КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система экологического контроля в России
Экологическое лицензирование Экологическое лицензирование — это разрешение на природопользование, на выбросы, сбросы, размещение вредных веществ (включая отходы) с обязательным указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды. Лицензия, в соответствии с ФЗ «О недрах», определена как официальный документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование тем или иным природным ресурсом (например, недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного времени при соблюдении им оговоренных требований и условий (ст. 2). Экологическое лицензирование подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на «экологически значимую» деятельность (прежде всего на природопользование) с указанием видов, объемов и лимитов мероприятий по использованию природных ресурсов, других экологических требований, при которых допускается лицензируемая деятельность, а также последствий несоблюдения этих требований. С точки зрения управления — это система мер, направленных на регулирование природопользования, охрану природы и защиту человека посредством разработки экологических регламентации и ограничений. Фактически экологические лицензии являются: — формой учета пользователей природными ресурсами (в том числе ресурсов пространства — территории, акватории или условного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т. д.); — формой контроля за потреблением указанных ресурсов или загрязнения ОС; — формой распоряжения природными ресурсами и правами на загрязнение ОС.
Различают две формы (типа) экологических лицензий: комплексные и специальные. Комплексный тип — лицензия на комплексное природопользование, специальный — на частные виды работ (по видам ресурсов). Следует подчеркнуть, что выдача экологической лицензии осуществляется государственным органом только после проведения государственной экологической экспертизы.
Основные полномочия по экологическому лицензированию находятся в ведении Министерства природных ресурсов России (МПР РФ), они сводятся к лицензированию видов деятельности, связанных в основном с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, а также, хотя и в меньшей степени, с охраной ОС.
Экологический контроль (ЭК) в целом — это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОС и обеспечению экологической безопасности общества. Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования. В настоящее время сложились две формы ЭК — предупредительная и карательная. Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.). Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).
Объектами ЭК являются: состояние ОС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства. В целом система ЭК состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль. Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйстствую-щими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОС. Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов»,
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, он регулируется внутренними документами и выполняется силами самого предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОС в пределах установленных нормативов и благодаря этому избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны государственного контроля. Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профсоюзами и трудовыми коллективами за выполнением нормативных природоохранных требований.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |