Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Александр II Освободитель (1855 - 1881). Реформы 60 - 70-х гг. ХГХ в





План лекции

1. Александр II Освободитель (1855 - 1881). Реформы 60 - 70-х гг. XIX в.

2. Внешняя политика Александра II.

3. Внутренняя и внешняя политика Александра IIIМиротворца (1881 - 1894).

4. Идейная борьба и общественное движение во второй половине XIX в.

5. Особенности модернизации пореформенной России.

 

Кризис, вызванный Крымской войной, усилением крепост­нической эксплуатации, крестьянским движением, общей отстало­стью страны, ставил на повестку дня крестьянскую реформу. Ре­форма становилась не только необходимой, но и неизбежной.

В конце 1857 г. по указанию Александра IIпо губерниям были учреждены дворянские комитеты для составления проектов реформы. Правительственная программа определилась к концу 1858 г.

19 февраля 1861 г.Александр II подписал «Манифест об отмене крепостного права». Главным итогом реформы стало лич­ное освобождение крестьянина. Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия. Однако освобождение от помещи­ков крестьяне оплатили высокой ценой. Крестьян освобождали с землей, но размер крестьянского надела должен был производить­ся по соглашению помещика с крестьянами. Если до реформы у

крестьян было больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек («отрезки») отдавался помещикам. Крестья­нам отдавали землю худшего качества, неудобного расположения. Чтобы стать собственником земли, крестьяне должны были запла­тить выкупзначительно превышающий рыночную стоимость земли. Поскольку у крестьян не было денег, то в роли посредника выступило государство. Оно выдало помещикам до 80 % выкуп­ной суммы. Этот долг с процентами крестьяне были обязаны вы­плачивать в течение 49 лет. Выкупные платежиотменили лишь после революции 1905-1907 гг. За это время крестьяне заплатили казне и помещикам - 2 млрд руб., в то время как рыночная цена земли, оставшейся за крестьянами - 0,5 млрд руб.

Однако и 20% выкупной суммы оказались для многих кре­стьян не под силу. Также крестьяне считались временнообязан­нымии за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности - барщин или оброк. Временнообязанное состояние было ликвидировано в 1881 г.



Историческое значение реформы.Крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права. Реформа расчистила путь для развития капитализма в России. Однако она сохранила множество феодальных пережитков, которые тормози­ли капиталистическое развитие деревни.

В результате реформы размер крестьянских наделов значи­тельно уменьшился, кроме того, крестьянин не мог продать свой участок без согласия общины. С другой стороны, негативные по­следствия реформы ощутили на себе и многие помещики: многие из них разорились, так как не могли приспособиться к новым ус­ловиям ведения сельского хозяйства. Другим следствием кресть­янской реформы стал значительный приток крестьян в города, так как многие крестьяне, получив свои наделы, также не смогли ра­ботать в новых условиях и уходили на заработки в города. Это да­ло толчок развитию промышленного производства, так как разо­рившиеся крестьяне уходили работать, прежде всего, на промыш­ленные предприятия. В последующие после проведения реформы годы резко выросло производство на металлургических, горнодо­бывающих, машиностроительных заводах.

Здесь надо учитывать, что эта традиционная точка зрения вызывает серьезные споры в современной историографии.Ведь, действительно, государство приложило максимум усилий, чтобы не допустить пролетаризации крестьянства. Ради этого крестьяне и освобождались с землей, поэтому община наделялась полицей­скими функциями. Бюрократы были убеждены, что пролетарий -чрезвычайно опасный элемент, источник нестабильности в стране. В целях недопущения роста численности пролетариата правитель­ство ставило преграды притоку рабочей силы на фабрики и заво­ды.

Следующим шагом после решения крестьянского вопроса, стала реформа местного самоуправления. В соответствии с указом, изданным в начале 1864 г. на губернском и уездном уровне вводи­лись органы местного самоуправления - земства.Состав земства определялся по имущественному цензу от трех категорий граждан - помещиков, горожан и крестьян. Срок их полномочий устанавли­вался в 3 года. Исполнительными органами земств стали земские управы. По мысли создателей земств, новые органы должны были решать вопросы местного характера, связанные с образованием, медицинским обслуживанием и т. д. В то же время даже решение этих местных вопросов строго контролировалось губернатором. В 1864 г. была проведена и Судебная реформа.По новым правилам судебного делопроизводства в России появились единые судебные органы, функционирующие на бессословной основе. Судебный процесс должен был строиться на состязательной основе, и сам суд объявлялся независимым от исполнительных органов власти. Кроме того, вводился суд присяжных. Высшим судебным органом стал Сенат, который имел право отменять решения судов. Для кре­стьян специально создавались волостные суды. Кроме того, рас­смотрению отдельных судов подлежали дела, касающиеся воен­ных и духовенства.

В 1870 г. проведена городская реформа.По Городовому положению создавался бессословный орган местного управления в городах - дума, исполнительным органом которой объявлялась городская управа, которую возглавлял городской голова. Как и в случае с земствами, решения городской думы контролировалось со стороны губернатора и министра внутренних дел. Выборы в думу проводились по имущественному цензу от тех же 3 категорий гра­ждан (курий). В ведении дум находились вопросы медицины, об­разования, местной налоговой системы, торговых отношений и т.

В 1862 г. правительством была проведена финансовая ре­форма.Ее проведение было в большой степени связано с осуще­ствлением выкупных платежей за крестьянские земельные наделы. Для погашения платежей были привлечены иностранные инвести­ции, повышены некоторые налоги. Кроме того, с 1862 г. ужесто­чился контроль за расходованием бюджетных средств (для кон­троля был специально создан новый орган - Государственный кон­троль). Была также предпринята попытка провести денежную ре­форму, которая заключалась в том, что государственные кредит­ные бумаги можно было обменивать на серебро и золото. Однако делать это удавалось только на первых порах за счет иностранных инвестиций, приток которых стал заметно спадать уже к середине 1860-х годов. Для оживления экономической ситуации был создан Государственный банк, а также было разрешено создавать частные банки, которые должны были также поддерживать рост экономи­ки.



1864 г. стал также годом начала реформы образования.

Еще в конце 1850-х гг. были созданы женские гимназии, а впо­следствии стали появляться и высшие женские курсы на базе уни­верситетских программ. В 1864 г. был восстановлен автономный статус университетов, который давал высшим учебным заведени­ям относительную свободу в решение образовательных вопросов и политики назначения преподавательского состава. Было проведено разделение гимназий на классические и реальные со сроком обу­чения в 7 лет. Кроме того, появились земские и воскресные учи­лища.

Инициатором еще одной реформы - военной(1862 г.) стал военный министр Д.А. Милютин.Вся страна была поделена на военные округа, что должно было сделать управление более эф­фективным. Численность армии была сокращена. Кроме того, бы­ла разработана программа внедрения нового вооружения (что бы­ло связано с учетом неудач во время недавней Крымской войны). Для повышения квалификации военных были созданы специаль­ные военные образовательные учреждения (гимназии и училища, а также академии). С 1874г. был отменен рекрутский набор в ар­мию. На смену этого устаревшего принципа набора военнослужа­щих была введена всеобщая воинская повинность, которой подле­жали мужчины с 21 года.

Проведенные Александром IIпреобразования имели про­грессивный характер. Они начали закладывать основу для эволю­ционного пути развития России. Логическим продолжением ре­форм 60 - 70-х гг. XIXв. могло бы стать принятие умеренных кон­ституционных предложений, разработанных в конце 1870-х гг. министром внутренних дел генералом М. Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.