Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век




 

1.Общая характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских землях.

2.Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.

3.Монастыри как центры развития культуры и образования.

4. Школы католических орденов: иезуитов, униатов, пиаров.

5.Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации.

6.Содержание, формы и методы обучения в братских школах.

 

 

1. История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский.

После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом примерно в начале 15 в. –г. Вильно. Этот город на долгое время стал важным культурным центром для литовского, белорусского, польского народов. В этот период формируется белорусская народность, у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком становится старобелорусский язык, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги). В 1569 г. ВКЛ объединяется с польским королевством и образовывается государство Речь Посполитая (с административным обособлением). С момента объединения начинается процесс окатоличивания. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униацкую, униацтво по замыслу Ватикана должно было служить для белорусов, литовцев и украинцев переходной религией с православия в католицизм, что привело к религиозной борьбе между народами. Католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были не знакомы народу. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ и как средство этого воздействия использовалась школа.

 

2. Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему приглянулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя (Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи С. Полоцкого.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.

· Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

· Целенаправленность в воспитании;

· Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

· Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

· Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

 

3. В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Школы были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание входили: латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Родной язык запрещается, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких.

Униатские школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием Базылианского ордена (соединял традиции православия и католицизма), готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Широко использовался родной язык при изучении наук. Жыровичская 6 кл. – 250 учеников – 6 учителей; Брестская 5 кл. – 170 учеников – 6 учителей. Униатские школы были закрыты после присоединения Беларуси к России.

В период Реформации получили распространение протестантские школы, самая известная из которых - Слуцкая гимназия. Известный деятель Реформации в Беларуси - Сымон Будный.

Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии). Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Девиз – "цель оправдывает средства." Школы в основном предназначались для господствующих классов. Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она стала академией. Позже открылись школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и др. городах.

Иезуитские школы. Одним из гл. направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму. К иезуитским учебным заведениям относились коллегии, дававшие среднее образование, а также коллегии высшего типа, семинарии и академии, готовившие преподавателей, теологов, церковных юристов. Педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, основан в 1534 И. Лойолой) была разработана система воспитания. Осн. задачей иезуитов было воспитание "Христова воина", способного противостоять идеям протестантизма. Лишь немногие воспитанники становились членами ордена, большинство, получив образование, оставались светскими людьми. В 17-18 вв. иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, т.к. И.в. аккумулировало мн. достижения гуманистической и протестантской педагогики (в т.ч. классно-урочная система обучения, использование упражнений, переход от лёгкого к трудному и пр.). Но в целом иезуитское образование носило формализованный характер: изучались преимущественно древние языки, классическое образование включало изучение лишь части античного наследия, гуманистическое содержание античной культуры выхолащивалось и др.

В воспитании акцент делался на развитии честолюбия. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы, диспуты и т.п. Из лучших учеников образовывались т.н. магистраты, члены которого носили почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), "директоров" (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также "академии" (типа школьных кружков), выбирались "ректоры" и др.

Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание (освоение основ христианской религии, исповеди, мессы и т.д.). Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей и т.п. Выделялись специальные надзиратели (преторы, или цензоры) из учеников. Применялись и телесные наказания.

Подготовка учителей для иезуитских учебных заведений осуществлялась тщательным образом из лучших выпускников коллегий: 2 года - совершенствование знаний и специальная проверка в ходе т.н. новициата, 3 года - изучение философии, 2-3 года - педагогическая практика, 4 года - подготовка к светским наукам. Чрезмерная регламентация жизни воспитанников и недостаточное внимание к естественным и точным наукам привели к падению авторитета иезуитского образования в обществе.

На территории ВКЛ первой была открыта Виленская иезуитская коллегия (1570), которая с 1579 преобразована в А кадемию, затем, Главную школу Литовскую (1783), с 1802 - Виленский университет. Открылись иезуитские школы в Полоцке (иезуитский коллегиум, в 1812-1820 - академия), Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске, Юровичах, Хойниках и др.

Имели свои школы и такие католические ордена, как бернардинцы, пиары, доминиканцы, кармелиты и др.

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

· демократизация образования;

· книга как средство просвещения;

· опора на родной язык;

· значение трудового воспитания;

· воспитание чувства собственного достоинства;

· формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;

· ориентация на практические действия.

Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.

Педагогические идеи.

· не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

· с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;

· в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке;

· важным считал патриотическое воспитание;

· на первое место ставил метод упражнений;

· первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).

 

4.Симон Будный (ок. 1530- 1593) (1993г.был объявлен ЮНЕСКО годом Симона Будного). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Выходец из дворянской семьи, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и др. белорусских городах. Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции-гуманистов различных направлений. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.

Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.

Педагогические идеи С. Будного.

· выступал против иезуитских методов воспитания и обучения;

· основой воспитания считал труд;

· считал Библию средством просвещения народа;

· боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа;

· как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.

В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.

Учение Будного о воспитании легло в основу национальной педагогической мысли. Огромна его роль в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии на Беларуси науки и просвещения. Многие его сочинения были сожжены иезуитами, а его осудили как еретика. В наше время известны 24 работы С. Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже, из греческого - голос учения.) "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).

Василий Николаевич Тяпинский (Омельянович), (ок. 1540 – ок. 1603). Просветитель, продолжатель гуманистических традиций Скорины и Будного, участник реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Родился в шляхетской семье на Полотчине, в имении Тяпино, недалеко от Лепеля. В имении Тяпино организовал типографию, в которой около 1580 г. издал Евангелие от Матвея, Марка, Луки на церковнославянском и белорусском языке. До наших дней сохранилось рукописное "Предисловие" ("Предмова") к Евангелию, которое является гимном национального патриотизма. Работал преподавателем братских школ.

Педагогические идеи.

· воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);

· просвещение через книгу;

· первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев);

придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.

Братья Зизании (Тустановские) годы рождения неизвестны. Лаврентий Зизазаний умер после 1633г. Гуманист просветитель, белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Написал "Катехизис великий", "Грамматика словянска", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю.

· педагогические идеи братьев Зизаниев.

· осмысленное усвоение знаний;

· практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.)

· первостепенная роль знаний в формировании личности;

· важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;

· придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.

Казимир Лыщинский (1634-1689). Родился на брестской земле в дворянской семье. Учился в Бресте, продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии, а затем в академии. Затем в своем имении Лыщицы открыл школу, где учились дети крестьян и шляхты, девочки и мальчики вместе. Обучению и воспитанию был характерен гуманизм, демократизм. Его школа отличалась от других содержанием и характером обучения, т. к. обучали не по катехизису, а на основе реальных наук о законах развития природы и природных явлений, о жизни человека и его как личности. Большое внимание уделялось изучению языков. За свои атеистические взгляды, которые он изложил в трактате "О не существовании Бога ", за критику иезуитов Лыщинский был осужден и приговорен к смерти.

5.Братские школы. Политика окатоличивания вызвало сопротивление православного духовенства. Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы (одна из первых в Вильно), где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. Братские школы стали примером демократических школьных традиций. Как свидетельствуют уставы (дошедшие до нашего времени) эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а учебой и дисциплиной. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые платили. Такие школы как Виленская и Могилевская были бесплатными. Уставы таких школ так же свидетельствуют о гуманистической направленности воспитания детей и высокой нравственности учителей. Учащиеся должны были проявлять доброжелательность, покорность, послушание, чистоту мыслей, а учитель должен быть набожным, мудрым, ласковым, во всем быть примером добрых дел. В этих школах не было физического наказания, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя. Содержание обучения было сложным: пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), изучали астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком преподавания был старославянский. В братских школах родилась новая классно-урочная система организации обучения. Элементы этой системы появились в Виленской братской школе, а затем перешли в другие. Многое из этих рациональных элементов было взято и положено в основу педагогической концепции Я.А. Коменского. Братские школы имели большое общесословное, национальное, культурно-общественное значение, сыграли огромную роль как в истории развития белорусского просвещения, так и в развитии всемирной педагогической мысли. Начиная со второй половины 17 века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации) в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце 17 в. были закрыты все братские школы, а также арианские, кальвиниские и другие (в Беларуси насчитывался 21 тип различных школ). В 1697 году белорусский язык перестал быть государственным в КЛ и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.