Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и предпосылки возникновения менеджмента




 

Если условия и предпосылки для возникновения и науки управления людьми существовали всегда, то необходимость возникновения менеджмента, как науки, возникла только с началом рыночных отношений - точнее, той их разновидности, которая в настоящее время существует в большинстве развитых и развивающихся стран. Для того, чтобы более точно определиться с понятиями, напомним, что современные рыночные условия в советский период назывались капиталистическими. В настоящее время термин «капиталистический способ производства» применяется сравнительно редко. Тем не менее, по нашему мнению, он наиболее точно характеризует материально-финансовую основу взаимоотношений отдельных людей и их коллективов. Поэтому в тех случаях, когда это необходимо, мы все-таки будем продолжать пользоваться этим термином.

Началом капиталистического способа производства считается конец 18-начало 19 вв. - то есть тот период, когда общественное разделение труда приобрело глобальный характер, в области прикладной науки и техники был осуществлен настоящий прорыв, а основой для создания нового производства впервые стал являться капитал (деньги), а не ресурсы в выраженной материально-вещественной форме (земля, скот и т.п.). Именно в этих условиях собственник капитала сам уже мог не заниматься физическим трудом, а лишь организовывать этот труд наемными работниками. Институт управляющих при крупных собственниках существовал и раньше. Однако с началом «капиталистических преобразований» ситуация в принципе изменилась.

Использование капитала, как основного фактора создания и развития производства, вкупе с развивающимся рынком рабочей силы (в отличие от закрепленных за собственником крепостных крестьян и иных аналогичных сословий), предоставил возможности выбора сферы приложения этого капитала, его диверсификации, а также варьирование объемами и ассортиментом выпускаемой продукции в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Эта ситуация уже требовала качественно иных подходов к управлению производством (как технологией, так и коллективами людей). Собственник капитала (лично или через управляющего) должен был учиться прогнозировать поведение рынка на ближайшую и далекую перспективу, оценивать количественный и качественный состав рынков трудовых и материально-производственных ресурсов. При осуществлении управления собственно процессом производства уже нельзя было не считаться с психологией коллективов людей, объединенных по специфическим (профессиональным) признакам, а сравнительно быстрый научно-технический прогресс заставлял собственника готовить и осуществлять инвестиционные и инновационные программы, которые также нельзя было осуществить без учета человеческого фактора.

Несмотря на очевидность приведенных аргументов менеджмент, как наука практически не развивался примерно до 40-х гг. 19 века, а управление осуществлялось не на научной, а, скорее, на интуитивной основе. И только экономические кризисы 1825 и 1837 гг. заставили собственников промышленных и торговых предприятий обратиться лицом к проблемам менеджмента.

Ниже мы более подробно будем останавливаться на методах управления, которые используются менеджерами. Здесь же лишь отметим, что именно к середине прошлого века стало ясно, что основными в управлении производством должны стать не административные (как это было ранее), а экономические методы. Разумеется, это потребовало развития менеджмента как науки и разработки методик подготовки профессиональных менеджеров.

Не будет преувеличением утверждение о том, что каждый новый импульс к развитию менеджмента, как науки и практической деятельности, давали очередные кризисы, периодически возникающие в большинстве стран с рыночной экономикой. При этом наибольшее влияние на развитие науки управления производством оказывали кризисы, в которых проявлялись какие-либо новые черты.

Например, глобальный кризис конца 20-х гг. ХХ века привел к тому, что практически все развитые страны пришли к необходимости введения элементов государственного регулирования (в меньшей степени - в Англии и в большей - в США и в Германии). Разумеется, изменение принципов управления на государственном уровне не могло не сказаться на производственном менеджменте отдельных предприятий - менеджеры в своей деятельности столкнулись с необходимостью учитывать новые ограничения при решении управленческих задач и при принятии управленческих решений. Экономически это приводило к снижению средней нормы прибыли на краткосрочном (до 10 лет) временном отрезке. С точки же зрения теории менеджмента стали необходимыми новые методики и более жесткие подходы к разработке управленческих решений. Весьма существенным фактором явилось и то, что последствием экономических кризисов стало изменение психологии людей - как работников предприятий, так и деловых партнеров.

Экономические кризисы перепроизводства в странах рыночной экономики повторяются в течение всего периода существования этих стран с определенной периодичностью (один раз 12-15 лет). Основные причины их одинаковы или сравнимы, а, следовательно, и действия менеджеров и управленческих служб по минимизации последствий кризисов, в определенной степени могут быть стандартными. В то же время, некоторые кризисы выделяются из общего ряда по своим причинам и последствиям.

Таким стал, например, структурный кризис 70-х гг. ХХ в.. Этот кризис в большей степени был связан не с диспропорциями спроса и предложения или каких-то локальных управленческих ошибок. Основной причиной кризиса стало противоречие между потребностями развитых обществ в энергоресурсах и уровнем их предложения на рынке. Кроме того, к этому моменту объем стоимости национального дохода, создаваемого в сфере услуг, стал сопоставим с уровнем объемов материальной сферы производства. Так как спрос в сфере услуг отличается максимальной эластичностью (то есть в существенной степени зависит от платежеспособного спроса населения), то обычные принципы менеджмента для этой сферы оказались неприменимы.

В этих условиях понадобились принципиально новые управленческие решения, направленные на снижение энергоемкости отраслей промышленного производства, а также на повышение привлекательности и снижение эластичности спроса продукции сферы услуг.

Наиболее показателен в данном случае пример Японии. Страна, не располагающая необходимыми материальными ресурсами, но имеющая сравнительный избыток трудовых ресурсов, пошла по пути развития высоких технологий. Для этой сферы человеческой деятельности характерны крайне малая материалоемкость, необходимость унификации большей части производственных операций и высокая квалификация персонала. То есть смена приоритетов в выборе отраслей вложения капитала должна была сопровождаться сменой технологий, кардинальным изменением хозяйственных связей между бывшими контрагентами и переобучением работников. Естественно, что все это потребовало от менеджеров качественно новых подходов к организации своей деятельности.

 

Конечно, не только экономические кризисы и противоречия развития общества рыночных отношений явились движущей силой развития менеджмента как науки. Немаловажное значение здесь имеет и научно-технический прогресс. При этом можно также выделить несколько этапов развития науки и техники, а также с развитием.

Первый этап связан с появлением и развитием машинного производства, которое, в основном, предопределило возникновение общества рыночных отношений (капиталистического общества). На данном этапе происходило становление менеджмента, как науки, отрабатывались основные методологические и практические принципы его организации.

Второй этап характеризовался образованием монополий (в том числе и транснациональных), началом широкой концентрации и диверсификации капитала, а также определенное сращивание интересов государственной власти и владельцев крупнейших монополий (так называемый «олигархический капитализм»). На данном этапе менеджмент не только получил дальнейшее развитие с учетом новых производственных и экономических условий, но и стал пользоваться определенной государственной поддержкой.

Третий этап связан с бурным развитием средств вычислительной техники в последней четверти ХХ в. В отличие от предыдущих этапов в этот период произошло не усложнение деятельности менеджеров, а сокращение затрат по обработке больших объемов информации с целью бизнес-планирования, прогнозирования, оценки коммерческих рисков и т.п.. С другой стороны, на данном этапе существенно повысились требования к уровню квалификации менеджера. Кроме того, сократились сроки принятия решений, стало настоятельной потребность максимально оперативно реагировать на изменения различных факторов, оказывающих влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

 

Разумеется, приведенная периодизация этапов эволюции менеджмента является условной. При желании можно выделить и иные факторы, влияющие на развитие менеджмента, а также этапы его развития, отличающиеся по тем или другим параметрам от прочих. Тем не менее, изложенный материал дает общий характер и тенденции развития данной науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.