Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды внимания

ВНИМАНИЕ

Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без внимания восприятие невозможно.

Внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания:

1. Отбор значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных конкурирующих воздействий.

2. Удержание (сохранение) деятельности до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Регуляция и контроль протекания деятельности.

Свойства внимания:

1. Объем внимания – измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем необъединенные. У взрослого человека объем внимания в среднем 4-6 единиц.

2. Концентрация внимания – степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов, меньше участок воспринимаемой информации, тем концентрированнее внимание.

3. Распределение внимания – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

4. Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания большое влияние оказывает заинтересованность в деятельности. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость. На устойчивость влияет также активная деятельность с объектом внимания.

5. Свойством, противоположным устойчивости является отвлекаемость. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

6. Переключаемость внимания – перестройка внимания, перенос его с одного объекта на другой. Переключение внимания может быть преднамеренное (произвольное, то есть по собственному желанию) и непреднамеренное (непроизвольное – без участия воли).

1. Непроизвольное внимание (пассивное внимание)- само собой возникающее внимание (без усилий воли), вызванное действием сильного контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Непроизвольное внимание активизируется, когда объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности. Это может быть новизна раздражителя, яркий эмоциональный тон раздражителя (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи). Ещё большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет. Вызывающий у человека удивление, восхищение, восторг – вызывает непроизвольное внимание на длительное время. Интерес, как непосредственная заинтересованность в чем-либо, обуславливает избирательность внимания и является важной причиной возникновения непроизвольного внимания.

2. Произвольное внимание (активное внимание, волевое) – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте внимания. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек применяет волевые усилия. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой сознательно определенную цель и начинает к ней сознательно стремиться. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на обязательно только на том, что ему приятно делать, но на том, что он должен делать. Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. Например, сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Скажем, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы, значительно ослабляет произвольное внимание. Обычно утомление при произвольном внимании наступает примерно через 20 минут.

3. Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным, может длиться несколько часов.

Закономерность циркуляции внимания (флуктуации внимания). Через каждые 6-10 сек. мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания

Развивать внимание можно с помощью психологических упражнений. Например:

1. «Игры индейцев». Для развития объема внимания: двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов. После этого каждый отдельно говорит судье – что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов.

2. «Печатная машинка». Развиваются навыки сосредоточения. Каждому человеку даётся 1-2 буквы из алфавита. Преподаватель – тренер называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя, затем хлопок ученика, у которого вторая буква и т.д.

3. «Кто быстрее?». Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность.

4. «Наблюдательность». Предлагается по памяти максимально подробно описать путь из дома в школу, на работу и т.п. Или можно попросить устно кого-то описать то место, с которым знакомы остальные участники группы. Тогда остальные после описания делают дополнения. Можно проделывать описания в письменной форме и затем сравнивать тексты.

5. «Корректура». Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Участнику игры разрешается прочесть текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому участнику. Который исправляет ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнования в парах.

6. «Пальцы». Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращают большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, что бы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» - прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то чувствует сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

 

Воображение.

Наряду с другими познавательными процессами, важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал. У него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение активизируется тем сильнее, чем меньше определена проблемная ситуация.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.

Источником воображения всегда служит объективная реальность, хотя само воображение есть всегда отход от действительности. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания и закрепления, их изменения.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само четкое понятие.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических, художественных проблем при наличии осознанного поиска. Второе проявляется, например, в сновидениях, в гипнотическом состоянии, в бреду и т.п.

Особую форму воображения составляет мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. В целом же мечтающий человек всегда надеется, что мечта сбудется и для этого есть определенные основания. Мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Виды воображения

Выделяют несколько видов воображения. Так, воображение принято делить на пассивное и активное.

Пассивное воображение, в свою очередь принято делить на пассивное произвольное (грезы, фантазии) и пассивное непроизвольное (сновидения, гипноидные образы, галлюцинации).

Грезы – сознательное создание в своей внутренней реальности воображаемых событий, миров и т.п. и погружение в их созерцание и дальнейшее воображение в состоянии бодрствования, как это делал Обломов в произведении А.И. Гончарова «Обломов». Это, как правило, сознательное избегание решения реальных жизненных проблем. Человек «прячется» от реальной жизни в воображаемую. Фантазии – сознательный продукт воображения. Как правило они связаны с придумыванием чего-то, что заведомо не может сбыться и автор об этом знает. Например, образ ректора КГУ, у которого выросли крылья, и он залетел в окно аудитории – фантазия, которая практически не имеет шансов сбыться.

Пассивное непроизвольное воображение возникает помимо желания человека, без его воли.

Пассивное воображение подчинено внутренним субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе воображения осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных. В ходе пассивного воображения происходит мнимое удовлетворение какой-либо потребности. В случае, когда, например, во сне появляются неприятные, пугающие образы – пассивное воображение играет предупреждающую роль. В сновидениях часто в символической форме нам сообщается, что в организме на физиологическом или психологическом уровнях есть существенные проблемы, которые мы пока не можем непосредственно осознать из-за Эго-защит (защитных механизмов «я» человека). Процесс воображения на фоне отрицательных психических состояний (подавленность, усталость, тревожность и т.п.), а также при наличии определенных деструктивных психических свойств (трусость, озлобленность и т.п.) может привести к навязчивым фантазмам – пугающим образам, от которых трудно избавиться.

Одаренные творческие личности обладают, как правило, очень развитым воображением, которое иногда привносит в жизнь определенные проблемы. Так, Вольтер так верил в существование нечистой силы, что ежегодно, когда наступала Вальпургиева ночь, он серьезно заболевал и болел по нескольку недель. Автор знаменитого романа «Мадам Бовари» - Флобер, так увлекся описанием сценой отравления мадам мышьяком, что сам почувствовал все признаки отравления и слег в постель.

Для пассивного воображения характерно то, что в результате не создаются реальные продукты труда. В этом плане явление мечтательности занимает промежуточное положение между пассивным и активным воображением, так как мечта подразумевает наличие достаточно реальной цели, но ее осуществление остается под вопросом.

 

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личной задачи. В активном воображении мало мечтательности или беспочвенной фантазии. Активное воображение направлено на будущее и оперирует временем. Как вполне определенной категорией. Активное воображение реализуется в большей степени вовне и меньше обусловлено внутренними субъективными проблемами. Активное воображение определяется задачей. Оно поддается волевому контролю и в результате появляются реальные плоды человеческой деятельности. Пассивное воображение может переходить в активное. Например, художник может запечатлеть на картине образы, которые явились ему в сновидениях.

 

Выделяют несколько видов активного воображения.

Воссоздающее воображение – происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, текста и т.п. Этот вид воображения основан на прежнем опыте (в то время, как вы читаете в книге описание природы или героя, ваше представление об описываемом основывается на ваших прошлых знаниях, но, тем не менее, у каждого человека, читающего один и тот же текст будет несколько свое, отличное от других видение). Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий в виде целостных образов, к которым потом человек стремится.

Творческое воображение – человек самостоятельно создает новые образы или идеи, представляющие ценность для других людей, общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Специфической чертой творческого воображения является его влияние на общий ход мыслей творца. Мысли подчиняются общему направлению воображения, создаются необычные ассоциации. Например, ассоциации поэта к вывеске на улице «Ремонт часов» могут быть: «Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца…Отремонтируйте мне год, он прожит неисправно…».

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

· Агглютинация – «склеивание» различных. В повседневной жизни несоединимых качеств (образ русалки – человек и рыба, образ избушки на курьих ножках – курица и дом и т.п.)

· Гиперболизация – преувеличение или приуменьшение отдельных частей предмета или их изменение (Мальчик с пальчик, трехголовый дракон, сказочный великан и т.п.)

· Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (симметричный геометрический узор, который составлен из листьев различных деревьев – особенности листьев становятся не так заметны, зато заметен общий рисунок узора)

· Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (часто используется в творческих произведениях, например, считается, что Греческая Богиня Афродита очень красива, с этим согласны все, но каждый художник изобразит ее по-своему.

· Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков (дружеские шаржи, карикатуры)

Восприятие

 

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства раздражителя в сознании человека, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Иными словами, когда человек испытывает, например, зрительное ощущение, это означает, что он понимает, что видит что-либо, или чувствует, насколько освещена комната. Если же говорить о зрительном восприятии, то в этом случае человек видит предмет и сознательное отношение к этому предмету у него складывается не только в соответствии с тем, что он видит в данный момент, но и в соответствии с тем, что он знает обо всех свойствах предмета из прошлого опыта.

Научный термин, соответствующий понятию «восприятие» - «перцепция».

Выделяют 4 операции, или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

На стадии обнаружения, человек может ответить лишь на вопрос – есть ли стимул, то есть - нечто, что можно воспринять. На стадии различения человек конкретизирует объект восприятия, то есть определяет его специфические черты. На стадии идентификации происходит сравнение только что воспринятого образа предмета с образом этого предмета уже хранящимся в памяти. Опознание заключается в отнесении воспринимаемого предмета к определенному классу уже знакомых ранее предметов.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, то есть субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

Можно выделить ряд свойств восприятия:

· Избирательность. В каждый определенный момент, бодрствующий человек воспринимает какой-то объект с большим вниманием, чем другие. Это называется соотношение фигуры и фона. В каждую единицу времени для человека что-то является значимой фигурой, а все остальное на это время становится фоном – менее значимым. Для разных людей, попавших в одну и ту же ситуацию, фигурой могут стать разные объекты. Это зависит от индивидуальности людей, от их системы жизненных ценностей и целей.

· Свойство заполнения пробелов. Системы восприятия, сформированные на уровне головного мозга работают так, что человек, не осознавая того, стремится свести любой фрагментарный объект в фигуру с простым и полным контуром. Так, например, если начерчена окружность пунктирными линиями, то человек сразу понимает, что это окружность, а не простой набор штрихов.

· Человек так же склонен воспринимать объекты как единое целое по принципу близости нахождения их друг к другу. Так, если фрукты разложить на несколько тарелок и поставить эти тарелки в разных местах стола, то человек сразу же определит – сколько всего наборов фруктов находится на столе, а уж потом, если захочет – будет рассматривать – какие именно фрукты присутствуют.

· Симметричность. Любой объект – если это материальный предмет, автоматически оценивается как правильный или неправильный относительно одной или нескольких осей симметрии.

· Качество интерпретации воспринятого. Из различных интерпретаций воспринимаемого явления, благодаря системам восприятия в структуре мозга, человек выбирает обычно наиболее простую и в то же время полную интерпретацию, то есть объяснение, того, что он воспринимает. Человек всегда стремится убедительно объяснить себе воспринятое, так как в этом случае он чувствует себя увереннее в жизни.

· Целостность. Воспринимается всегда целостный образ. Но умение воспринимать предмет в его целостном виде – не врожденное качество, оно формируется у ребенка постепенно, а до этого – он видит окружающий мир в виде отдельных цветовых пятен различной яркости, расплывчатых очертаний, фрагментов. Восприятие – это система перцептивных действий, которыми человек постепенно овладевает.

· Константность. Благодаря константности человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные во времени по форме, цвету, величине и т.п. Это тоже не врожденное, а приобретенное свойство.

· Структурность восприятия. Восприятие чего-либо - это не простая сумма ощущений. Человек воспринимает единую структуру воспринимаемого. Например, слушая музыку, он воспринимает не отдельные звуки, а мелодию и узнает её независимо от того, исполняется она на рояле или на скрипке, или человеческим голосом.

· Осмысленность. Сознательно, с пониманием воспринять объект, значит, присвоить ему какое-то название, то есть мысленно назвать его и сопоставить с уже имеющимся в памяти классом подобных объектов. Без понимания воспринятого сознательное восприятие невозможно.

 

Классификация восприятий в соответствии с формами существования материи

 

Восприятие движения. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение их происходит обычно на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Восприятие движения может быть истинным – в том случае, когда действительно передвижение имеет место и достаточно точно можно определить скорость передвижения, искаженным – когда траектория движения или скорость определены с существенными отклонениями от реальных (например, неправильно определив скорость движущейся в Вашу сторону машины, Вы рискуете не успеть перейти дорогу и попасть в аварию), ложным – например, при головокружении кажется, что предметы двигаются вокруг, хотя это не так.

Восприятие пространства. Этот тип восприятия основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, чему способствует бинокулярное зрение человека. Восприятие пространства тоже может быть объективным, искаженным и ложным. Так, например, лист на ветке дерева, вдруг оказывается бабочкой (явление мимикрии у животных), или кажется, что рельсы на горизонте сходятся в одну точку.

Восприятие времени. Существует общий для всех обитателей Земли эталон временных промежутков. Так, в 1 часе – 60 минут, в сутках - 24 часа и т.д. Но восприятие времени человеком, как правило, субъективно, то есть оно не точно соответствует общепринятому эталону. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие, прежде всего, на ритм нашего организма. Хинин и алкоголь дают чувство замедления времени, кофеин – ускорения. Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Даже у одного и того же человека восприятие времени часто варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. Когда человек расстроен или скучает, или ждет чего-то, то время течет медленнее. Когда он испытывается радость, увлеченность чем-либо – течение времени кажется очень быстрым. В раннем детстве – в дошкольный период, время воспринимается как более медленно текущее, чем, когда человек становится взрослым, а пожилые люди с удивлением отмечают, что вся предыдущая жизнь кажется лишь мгновением. Восприятие времени как более медленного в детстве связано с тем, что в каждую единицу времени ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем взрослый человек, поскольку ребенку нужно быстро овладеть всеми знаниями, необходимыми для выживания в мире и, в частности, в социальной среде – в обществе людей.

 

 

Существуют и другие классификации типов восприятия. Так, можно рассматривать восприятия в соответствии с анализаторами (рецепторами) посредством которых воспринимается объект – тактильное, температурное, болевое, вкусовое. Обонятельное, слуховое, зрительное и т.п. Говоря о каком-то типе восприятия, например, об обонятельном, нельзя путать его с обонятельным ощущением. Ощущение дает только понимание, что в данный момент существует некий запах и его качество (приятный, неприятный и т д.). Обонятельное восприятие затрагивает память о предыдущих встречах с подобными запахами и дает целый набор ассоциаций, связанных с этим запахом (запах только что испеченных пирожков напоминает о том, как такие же пирожки были у бабушки в деревне и это вызывает положительные эмоции и т.п.).

 

Нарушение восприятия

При сильном и быстром физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Обычный дневной свет – ослепляет, привычные звуки кажутся слишком громкими, запахи воспринимаются слишком остро, вызывая сильное раздражение и т.д.

У человека могут появиться даже видения, то есть он начинает как бы воспринимать снаружи то, чего нет в действительности, у него появляются галлюцинации. Галлюцинации, как исключительный случай могут испытывать и нормальные, здоровые психически люди, оказавшиеся в экстремальных ситуациях, создавших сильный стресс психике или физическому телу. В этом случае галлюцинации проходят быстро и в процессе реабилитации человек к ним больше не возвращается. Если же существует наследственная предрасположенность или какие-либо внутренние факторы, развившиеся уже при жизни человека, способствующие закреплению и длительному переживанию галлюцинаций, то вероятность рецидивов – то есть возврата к галлюцинациям даже при незначительных стрессах повышается.

Галлюцинации могут быть неподвижными (стабильные галлюцинации), когда человек «видит» неподвижные объекты, или один и тот же сюжет повторяется многократно. Другая разновидность галлюцинаций – подвижные галлюцинации, когда человек «наблюдает» разнообразные события, разыгрывающиеся как на сцене театра или как в кино (сценоподобные галлюцинации). Могут возникать одиночные образы (одиночные галлюцинации), например, части предметов, части тела, один предмет (один глаз, половина лица, машина и т.п.), а могут – множественные галлюцинации (толпа людей, стая волков, насекомые и т.п.).

Содержание зрительных галлюцинаций, как правило, вызывает очень сильное эмоциональное отношение к ним – может пугать, вызывать восторг, интерес и т.д. Галлюцинирующего человека невозможно убедить, что галлюцинаторного образа не существует, поскольку галлюцинация становится частью его личного непосредственного опыта – он «видит всё своими глазами».

Галлюцинации не обязательно связаны со зрительными образами. Они могут быть слуховыми (человек слышит снаружи голоса людей, которых в действительности нет), обонятельными (чувствует запах, который не присутствует в воздухе), осязательными (чувствует прикосновение чего-либо, давление извне на часть тела, хотя в реальности ничто не прикасается и не давит) и т.п.

 

Ученые считают, что в процессе нормального восприятия отражение предметов и явлений внешнего мира строится в психике по принципу встречного уподобления с постоянным сравнением ожидаемого и реально имеющего место. То есть образ, который видит человек – это созданная им гипотеза (предположение), которая подтверждается сенсорными данными. Пока гипотезы (пусть даже ошибочной) нет, процесс построения образа даже не может начаться. Именно познавательное движение субъекта навстречу миру в форме выдвижения и проверки гипотез, сформулированных на языке чувственных впечатлений, является начальным звеном процесса построения любого образа.

Откуда берутся внутрипсихические гипотезы, на основе чего они строятся, как корректируются или перестраиваются и чем обеспечивается в целом высокое соответствие того, что прогнозируется, и того, что реально имеет место? Ответить на эти вопросы можно получить с помощью понятия «образ мира».

В качестве объединяющего всё в единое целое в познавательной сфере человека выступает целостный образ мира – «многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности». Любой воспринимаемый образ существует не сам по себе, а является элементом образа мира. Если образ окружающего мира представляет собой, по сути, совокупность наших гипотез, то из этого можно сделать вывод, что по самой своей природе он носит прогностический характер, то есть отражает не столько состояние дел в данный момент, сколько прогноз на близкое или более далекое будущее.

Таким образом, познавательное действие со стороны человека по отношению к окружающей среде возникает в ответ на рассогласование прогнозируемых событий на «сенсорном входе» (уровне чувственного познания – уровне рецепторов) с тем, что реально имеет место или в ответ на совершение самим человеком действия, которое должно привести к предсказуемому изменению чувственных впечатлений. Человек стремиться познать что-либо, чтобы уточнить, сделать более сопоставимым и подобным внутренний образ-гипотезу и внешний реальный образ объекта или явления.

 

Если механизм проверки построенной гипотезы по каким-либо причинам нарушается, то человек может «увидеть» собственную гипотезу (внутренний образ), которой ничто не отвечает во внешнем мире. Именно такие образы и называются галлюцинациями. Именно поэтому то, что «видит» галлюцинирующий, не видят другие люди, более адекватно себя чувствующие.

Другой класс неадекватных образов составляют иллюзии. Они возможны, потому что тщательность проверки внутренней гипотезы зависит от степени её правдоподобия Если какое-то событие имеет очень высокую вероятность, то мы проверяем соответствующую ему нашу внутреннюю гипотезу очень бегло, по небольшому числу признаков. В этом случае мы можем принять ожидаемое за реально существующее, особенно если у нас мало времени для проверки.

Если человека ограничить в возможности чувственно познавать окружающий мир (произвести сенсорную депривацию), например, поместить его в специальную звуко- и светонепроницаемую камеру, и при этом он ещё должен находиться неподвижно в ванне или бассейне с теплой, соответствующей температуре тела водой, чтобы снизить кожную чувствительность, то физически здоровый, нормальный человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, он теряет способность ориентироваться в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации. Когда период изоляции заканчивается, обычно обнаруживается временная потеря способности ориентироваться в окружающем мире, невозможность четко различать формы объектов.

 

Предполагают, что галлюцинации чаще всего возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы работы мозга, при наличии тормозного состояния в коре мозга.

 

Выделяют так же псевдогаллюцинации – когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: «голоса звучат внутри головы», видения воспринимаются «умственным взором». Псевдогаллюцинации также могут быть в любой чувственной сфере: тактильные, вкусовые, зрительные, звуковые и т.д., но в любом случае они не сопоставляются с реальными предметами, то есть человек понимает, что всё происходит «внутри него самого».

Псевдогаллюцинации возникают спонтанно, независимо от воли человека и он не может их по своему желанию изменить и изгнать из сознания. Они носят навязчивый характер. Сочетание псевдогаллюцинаций с ощущением навязывания их кем-то отдельным от личности самого человека, называется синдромом Кандинского: 1) у человека появляется чувство воздействия на него со стороны какой-то непонятной силы, чужеродной личности, возникает чувство «внутренней раскрытости» - невозможности скрыть свои мысли и чувства от того, кто «воздействует» со стороны; 2) ощущение насильственности происходящего – «насильно показывают картины», «заставляют думать о чем-то», «заставляют слушать голос» и т.п.; 3) появляется чувство отдельности от своего физического тела – «кто-то управляет руками, ногами».

 

От любых видов галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочное восприятие реально существующих вещей и явлений. Иллюзия возникает не на пустом месте. В этом случае необходимо всё же присутствие реального объекта.

Иллюзии подразделяют на:

· Аффективные (аффект – кратковременное сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии, которые чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться затаившимся грабителем, а случайный прохожий – бандитом, желающим вас убить.

· Вербальные иллюзии связаны с ситуацией, когда ложно воспринимаются реально происходящие рядом разговоры. Человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы в его адрес.

· Парейдолитические иллюзии – вид иллюзий, обычно проявляющихся на фоне снижения тонуса, сильной физической слабости, психической пассивности. Обычные узоры на обоях или трещины на потолке и т.п. воспринимаются как яркие картины, фантастические существа, необычные растения и т.п.

 

Существует группа типичных зрительных иллюзий, возникающих практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные отрезки кажутся длиннее горизонтально расположенных, хотя они одной и той же длины).

Возможны нарушения мотивационных компонентов восприятия: когда внутренние конфликты между потребностями человека, психологические защитные механизмы могут искажать восприятие человека.

В настоящее время существует как минимум три трактовки понятия интеллекта:

 

1. Биологическая трактовка: способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.

2. Педагогическая трактовка: способность к обучению, обучаемость.

3. Структурный подход А. Бине: способность адаптации средств к цели, то есть это совокупность тех или иных способностей.

 

Психологический подход определяет интеллект, как способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

 

Структура интеллекта.

 

Терстоун выделил 7 первичных структур интеллекта:

1. счетная способность – способность оперировать числами, выполнять арифметические действия;

2. вербальная (словесная) гибкость – лёгкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстрота восприятия сходств и различий – скорость с которой осознаются различия между предметами и изображениями.

 

Гилфорд выделил в 1959 г. 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим (смысловым), поведенческим).

По мнению Кэттела (1967) у каждого человека уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20-ти годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.

 

Наибольшей популярностью в вопросе оценки интеллекта пользуется «коэффициент интеллектуальности» - IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей субъекта со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ =100 баллов, самые высокие значения приближаются к 200 баллам.

Врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3 лет) недоразвитость интеллекта называют олигофренией. Приобретенное позднее слабоумие называют деменцией.

Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. Самая тяжелая форма слабоумия называется идиотией и характеризуется тем, что речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. IQ – ниже 20. средняя степень слабоумия называется имбецильностью (IQ =20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость и склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельности, стремятся создавать свою семью, находя партнеров среди себе подобных.

Дебильностью называют лёгкую степень слабоумия (IQ= 50-75 баллов), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность обнаруживается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами всё понимается буквально, не улавливается переносный смысл метафор и пословиц. Не дается овладение теоретическими знаниями.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3, 5%, но многие ученые сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в её точности. Специализированные исследования дают данные на порядок выше. В ряде стран решено вслед за США, где дебилизм стал национальной проблемой, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в школах долю учебного материала, требующего абстрактного мышления.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень начинается примерно с IQ =120 и выше. Далее корреляция между творческой деятельностью исчезает, так как творческое мышление не тождественно интеллекту. Творцом, как и интеллектуалом не рождаются. Как отмечает Фергюсон: «Творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют высвобождению творческих способностей.

 

Поскольку уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют между собой, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так и творческой одаренности и продуктивности, с другой. Это соотношение получило название коэффициента креативности Cr.

Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются такими параметрами как:

1. богатство мысли (количество идей в единицу времени);

2. гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

3. оригинальность;

4. любознательность;

5. способность к разработке гипотезы;

6. иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;

7. фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

 

В интеллектуальной активности можно выделить три уровня:

 

1. Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности – решение задач при помощи гипотез и находок. Этот уровень характеризуется отсутствием познавательного интереса и инициативы. Человек при добросовестной и энергичной работе остается в рамках первоначально найденного способа решения.

2. Эвристический уровень – открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, человек анализирует свою деятельность и это приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться с другими задачами.

3. Креативный уровень – уровень теоретических открытий. Создание теории, постановка новых проблем. Важная личностная характеристика у лиц, работающих на этом уровне – самодостаточность, независимость от мнения окружающих.

В настоящее время существует как минимум три трактовки понятия интеллекта:

 

4. Биологическая трактовка: способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.

5. Педагогическая трактовка: способность к обучению, обучаемость.

6. Структурный подход А. Бине: способность адаптации средств к цели, то есть это совокупность тех или иных способностей.

 

Психологический подход определяет интеллект, как способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

 

Структура интеллекта.

 

Терстоун выделил 7 первичных структур интеллекта:

8. счетная способность – способность оперировать числами, выполнять арифметические действия;

9. вербальная (словесная) гибкость – лёгкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

10. вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

11. пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

12. память;

13. способность к рассуждению;

14. быстрота восприятия сходств и различий – скорость с которой осознаются различия между предметами и изображениями.

 

Гилфорд выделил в 1959 г. 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим (смысловым), поведенческим).

По мнению Кэттела (1967) у каждого человека уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20-ти годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.

 

Наибольшей популярностью в вопросе оценки интеллекта пользуется «коэффициент интеллектуальности» - IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей субъекта со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ =100 баллов, самые высокие значения приближаются к 200 баллам.

Врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3 лет) недоразвитость интеллекта называют олигофренией. Приобретенное позднее слабоумие называют деменцией.

Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. Самая тяжелая форма слабоумия называется идиотией и характеризуется тем, что речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. IQ – ниже 20. средняя степень слабоумия называется имбецильностью (IQ =20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость и склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельности, стремятся создавать свою семью, находя партнеров среди себе подобных.

Дебильностью называют лёгкую степень слабоумия (IQ= 50-75 баллов), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность обнаруживается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами всё понимается буквально, не улавливается переносный смысл метафор и пословиц. Не дается овладение теоретическими знаниями.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3, 5%, но многие ученые сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в её точности. Специализированные исследования дают данные на порядок выше. В ряде стран решено вслед за США, где дебилизм стал национальной проблемой, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в школах долю учебного материала, требующего абстрактного мышления.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень начинается примерно с IQ =120 и выше. Далее корреляция между творческой деятельностью исчезает, так как творческое мышление не тождественно интеллекту. Творцом, как и интеллектуалом не рождаются. Как отмечает Фергюсон: «Творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют высвобождению творческих способностей.

 

Поскольку уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют между собой, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так и творческой одаренности и продуктивности, с другой. Это соотношение получило название коэффициента креативности Cr.

Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются такими параметрами как:

8. богатство мысли (количество идей в единицу времени);

9. гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

10. оригинальность;

11. любознательность;

12. способность к разработке гипотезы;

13. иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;

14. фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

 

В интеллектуальной активности можно выделить три уровня:

 

4. Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности – решение задач при помощи гипотез и находок. Этот уровень характеризуется отсутствием познавательного интереса и инициативы. Человек при добросовестной и энергичной работе остается в рамках первоначально найденного способа решения.

5. Эвристический уровень – открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, человек анализирует свою деятельность и это приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться с другими задачами.

6. Креативный уровень – уровень теоретических открытий. Создание теории, постановка новых проблем. Важная личностная характеристика у лиц, работающих на этом уровне – самодостаточность, независимость от мнения окружающих.

 

Общение

 

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

 

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

 

· Коммуникативная сторона – обмен информацией между людьми.

· Интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

· Перцептивная сторона – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 

К средствам общения относятся:

 

· Язык – система слов, выражений, правил и их соединение в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Это делает возможным общение при помощи общего языка: «Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я». Объективное значение слова преломляется через призму индивидуальности каждого человека и уже начинает иметь свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

· Интонация – это эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

· Мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

· Жесты - могут быть общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения (находясь на футбольном матче, болельщики используют ряд общепринятых жестов, чтобы выразить свое отношение к игрокам), могут быть индивидуальными. Жесты могут быть экспрессивными – служат для большей выразительности речи.

· Расстояние, на котором общаются собеседники – зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику, от диаметра личного пространства.

 

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

 

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает вступить в контакт с другими людьми.

 

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

 

3. Ориентировка в личности собеседника.

 

4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (часто бессознательно) что именно скажет.

 

5. Выбор средств общения. Бессознательно или осознанно человек выбирает конкретные средства общения, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

 

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

 

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

 

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения. Оно кажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», или «коммуникативной компетентностью», или «коммуникабельностью».

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди Вас поняли, как они воспринимают Вас, как относятся к проблеме.

 

Причинами плохой коммуникации могут быть:

· Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций. В результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций проблем. Например, в сознании могут существовать стереотипы: «Все полные люди – добрые», «Ребенок, получающий плохие оценки в школе – глупый» и т.п.

· Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново и необычно. Мы не всегда осознаем, что отличающееся от нашего толкование событий другим человеком, имеет такое же право на существование, как и наше собственное.

· Плохие отношения между людьми – если отношение того, кто с вами общается враждебное, то его трудно убедить в справедливости Вашего взгляда на проблему.

· Отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.

· Пренебрежение фактами – привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов.

· Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.

· Неверный выбор стратегии и тактики общения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единая транспортная система | Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам») общение.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.256 сек.