Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место социологии в системе наук





Предмет и место социологии.

Социологического знания.

Тема 1. Социология как наука. Становление и основные этапы развития

 

1. Предмет и место социологии.

2. Место социологии в системе наук.

3. Структура социологического знания.

4. Основные этапы развития социологии.

 

Понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Термин «социология» ввёл в 30-х го­дах 19 века Огюст Конт, который является отцом основателем новой дисциплины. По его представлению, социология должна будет интегрировать, то есть объединять все знания об обществе как едином целом, а также дать научную основу этим знаниям, построенную на строгом изучении и проверку, социальных фактов. То есть социология с момента её возник­новения претендовала на:

- изучение общества как целостной системы в совокупности всех её элементов;

- изучение общества методами научно-инструментальных исследований, результаты которых доступны строгой проверке;

В настоящее время принято выделять гуманитарные, естественные и технические науки. Грани, отделяющие эти науки относительны, так как имеются науки, которые трудно отне­сти к какой-либо области (экология, психология, охрана труда и т.д.).

О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, объектом изучения которой является общество, и в то же время она имеет тесную связь с естественными и тех­ническими науками:

- Все науки обобщенно и объективно отражают глубинные, сущностные процессы изу­чаемого объекта.

- Социология имеет общую методологию с естественными и техническими науками.

- Социология, как и ряд других наук, в том числе естественные и технические науки, использует математические методы: моделирование и экспериментирование.

- Социология имеет прикладной характер, то есть выход в практику.

Таким образом, социология выступает как наука, которая изучает экспериментальные данные, опирается на системные методы исследования, дает оценку теории в свете доказа­тельств и логических аргументов.

 

Вместе с тем, социология отличается от естественных и технических наук, так как изучение человеческого поведения принципиально отличается от изучения природы и технических систем. Отметим следующие особенности:

1. И в социальном, и в естественнонаучном изучении используются причинно-следственный и функциональный типы объяснения, а целевой или мотивационный или по­веденческий применимы лишь для объяснения человеческой деятельности. Смысл дей­ствия, его цели, ценностные установки и т.д. невозможно просто зарегистрировать или измерить, их необходимо понять. Таким образом, интерпретация или понимание человеческих поступков является отличительной особенностью социологии как нау­ки.



2. Особенностью социологического знания является условность его прогнозов и предсказаний, это связано с необратимостью большинства социальных явлений. Социальные науки теснее, чем естественные, связаны с мышлением на основе здравого смысла. Они не просто сообщают новые знания, а дают более верные, более адекватные формулировки, относящиеся к социальным объектам. То есть в социоло­гии исследователь обращает свое внимание на объект, который уже имеет определениe в повседневной жизни и обыденном сознании. Поэтому результатом социальных исследований будет открытие новых способов понимания социальных реальностей. Необходимо проводить также различия между проблемами социальными и социологиче­скими. Социальные проблемы ориентированы на решение практических задач. Социологические же проблемы носят теоретический характер, и их целью является необходимость по­нять социальные закономерности, создать теоретическую базу или модель для их объяснения и лишь на этой основе выработать фактические рекомендации.

Общество является объектом изучения многих наук, не случайно получивших название общественных и гуманитарных наук: история, философия, культурология, психология, демо­графия и т.д.

В отличие от других наук, социологию и социальную философию сближает рассмотрение общества в целом. Одновременно, в отличие от социальной философии, социология – это эмпирическая наука:

1. Социология изучает жизнь людей, их потребности, интересы, мнение и т.д.

2. Социология рассматривает общество и общественные явления в аспекте между социальными группами, объединениями и взаимоотношениями людей как личностей.

3. Социология имеет эмпирический уровень, то есть включает эмпирические и прикладные исследования.

Объект науки - определенная часть действительности, которая исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами.

Предмет любой науки - это ее содержание, ее основные положения, это система катего­рий и законов, которые отражают объект исследования данной науки.

В соответствии с этим объектом социологии является изучение общества в целом и об­щественных явлений, их функционирование и развитие, а предмет социологии - это концеп­туальная, то есть понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Своеобразие социологии как социальной науки состоит в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения, через призму социаль­ных явлений и отношений, которые и составляют содержание социальной реальности, то есть социума как объекта социологии (социум - общество в целом в системе всех его эле­ментов).

Социальная жизнь общества - это область социальных отношений между более или ме­нее широкими общностями людей, то есть классами, социальными слоями и группами, на­циями и народностями, социальными коллективами и т.д.

В зависимости от субъектов социальных отношений, социальные отношения подразде­ляются на:

1. Социально-групповые отношения (класс, социальная группа или слой);

2. Социально-демографические отношения (в зависимости от пола, возраста, места жи­тельства и т.д.);

3. Социально-территориальные отношения (городское или сельское население);

4. Социально-профессиональные (трудовые и производственные коллективы);

5. Межличностные отношения, то есть отношение отдельного индивида, отдельной личности с той или иной социальной группой или общностью или социальные отно­шения между двумя или более индивидами.

Таким образом, в центре социологии находится действие и взаимодействие людей и их объединений, и в этом смысле социология выступает, как наука о поведении людей в среде себе подобных, то есть относится к системе поведенческих наук. При этом понятие «соци­альные отношения» более узкое, чем понятие «социальное», так как понятие «социальное» включает в себя также и социальные структуры, социальные институты, социальные нормы и т.д.

Именно такое понимание социологии и социальных отношений позволяет выяснить, ка­ким образом социология, изучающая общество как целое, тем не менее, не подменяет другие общественные науки, а имеет свой специфический предмет исследования.

Социология - наука об общих и специфических социальных законах, организации, функционирований и развита общества, о путях, формах и методах реализации социальных отношений в действиях людей, их общностей и общества в целом.

 

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Структура социологии, её объект, предмет, метод и функции.
  2. L2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  3. Абсолютная монархия в России начала склады­ваться в XVII в., после установления самодержавия и пе­рехода от феодальной к капиталистической системе.
  4. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО (АРМ) ЭКОНОМИСТА-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
  5. Адаптационные изменения в сердечно-сосудистой системе.
  6. Анализ документов в социологии
  7. Аналитическая отчетность в системе управления проектами
  8. Балансовый метод в системе регулирования национальной экономики. Виды балансов и их характеристика.
  9. Билет № 26: Характеристика функции планирования. Понятие миссии, цели и задачи организации. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
  10. Билет№11: Организационные отношения в системе менеджмента.
  11. Биотические отношения и роль видов в экосистеме
  12. В которой она выступает в правовой системе

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.