Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен общественного мнения

Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества. Государство и гражданское общество.

Наиболее крупной социальной организацией общества является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем доволь­но четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные управляющая и управляемая подсистемы и другие признаки соци­альной организации. В социологии существует множество теорий государства. Наиболее разработанным нам представляется марк­систское учение о государстве как социальной организации классо­во-антагонистического общества.

Основоположники этой теории К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ле­нин исходили из предпосылки, что в основе всех форм общественных отношений, в том числе и политических отношений, которые прежде всего организуют государство, лежат социальные интересы. Интере­сы — это реальные жизненные стремления индивидов, слоев, групп, классов и других общностей, которыми оно осознанно или неосознан­но руководствуется в своих действиях и которыми определяется их объективное положение в системе общественного производства. Ос­нову социальных интересов составляет та или иная форма собствен­ности. Волевое, авторитарное выражение интереса субъекта собст­венности, проявляющееся в организации социального управления, есть социальная власть. Основные функции власти — это осуществ­ление интересов субъекта собственности посредством организации управления. Средствами осуществления власти выступают различ­ные социальные институты, которые функционируют с целью реа­лизации властной воли.

С точки зрения марксизма, в первобытнообщинном, бесклас­совом обществе, базировавшемся на общественной собственности, существовало полное совпадение коренных интересов людей и соци­альная власть принадлежала всем его членам. В этом обществе не было дифференциации его членов на властвующих и подвластных. Субъект и объект власти совпадали. Совет старейшин, вожди явля­лись органами власти, возникшими вследствие разделения труда. Эти органы обладали высшим властным авторитетом, их воля была обязательна для всех членов общества. В условиях совпадения ко­ренных интересов авторитарная воля органов власти выступала как интегрированная воля всего общества. Гарантией реализации этой власти служили нормы морали, обычаи, традиции, которые формировались в общественном мнении. В этих условиях силы обществен­ного мнения было достаточно для осуществления власти и вопрос о создании специальных орудий властвования не имел объективной основы для возникновения.

Общественное разделение труда нарушило целостность обще­ственного интереса, способствовало разделению относительно само­стоятельных интересов и социальных групп, произошел процесс классообразования. В своей основе процесс классообразования есть процесс отчуждения основных средств производства от непосредст­венных производителей, в результате чего коренным образом изме­няется отношение одной группы людей к другой, а также происходят процессы обособления этих групп. Субъект собственности конститу­ируется как класс, противостоящий непосредственным производи­телям, отчужденным от средств производства. Интересы этих двух классов непримиримы, разгорается классовая борьба. Чтобы эти про­тиворечия и противоположные классы «не пожирали друг друга в бесплодной борьбе», отмечал В. И. Ленин, возникает сила, стоящая, по-видимому, над обществом, — государство. Таким образом, вслед­ствие отчуждения собственности в процессе классообразования со­циальная власть также отчуждается от общества и находит способ своей реализации в государстве как форме отчужденной власти.

В классовом обществе власть в ее структурно-функциональном измерении есть политические отношения, в институционально» плане — власть есть государство как публично-властная форма ор­ганизации классового общества.

Классовое расслоение потребовало наделения социальных ин­ститутов дополнительными функциями, в частности, введения пред­писаний, требующих безусловного им подчинения. Для этой цели норм религии, морали, обычаев и традиций оказалось явно недоста­точно. Потребовалось формирование институциональных норм, то есть норм, которые создаются особыми институтами, обладающими, на это особыми прерогативами.

В случае, когда в качестве такого сложного типа социального института выступает государство, нормативная деятельность реа­лизуется в форме правовой регламентации. Право — это историчес­ки определенная социальная форма, посредством которой обеспечи­вается целостность общественной системы путем принудительного подчинения особому интересу государственной власти. Основным элементом правовой системы являются правовые нормы. Право­вые нормы — это организованные в определенной структуре и вы­раженные в установленной форме общие правила, регулирующие типичное общественное отношение или ту или иную сторону этор отношения.

В государстве уже четко разделяется управляющая и уп­равляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государст­ва как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой ор­ганизации и классовой власти. Государственный аппарат есть ре­зультат разделения политико-управленческой деятельности вну­три классового организованного общества. Если в доклассовом об­ществе публичное властвование, управление обществом было прочно вплетено в материально-практическую деятельность, то процесс классообразования привел к отпочкованию публичной вла­сти в самостоятельную социальную функцию.

Государственный аппарат — это тот слой, «корпорация», кото­рый практически осуществляет власть в государстве, приводя в дви­жение всю огромную и сложную государственную машину. Концентрация властных полномочий в руках государствен­ной бюрократии зачастую приводит к весьма значительной самостоя­тельности государственного аппарата по отношению к классу, вплоть до того, что бюрократия диктует свою волю, основанную на частном «корпоративном интересе», господствующему классу. К. Маркс неод­нократно отмечал наличие у бюрократии своих особых целей, которые она в процессе властвования выдает за всеобщие. Бюрократия состав­ляет особое замкнутое общество в государстве. Бюрократия считает са­мое себя конечной целью государства, так как бюрократия делает свои «формальные цели своим содержанием, то она всегда вступает в кон­фликт с реальными целями». И этот факт может откладывать серьезный отпечаток на функционирование госу­дарственных учреждений. Эти учреждения в какой-то мере могут ото­рваться от обслуживания классовых интересов и замкнуться на «кор­поративном» интересе государственной бюрократии. Однако, как под­черкивал К. Маркс, всегда «бюрократия при всем своем стремлении к самовластию была орудием господствующего класса».

Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки разви­тия господствующих производственных отношений и самого класса собственников. Марксизм утверждает, что организация общества в форме государства есть институционализация в политической фор­ме экономического могущества господствующих классов, концент­рированное выражение этого могущества и создание на его основе принципиальных условий существования данного способа производ­ства. Однако создание таких условий невозможно без общего интере­са класса собственников и направления воли всех граждан (поддан­ных государства) в одно русло, что предусматривает определенное ограничение стихии самого этого класса, обещание стихии единич­ных интересов.

Другой не менее важной функцией государства является подав­ление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязыва­ние воли класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологически­ми. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классово­го господства.

Государству, как наиболее общей форме социальной органи­зации отношений людей, в известной мере, противостоит такая фор­ма социальной организации, как гражданское общество. Граждан­ское общество — это совокупность независимых, имеющих возмож­ность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.

Как самостоятельная форма социальной организации граж­данское общество формируется в процессе борьбы с властью, перво­начально требуя изменения своих прав, затем добиваясь участия в управлении государством и, наконец, превращая государственную власть в надежный инструмент регулирования общественных отно­шений.

В центре гражданского общества находится суверенная лич­ность, обладающая разнообразными правами и свободами, прежде всего, такими «неотчужденными» правами, как право на жизнь, соб­ственность, свободу. В этих условиях поведение человека определя­ется, прежде всего, его собственными интересами, на него ложится и вся ответственность за свои действия. Такая личность превыше все­го ценит собственную свободу, уважая, вместе с тем, законные инте­ресы других людей. Ценность человека определяется его личностны­ми качествами, что стимулирует в нем стремление к раскрытию и развитию его способностей. Осознание личностной самооценки явля­ется важнейшей характеристикой гражданского общества.

Формирование гражданского общества связано со становле­нием и развитием капиталистического способа производства, кото­рый способствовал утверждению идеологии индивидуализма. В ус­ловиях капиталистических общественных отношений индивид полу­чил возможность действовать как самостоятельная общественная сила, чьи возможности во многом зависели от его собственных спо­собностей. Становление капиталистического общества в политичес­кой сфере способствовало утверждению правового государства, вы­рабатывающего механизмы защиты общества и личности от произ­вола государственной власти.

Такой тип общества в странах Западной Европы формировал­ся на рубеже XIX-XX вв. В России в это время начали закладывать­ся только первоначальные задатки гражданского общества. Но этот процесс был прерван в октябре 1917 г. В результате социалистичес­кой революции советское общество превратилось в тоталитарную систему. Тоталитаризм полностью подчиняет интересы личности ин­тересам государства. Государственная машина регламентировала все, даже самые интимные стороны жизни советских людей. В насто­ящее время Россия встала на путь создания гражданского государст­ва со всеми его необходимыми атрибутами: правовым государством, правом людей на собственность, на свободу деятельности и выраже­ния мнений и убеждений.

Тема 12. Общественное мнение как институт гражданского общества

 

1. Феномен общественного мнения

2. Факторы детерминации общественного мнения

3. Сущность и содержание общественного мнения

4. Общественное мнение в современной России

5. Функции общественного мнения

6. Мировое общественное мнение

 

Феномен «общественное мнение» принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслей с давних времен. Сила общественного мнения, его активное воздействие на деятельность субъектов исторического процесса признавались всегда.

Н. Макиавелли в своем произведении «Государь» особо взывал на исключительную важность этого феномена. В том смысле, в каком данная категория употребляется нами, встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение этого словосочетания англо-саксонское. И появилось оно в Англии во второй половине 12 века, а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в конце XVIII в. стал общепринятым.

Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф.Гегель. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый — условия существования общественного мнения, второй — объект (содержание) общественного мнения, третий — носитель общественного мнения, четвертый — характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый — соотношение «всеобщего» и особенного мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и соц. групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения — показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом, общественное мнение и общественное сознание находятся южных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые, — это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, истори­ей процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей.

Структура общественного со­знания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т.д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенности своего развития и т.д., но прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности: мораль, например, имеет дело с нормами поведения человека в обществе, принципами, регулирующими его, рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями (дарственными, классовыми, национальными и т.д.). Общественное мнение невозможно отождествить ни с одной форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной нормы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т.д. Таким образом, общественное мнение — это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях.

Эти его качества во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения. Объектом общественного мнения являются конкретные явления или темы, по которым высказана или может быть высказана точка зрения индивида, групп или более широкой общественности. Бесконечное многообразие событий, фактов, явлений общественной жизни, т.е. исторический процесс развития общества, порождает и многообразие человеческих суждений. В итоге общественное мнение яр своему содержанию оказывается таким же сложным, как и сак, жизнь. Объектом этого феномена являются и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров и т.д.

Исследование объекта общественного мнения, следует вести с таких позиций:

• анализ общей способности суждения общественного мнения с точки зрения специфики отражения в нем дей­ствительности;

• выделение некоторых критериев, прежде всего формальных в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом общественного мнения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальное явление | Общественное мнение в современной России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.