комментарий, расследование и др.).

(

Задачи курса (дисциплины): овладение теорией публицистического анализа как углубленного, осмысленного и в целевом отношении направленного отражения действительности; приобретение навыков работы в жанрах, предполагающих использование анализа и синтеза фактов действительного мира. Изучение дисциплины (учебный план) состоит из лекционной части и лабораторных занятий, предполагающих практическое освоение работы журналиста в жанрах аналитики.

Творчество журналиста, так или иначе вписывающееся в систему жанров журналистики, определяет всю специфику его профессиональной деятельности. Своеобразие журналистского творчества во многом определяется жанрами, а

литературное мастерство автора искусством перевоплощения речевого материала в определенную жанровую форму (Ким, 2004). В современной теоретической литературе о жанрах много споров об определении жанров, но главное - о жанровой палитре в журналистике. Думается, она неоправданно широка, размыта, обезличена. Многое из устоявшегося, классически выверенного, прошедшего испытание временем исчезает, появляется новое, нужное, но не всегда теоретически и практически оправданное. Например, пресс-релиз, служебный документ, рождающийся из-под пера чаще всего не журналиста, никак не может быть жанром. Но само явление трансформации отдельных жанров и жанровой системы в целом следует признать. Жанр возможно определить как «особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная» (Кройчик, 2004). Но следует привести и академическое определение жанра (франц. janre - род, вид), как исторически сложившийся род художественных произведений, характеризующийся определенными сюжетными, стилистическими и другими признаками (Совр. толк. сл. русского языка, 2004). Надо признать, что в теории журналистики понятие жанра носит все же более условное понятие.

Как система, жанры журналистики (публицистики) составляют три группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические (литературные). Хотя выделяются внутри групп и подгруппы, и жанровые видообразования. Аналитические жанры отличаются глубиной доказательности, широтой освещения действительности, широтой выводов и обобщений.

Жанр — это всегда текст, но не каждый текст является жанром.

Неплодотворны попытки подменить понятие жанра понятием текста. Но и

жанров в публицистике в чистом виде не бывает. Жанровые различия состоят в

своеобразии предмета (объекта) познания, отображения, а также в своеобразии

рабочих функций, организаторскими, познавательно-воспитательными

задачами. Особенно это относится к группе аналитических жанров. Итак, «под

журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами» (Тертычный, 1998).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.