Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Остановимся более подробно на анализе Закона о конкуренции




В первоначальном виде Закон о конкуренции был принят 22 марта 1991 г. Необходимо подчеркнуть, что данное событие произошло еще в условиях существования СССР и союзного законодательства. Впоследствии в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения, что было обусловлено выявлением в процессе его реализации существенных недостатков и пробелов. К тому же Закон следовало привести в соответствие с новыми нормативными правовыми актами. В мае 1995 г. и мае 1998 г. принимаются существенные изменения и дополнения в Закон о конкуренции. Новая редакция Закона сохранила прежнюю концепцию, хотя изменениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи. Закон дополнился новыми понятиями: аффилированные лица, группа лиц и др.

В октябре 2002 г. приняты новые изменения и дополнения в Закон о конкуренции в целях создания условий для обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, приведения данного Закона в соответствие с положениями и нормами Гражданского и Налогового кодексов РФ и другими федеральными законами, совершенствования механизма государственного контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также усиления ответственности участников товарного рынка за нарушение антимонопольного законодательства.

Изменения и дополнения, внесенные в действующий Закон о конкуренции, предусматривают:

- усиление государственного контроля за соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию;

- изменение размеров суммарных активов при осуществлении антимонопольного контроля экономической концентрации;

- развитие положений действующего Закона, направленных на пресечение недобросовестной конкуренции при введении в хозяйственный оборот средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг;

- распространение положений и норм действующего Закона на отношения, связанные с деятельностью субъектов естественных монополий, в случаях, когда эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции и другие отрицательные последствия для товарных рынков.

Существенным дополнением действующего Закона является введение предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, в особенности направленных на проведение антиконкурентной ценовой политики, на создание препятствий для входа на рынок конкурентов. Это позволит повысить качество государственного контроля и эффективность деятельности антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.

Основными целями Закона являются определение организационных и правовых основ предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Российской Федерации, а также ограничение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

Закон о конкуренции (ст. 2) распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон применяется также и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции. Следует подчеркнуть, что отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.

Закона о конкуренции действует на всей территории Российской Федерации.

Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на:

- предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках;

- определение формы недобросовестной конкуренции и способов ее преодоления.

Впервые в этом нормативном правовом акте был законодательно определен ведущий антимонопольный орган (в настоящее время – Федеральная антимонопольная служба – ФАС), который для осуществления своих полномочий (ст. 12 Закона о конкуренции) вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Главная особенность российского Закона о конкуренции заключается в том, что он носит комплексный характер. В нем предусмотрено правовое регулирование как монополистической деятельности, так и пресечения недобросовест­ной конкуренции.

Основной принцип антимонопольного законодательства сформулирован в ст. 5 Закона о конкуренции: запрещаются действия хозяйствующего субъекта (или группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Дальнейшие запреты в рамках данной статьи конкретизируют эту базовую норму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.