Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-волевая сфера




Нарушения эм-волевой сферы – ведущий признак при РДА: Первые проявления в скором времени после рождения.

В основе: глубокие нарушения контактов с окружающим миром т.е. социальные, поведенческие и коммуникативные расстройства

Характерные особенности:

· Нарушение комплекса оживления. Отсутствие двигательного и голосового компонентов реагирования на проявление внимания взрослого человека, свет, звук, игрушку. Такие дети редко улыбаются, улыбка слабо выражена. Наблюдается отсутствие заражаемости от улыбки взрослого, его смеха.

Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда; взгляд «мимо», «сквозь», Взгляд неподвижный, застывший, испуганный.

· Значительные трудности в идентификации эмоциональных состояний других людей, выражении собственных эмоциональных состояний. Идентификация эмоционального состояний происходит через «узнавание» отдельных компонентов (например, по определенной складке на лице, усам, волосам).Возникают трудности в установлении эмоциональных связей даже с близкими людьми.

Вариант 1. Наблюдается з адержка в узнавании матери (отсутствие движений навстречу, улыбки); слабая реакция на внимание (уход\ приход матери); отсутствие позы готовности при взятии на руки; не прижимаются к матери, не просятся на руки. Реакция на внимание матери отличается пассивностью, вялостью или наоборот: возможны проявления враждебности, страха. Слова «папа», «мама» появляются в лексиконе позже других и могут не соотноситься с родителями.

Все эти симптомы свидетельствуют о снижении порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром.

Вариант 2. Симбиотическая связь с матерью т.е. патологическая привязанность к матери, проявляющаяся в непереносимости ее отсутствия. Последствия насильственного разрыва симбиоза: развитие вегетативных, невротических расстройств, явления негативизма, регресс приобретенных навыков.

 

По мере взросления слабость эмоциональных контактов продолжает нарастать. Нарастает формализации общения.

· Негативизм – защитная психологическая реакция организма ребенка на фрустрирующую ситуацию. Проявляется в отказе от совместной деятельности со взрослыми, от обучения, произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться агрессией или аутоагрессией, криком, визгом и пр.

Негативизм может являться устойчивой реакцией в случаях неправильной организации взаимодействия с ребенком т.е. любые действия противоречащие стереотипам ребенка.

· Страхи – занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения.

Страх новизны тотален, является ведущим на протяжении всей жизни. Проявляется в устойчивом стремлении к сохранению привычной обстановки; лежит в основе возникновения стереотипов, ритуалов.

Например:

А) Малейшие перестановки мебели, нарушения режима дня, неприятие новой одежды, сопровождаются бурными эмоциональными реакциями, получившие название - «Феномен тождества».

Стереотипы – защитная реакция во фрустрирующей ситуации.

Различают:

1) двигательные стереотипы (раскачивание, махание руками);

2) сенсорные (зрительные – включение/ выключение света; звуковые - пересыпание мозаики, звук рвущейся бумаги; обонятельные – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов; тактильные – манипуляции с водой; вкусовые – упорное сосание тканей, облизывание предметов; проприоцептивные – зажимание ушей, произвольные удары головой о стенку);

3) речевые – эхолалии; стереотипный счет, повторение опр. фраз;

4) поведенческие – соблюдение режима дня; влечение к ритму.

 

Различают страхи (по О.С. Никольской):

1. Реальные или типичные для детского возраста (страх потери матери).

2. Сверхценные (одиночества, высоты, животных);

3. Обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью. Например, испугать могут любые объекты издающие громкие звуки (электроприборы, кран с водой). Испугать может любое изменение привычных тактильных ощущений (дырка на колготках – страх незащищенности обнаженного тела).

Страхи ребенка часто непонятны окружающим т.к. ребенок не в состоянии объяснить, что именно пугает.

Страхи могут формироваться из-за склонности ребенка к застреванию на негативных впечатлениях, опыте; искаженное восприятие (непонимание или неадекватное понимание ситуации). Ребенок может застревать на опред-х страшных образах из книг, даже на отдельных аффективных деталях, проскальзывающих в тексте.

4. Неадекватные, бредоподобные т.е. не имеющие под собой реального обоснования (страх всего круглого, страх одевания т.е. боязнь застревания головы в воротнике свитера).

 

Классификация О.С. Никольской детей с РДА (по характеру доминирования страхов):

· Дети 1-й группы - характеризуются состоянием выраженного дискомфорта; не допускают до себя переживаний страха, реагируют «уходом» любой раздражитель. В основе: полная отрешенность от окружающего мира.

· Дети 2-й группы - практически постоянно пребывают в состоянии страха. Основная часть страхов осознаваема, и это хорошо прослеживается в их поведении: движения напряжены, застывшая мимика; явления внезапного крика. Обилие локальных страхов, их жесткая фиксация в памяти. Подобные страхи продолжают оставаться актуальными на протяжении многих лет, всей жизни. Дети повышенно избирательны во всем: в еде, одежде, жестко привязаны к режиму дня. Аффективные реакции бурные и продолжительные по времени; м/б агрессивное и аутоагрессивное поведение.

· У детей 3-й группы причина страхов из-за чрезмерной склонности ребенка к фиксированию в памяти негативного опыта аффективных впечатлений. При этом ребенок в состоянии вербализировать свои страхи. Возможна частичная компенсация через «аутистическое хобби», стереотипное поведение. Нередко наблюдается повышенная конфликтность.

· Дети 4-й группы - высоко тревожны. В основе страх всего нового, боязнь отрицательной эмоциональной оценки близких, зависимость от их эмоциональной поддержки. Повышенно ранимы и тормозимы в контактах.

 

Немалую опасность для жизни ребенка представляет нарушение чувства самосохранения. Ребенок может неожиданно выбежать на проезжую часть т.к. воспринимаемая им ситуация не расценивается как опасная (отсутствует «чувство края»). Отсутствует закрепление негативного опыта (ушибы, порезы). Часто отмечается неумение постоять за себя т.е. отсутствие защитной агрессии.

П.С:

1) У всех детей с РДА отсутствует тяга к сверстникам, детскому коллективу. При контактах с детьми наблюдается или пассивное игнорирование или активное отвержение общения (агрессия);

2) отсутствие отклика на имя.

3) Повышенная избирательность в социальном общении (несколько человек).

4) Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность от внешнего мира.

5) Неспособность к сопереживанию, заражаться настроением окружающих людей.

6) Искаженные нравственные ориентиры (понятия «хорошо», «плохо»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.