Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Определение цены и объема производства чистым монополистом





Монополия устанавливает цену сама в отличие от совершенного конкурента, который принимает цену, сложившуюся на рынке. Но как всякая фирма, монополист ставит своей задачей максимизировать прибыль. Как уже отмечалось в предыдущей теме, эту проблему можно решить либо методом сравнения валового дохода TR и валовых издержек TC; либо методом сравнения предельного дохода MR и предельных издержек МС. Рассмотрим метод максимизации прибыли на основе равенства предельного дохода и предельных издержек MR = MС.

Обратим внимание на то, что чистый монополист рассмат­ривается как отрасль, поэтому кривая его продаж представляет собой кривую отраслевого спроса и является нисходящей; Следствия нисходящей кривой спроса.

1. Предельный доход меньше цены: MR < Р.

Дело в том, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену за каждую после­дующую единицу своей продукции, что ведет к снижению пре­дельного дохода. Рассмотрим условный пример, исходные дан­ные указаны в таблице 1.

Предельный доход MR рассчитывается как разница между общим доходом TR от реализации по сниженной цене и доходом, полученным по предыдущей цене. Как следует из табл. 1, при цене в 6 р. было реализовано 2 единицы и получен общий доход в 12 р. Предельный доход составил 5 р. Снизив цену до 5 р., монополист смог реализовать 3 единицы и получить общий доход 15 р., однако предельный доход составил лишь 3 р. (15 р. - 12 р).

Таблица 1

Определение общего и предельного дохода монополиста

Цена, Р Количество продукции, Q, спрос, D Общий доход, TR=PQ Предельный доход, MR=TRQ –TRQ-1
-1

 

Предельный доход при реализации второй я последующих единиц продукции ниже цены и снижается быстрее, чем цена.

Графическая интерпретация изменения предельного дохода, исходя из данных таблицы 1, показана на рис. 8.

Рис. 8 График спроса D и предельного дохода MR

График предельного дохода MR по сравнению с линией спроса Д отражающей средний доход AR, более крутой, что доказывает его ускоряющееся от­ставание от снижающейся цены.

2. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства.

На рис. 9 показана графическая модель монопольной фирмы, устанавливающей цену и объем производства, обеспечивающие ей максимальную прибыль.

Техника определения оптимального объема QM и цены Рм для извлечения монополистической прибыли состоит из следующих шагов (рис.9):

1) Определяется точка пересечения кривых MR и МС.

2) Из точки MR=MC опускают перпендикуляр на горизонтальную ось, отражающую выпуск продукции Qм и определяют оптимальный объем Qм.



3) Линия перпендикуляра проводится вверх до пересечения с графиком спроса D (точка А).

4) Из точки А проводится линия, параллельная горизонтальной оси до, пересечения с вертикальной осью, отражающей цену Рм..

5) На линии перпендикуляра A-Qм. находится точка пересечения В с кривой общих издержек ATC.

6) Из точки В проводится линия параллельная линии объема Рм-А. Образовавшийся четырехугольник м) АВ (АТС) является прибылью монопольной фирмы.

Рис. 9 Определение выпуска и цены монопольной фирмой по условию MR=MC

Только при цене Рм и выпуске Qм фирма сможет получить максимум прибыли. Чтобы убедиться в этом, студенту предлагается «уменьшить» или «увеличить» выпуск продукции: сме­стить линию A-Qм влево или вправо. Что произойдет с площадью, которая отражает прибыль?

Аналогичные операции проделайте с ценой Рм: увеличьте или уменьшите ее уровень. Вы получите тот же результат - прибыль уменьшится.

Вывод: Монопольная фирма максимизирует прибыль, выбирая выпуск продукции и цену на основе равенства предельного дохода предельным издержкам (MR = МС).

Фирма-монополист, руководствуясь этим правилом, может длительное время максимизировать прибыль и сохранять свое монопольное положение. Сила или степень рыночной власти монополиста измеряется коэффициентом Лернера L:

PM-MC

L= (5)

PM

 

где Рм — монопольная цена;

МС — предельные издержки.

Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р=МС, индекс Лернера будет равен 0:

Коэффициент Лернера можно выразить через ценовую эластичность спроса на продукцию монополиста:

 

L = 1/ Еd (6)

где Еd — ценовая эластичность спроса.

 

Согласно формуле 6, сила рыночной власти находится в обратной зависимости от коэффициента ценовой эластичности спроса: чем выше ценовая эластичность, тем меньше рыночная власть фирмы.

Из-за трудности расчета предельных издержек МС в формуле 5 используют средние издержки АТС:

PM-АТC

L= (7)

PM

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числите­ле будет прибыль, а в знаменателе — совокупный доход:

L= Прибыль/ Совокупный доход

Высокая доля в совокупном доходе прибыли - признак монопольной власти.

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.

Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Для количественной характеристики монопольной власти используются также индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка:

 

Н = Р21 + Р22 + … + Р2n, (8)

 

где Н – показатель концентрации,

Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении.

Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

Источники или факторы монопольной власти:

1. Доля фирмы в рыночном предложении;

2. Отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;

3. Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.