Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный стиль. Стилистические черты, языковые средства, жанры




Лекция. СПЕЦИФИКА ЖАНРОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(особенности построения публицистических, научных и официально-деловых текстов).

План:

1. Научный стиль. Стилистические черты, языковые средства, жанры.

2. Научный стиль. Стилистические черты, языковые средства, жанры.

3. Научный стиль. Стилистические черты, языковые средства, жанры.

 

Для научной речи характерны следующие качества:объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания; логичность, которая проявляется в последовательности и не­противоречивости изложения и создается с помощью особыхсинтаксических конструкций (сложные предложения с прида­точными причины, условия, следствия, предложения с ввод­ными словами во-первых, наконец, следовательно, итак и др.)и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы); — доказательность, которая проявляется в цепочке рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез; точность, которая достигается использованием терминов,однозначных слов, четким оформлением синтаксических свя­зей слов, ясной внутренней семантической связью; обобщенность и отвлеченность (абстрагирование), которыепроявляются в отборе слов (преобладание имен существи­тельных над глаголом, общенаучные слова, имена существи­тельные с абстрактным значением, конкретные существитель­ные в обобщенном значении), в употреблении форм слов(глаголы настоящего времени во «вневременном» значении,возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-голица глагола, форм несовершенного вида), в использованиисинтаксических конструкций (неопределенно-личные предло­жения, страдательные обороты); — насыщенность фактической информацией.

Научный стиль Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, нормированность речи. Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой дея­тельности. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования — его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала форми­роваться строгая научная терминология, впоследствии дополнен­ная терминами на латинском языке, ставшем интернациональным

научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного языка можно считать строгое логическое изло­жение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда стала создаваться русская научная терминология. Научные труды М.В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сло­жился во второй половине XIX в. — в период научной деятель­ности крупнейших ученых этого времени.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся незави­симо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанров высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии, философии или истории.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения (как можно более точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д.). Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной сис­темой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.

Нередко научный стиль называют «сухим», лишенным элемен­тов эмоциональности и образности. Однако зачастую в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые (будучи, правда, дополнительным приемом) заметно выделяются на фоне чисто научного изложения и придают научной прозе дополнитель­ную убедительность. Вот, например, отрывок из научной работы известного хирурга середины XIX в. Н.И. Пирогова: «Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изме­няется, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на

котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили и тщательно сберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание». Основная функция научного стиля — не только передача логи­ческой информации, но и доказательство ее истинности, а часто — новизны и ценности.

Функция доказательности проявляется в формальной структуре стиля. В образцах некоторых разновидностей научного стиля, например математической, аргументация нередко прямо именуется доказательством.

Педагог Е.И. Кореневский, подтверждая, что доказательность — одна из важнейших функций научного стиля, критикует стиль некоторых методических сочинений: «...в них отсутствует описание пути, каким пришел автор к мысли о необходимости применять тот или иной прием в преподавании... Зачастую конкретный во­прос методики излагается у нас так, как будто бы до этого времени никто в печати и не касался его... В результате всего этого — от­сутствие настоящей доказательности в методических сочинениях, что лишает их убедительности»1.

Вторичная функция научного стиля, связанная с его основной функцией, — активизация логического мышления читателя (слу­шателя). В научно-учебном подстиле научного стиля эта функция приобретает первостепенное значение. Задача научно-популяр­ного подстиля иная: заинтересовать неспециалиста научной ин­формацией.

Основная функция научного стиля обусловила его основные отличительные признаки. В зависимости от «чистоты» их прояв­ления научный стиль делится на три основные разновидности — три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популяр­ный (близкий к художественному и публицистическому стилям). В литературе подстили нередко именуются стилями.

Кроме того, научный стиль имеет разновидности в зависимости от рода науки (точнее, цикла наук). Так, физико-математическая и общественно-политическая разновидности научного стиля пред­ставляют собой его противоположные полюсы.

Оценивая роль научного стиля русского языка, надо иметь в виду, что он не только обслуживает отечественную научную и научно-педагогическую сферу, но и становится важным фактором между­народного научного общения.

Лексика Важнейшим компонентом лексики являются тер­мины, т. е. слова (или словосочетания), обозначающие логически сформулированные понятия и тем самым несущие логи­ческую информацию большого объема. Роль терминологической лексики в обшей лексической системе языка неуклонно повы­шается. Научно-техническая революция вызывает перестройку понятийного аппарата многих наук и возникновение новых науч­ных отраслей, что порождает новые терминологические системы и вносит существенные изменения в уже существующие. В разви­тых языках около 90% лексики составляют научные и технические термины. Однако в каждой узкой отрасли науки и техники коли­чество специальных терминов не превышает 10— 15%, а в узкой — 150-200 ед.

Большую роль играют интернационалиэмы, т. е. слова, встре­чающиеся в ряде языков и обладающие в той или иной степени фонетическим, грамматическим и семантическим сходством. Неко­торые научные тексты почти на 50% состоят из интернационализ­мов. Приведем примеры интернационализмов (в скобках даны их английские параллели): агитировать (agitate), ретроспективно (retrospect), спидометр (speed), пуризм (риге), препарировать (prepare), феномен (phenomenon), пролонгировать (prolong), экспрессия (expres­sion), контейнер (container), конструкция (construction) и др. Полное семантическое соответствие присуще таким русско-английским параллелям, как аналог — analog, атрибутивныйattributive, астрономияastronomy, система — system и др.

Другим важным компонентом лексики собственно научного подстиля является общенаучная лексика.

Как упоминается в частном словаре общенаучной лексики (изд-во МГУ, 1970), наиболее употребительными словами в шести разновидностях научного стиля (математической, физической, химической, биологической, медицинской, геолого-географичес­кой) являются следующие слова: число, система, функция, точка, уравнение, случай, один, значение, другой, элемент, можно, процесс, множество, часть, время, вещество, величина, только, плоскость, получить, различный, определить, вода, равный и др.

Одной из особенностей употребления общенаучных слов явля­ется их многократное повторение в научном тексте. Так, в трудах по теоретической механике, физике, математике наиболее употре­бительными глаголами являются: быть, иметь, найти, получать, обозначать, определять, следует, называться, рассматривать, тре­буется, представлять собой, являться и др.

Повторение одних и тех же слов в художественной речи счита­ется дефектом, но в научной речи — это закономерность, стилевая примета.

Другая особенность употребления общенаучных слов — исполь­зование в научном тексте только одного значения многозначного слова. Так, глагол вызывать, имеющий в общенародном языке семь значений, употребляется только в одном значении — «возбудить, породить»; глагол занимать, имеющий шесть значений, — в зна­чении «заполнять собой какое-либо пространство, место»; глагол изобразить, имеющий пять значений, — в значении «представлять собой, выразить» и т. п.

Вместе с тем ряд слов (и словосочетаний) употребляется в на­учных текстах преимущественно в «служебном» значении; для них характерно «смысловое опустошение»: вид («имеется в виду...»), данный («данные примеры»), в количестве, в форме, путем, является, заключается, имеется, выступает и др.

В научном стиле используется и абстрактная лексика. Приве­дем пример из научной статьи СП. Обнорского: «Русский язык — великий язык великого русского народа. Язык входит существен­ным слагаемым в понятии нации. Он служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, ее твор­чества, национального самосознания. Именно в языке полнейшим образом — и притом в осмыслении самого народа — отпечатлева­ются все этапы истории этого народа от отдаленнейших времен, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое народа, интенсивное развитие его куль­туры — залог богатого и мощного развития самого языка данного народа. Таков именно русский язык. В его силе и богатстве нашли свое выражение длительность пройденного народом исторического процесса и интенсивность культурного развития русской нации во всем течении ее истории»1.

В этом тексте содержится много абстрактных существительных: фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и др., употреб­ленных в прямом (номинативном) значении.

Фразеология научного стиля характеризуется наличием состав­ных терминов (солнечное сплетение, прямой угол, точка пересечения, точка замерзания, точка кипения, звонкие согласные, причастный

оборот, с/южноподчиненное предложение и т. д.), различного рода клише (состоит из..., заключается в..., представляет собой..., применяется для... и т. п.).

Морфология Яркая отличительная черта собственно научного подстиля — преобладание имен существитель­ных. В научном тексте существительных в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов. Это можно легко объяснить номинаци­онной направленностью научного стиля, главное — обозначить, описать явление. Повествование же, широко пользующееся глаго­лами, здесь занимает незначительное место, поэтому научный стиль по соотношению глагольной и именной лексики резко отличается от художественного. Это же соотношение отличает научный стиль от делового.

Наиболее употребительными существительными среднего рода являются слова, обозначающие абстрактные понятия: время, дви­жение, условие, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, изменение, распределение, направление, состояние, вли­яние и др.

Научной речи присущи и особенности употребления форм числа имен существительных: конкретные существительные в един­ственном числе часто используются в обобщенном значении. С другой стороны, в научном стиле немало отвлеченных, а также вещественных существительных, обычно не употребляющихся в форме множественного числа: стоимости, частоты, темпера­туры, величины, состояния и др.

Употребление глагола в собственно научном подстиле также имеет особенности: круг личных форм глагола сужен — совсем не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа.

Особенности употребления временных форм глагола являются ярким показателем научного стиля.

Формы прошедшего времени в текстах собственно научного подстиля очень часто приобретают отвлеченное значение, синони­мичное настоящему, вневременному. Сравним описания одного и того же опыта: «Если при этом чашки весов остались в равновесии (исход Р...), то фальшивой является одна из 12 отложенных монет... Если перевесила первая чашка (исход П), то либо...»; «Действитель­но, если опыт... имеет исход Р, то фальшивой является единственная сомнительная монета... Если опыт... имеет исход П, то либо...».

Формы будущего времени также имеют здесь ярко выраженный вневременной характер. Приведем примеры синонимии форм

будущего и настоящего времени в одном и том же тексте: «Функцию F9mn будем называть отрицанием дизъюнкции... Функция F10носит название функции равнозначности».

Подобное «временное» употребление глагола специфично именно для научной речи. Свободная замена одного времени гла­гола другим свидетельствует о значительном ослаблении категории времени глагола в научном стиле. Глаголы как бы утрачивают свою глагольность, приобретая взамен качественность, поскольку стано­вятся выражением не действия или состояния, а свойства. Ослаб­ление или даже опустошение значения времени глагола создает предпосылку для весьма интенсивного образования отгла­гольных существительных — суффиксальных и бессуффиксальных: гранение, плавление, приводнение, калибрование, намагничивание, агрегатирование, вакуумирование, кодирование, экранирование, обез­воживание, запивка, задувка, анкеровка, калибровка, стыковка, ослан-цовка, формировка, перемотка, подогрев, сжим, вылет, заход и др.

Преобладание имени существительного над глаголом, резкое ослабление глагольности — характерные черты морфологии соб­ственно научного подстиля.

В области морфологии наблюдается также использование более коротких вариантных форм мужского рода, что соответствует прин­ципу экономии языковых средств: вместо клавиша — клавиш (в значении «наконечник рычажка в разного рода механизмах»), вместо манжетаманжет (в значении «кольцо для скрепления концов труб») и др.

В научных работах зачастую форма единственного числа имен существительных употребляется в значении множественного: волк — хищное животное из рода собак (называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков); липа начинает цвести в конце июня (конкретное существительное употреблено в собирательном, обобщающем значении); изучается форма уха, носа, глаз (слово форма употреблено вместо формы, так как оно от­носится и к последующим существительным).

В научно-технической литературе вещественные и отвлеченные существительные нередко у потребля ются в форме множественного числа: смазочные масла, высококачественные стали, красные и белые глины; большие глубины, низкие температуры, шумы в радиоприем­нике; годовой и квартальный ремонты.

Синтаксис В собственно научном подстиле господствует логи­ческий, книжный синтаксис. Фраза отличается

грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-инфор­мативной насыщенностью. Типичны осложненные и сложные кон­струкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения движения мысли, авторской аргументации, связи между явлениями. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинно-следственных), градаци­онных и резюмирующих слов типа во-первых, следовательно и т. п. Предложения, как правило, повествовательные; вопросительные предложения употребляются лишь при постановке проблемы, полемике и т. п. Например: «Но что такое звуковой тип? С чисто физической стороны понятие звукового типа произвольно». Порядок слов также отражает логическую направленность предложения.

В целом синтаксис строг и стилистически однороден; в нем почти отсутствуют эмоциональные разговорные эллиптические конструкции.

Среди простых предложений широко распространена кон­струкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Такая конструкция, отличающаяся компактностью и логической яс­ностью, обусловлена номинационным характером научного стиля, т.е. выдвижением на первый план имени и ослаблением семантической роли глагола. Пример: «Попытки обобщения опыта работы в этой области свидетельствуют о том, что теоретическое содержание понятия нормы в первом приближении, как говорят математики, освоено». Следует иметь в виду, что типичное для соб­ственно научного подстиля нанизывание падежей считается неуместным в других стилях.

В научных текстах широко употребительны конструкции с при­частными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении: «Для того чтобы подсчитать информацию об этом опыте, содержащуюся в другом опыте А, мы рассмотрели вспомогательный опыт В, полу­чаемый при помощи объединения в один-единственный исход целой группы исходов В, отличающихся друг от друга не больше чем на малую величину».

Вместе с тем в текстах собственно научного подстиля употреб­ляются и простые предложения, лишенные книжной усложнен­ности. Они выделяются своей «обычностью» на фоне книжного усложненного синтаксиса, поэтому их нередко используют для наиболее существенной мысли (аргумента, формулировки, вывода и т. п.). например: «Существуют два источника элементарного сигнала в узле».

Требование однозначности высказывания делает невозможными синонимические замены, особенно если это касается терминов, поэтому в собственно научном подстиле нередки повторы, счита­ющиеся нежелательными в художественной и публицистической речи (если они не несут там специальной функции), например: «Легко видеть, что с помощью простейших эквивалентных преобразований информацию, заданную в любом конечном алфавите, можно записать в алфавите, содержащем только две буквы. Такой алфавит мы будем называть стандартным двубуквенным, или двоичным алфавитом».

Сложное предложение в собственно научном подстиле должно быть логически четким, поэтому усложненных конструкций не­много. Части сложных предложений стилистически однородны, разговорные синтаксические элементы в них отсутствуют. Преобла­дает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного приложения. Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при перечислении и классификации:

«Понятие инвариантного модального значения должно отвечать следующим условиям:

1) оно должно обнаруживаться в одной из организующих его про­
тивоположностей, в любом предложении;

2) с ним как со стержневым должны быть соотнесены вторичные
виды модальных характеристик».

Особенно широко распространены в точных науках свои, «на­учные» средства связи между предложениями в составе сложного синтаксического целого, например; пусть... — тогда... Предложе­ния, начинающиеся со слова пусть, условно можно назвать пред­ложениями предположения или гипотетичности: «Пусть выполнены предпосылки предыдущей теоремы... Тогда при любом... имеем...». В сложном целом предложений гипотетичности может быть не­сколько: «Пусть в теории Тмножество выводимых формул... Пусть выполнена как схема... Тогда множество таких К...*.

Основной формой проявления научного стиля является пись­менная речь. Устная форма вторична, так как она основана на заранее написанном тексте. Поэтому интонация, будучи тесно связанной с логической структурой предложения, имеет подчи­ненный характер; ей не свойственны какие-либо эмоционально-экспрессивные функции. Предложение, используемое в научном тексте, с точки зрения ритмико-интонационной структуры пред­ставляет собой стилистически нейтральную фразу с ударением на конце фразы. Сознательное устранение оттенков — смысловых и тем более эмоциональных — с целью однозначного выражения

логической информации в процессе ее развертывания, естественно, предполагает прямой порядок слов и их строгую фиксацию в струк­туре предложения.

Научный стиль, имеющий три подстиля и множество разновид­ностей, обслуживает одну из важных сфер человеческой деятель­ности и общественного сознания — сферу науки, а также связанную с нею сферу обучения и просвещения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.