Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельные виды правонарушений в области предпринимательской деятельности

 

Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел является выявление и пресечение ими правонарушений в сфере предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность регламентируется нормами различных отраслей права. Эти нормы содержатся в ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах и иных нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Правовой основой деятельности ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в рассматриваемой сфере является, прежде всего, Федеральный закон "О полиции", вышеуказанные нормативные правовые акты, а также ведомственные нормативные правовые акты.

Рассмотрим отдельные виды административных правонарушений.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1)

Одним из обязательных условий ведения легальной предпринимательской деятельности выступает наличие акта о регистрации субъекта предпринимательской деятельности, а также наличие специального разрешения (лицензии). Государственная регистрация юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральная налоговая служба.

Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Кроме того, в отдельных законах определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Административная ответственность по данной статье наступает за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), либо за нарушение лицензионных условий. Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. 11.29, 13.3 и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.

Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 - в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии), а ч.4 заключается в грубом нарушении лицензионных требований и условий, при осуществлении отдельных видов деятельности, понятие которого дается Правительством РФ в своем Постановлении об утверждении положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Примером тому может служить Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 года №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (в ред. от 24.09.2010 года №749, где в п.6 приводятся перечисления нарушений лицензиатом требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, определенных в п.5 данного Постановления..

Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ.

Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. 2, 3 и 4 - наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях управленческие функции, и юридические лица.

Незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 14.1.1). Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ (в ред. от 16.10.2012 года №168-ФЗ) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 244-ФЗ) и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

По смыслу п. п. 1, 5 ст. 4 Закона № 244-ФЗ под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Неотъемлемым признаком азартной игры является её рисковый характер, предполагающий сознательное допущение сторонами различных вариантов изменений в их имущественной сфере, наступление которых может зависеть от их собственных действий в качестве игроков, от действий третьих лиц или от сил природы.

Организатор азартной игры - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

Участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры.

Согласно п. п. 1 и 2 ст.5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр в игорных заведениях, при соблюдении требований, предусмотренных действующим федеральным и региональным законодательством Российской Федерации.

Деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение, основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).

В силу п.п. 4,5 ст. 5 Закона № 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 7 ст. 4 Закона № 244-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона № 244-ФЗ на территории РФ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.

В свою очередь, для осуществления игры необходимо наличие игрового оборудования, под которым понимаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.

Игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Ставка денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры.

Выигрыш – денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

Рассматриваемая статья 14.1.1 КоАП РФ, предусматривает ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр, включая три самостоятельных состава административных правонарушений.

Административная ответственность по ч.1 ст.14.1.1 КоАП РФ наступает за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи.

Объектом рассматриваемого административногоправонарушения являются правоотношения в области азартных игр

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, по организации и (или) проведению азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.

Субъектами правонарушения по ч.1 ст.14.1.1 являются граждане, вменяемые, достигшие 16-ти летнего возраста, должностные лица и юридические лица.

Ч.2 ст.14.1.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии.

Условием осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, является наличие специального разрешения (лицензии) порядок выдачи которых определяется Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130. Непосредственным лицензирующим органом деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах является Федеральная налоговая служба России.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в действиях по организации и (или) проведению азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии.

Субъектами правонарушения по ч.2 ст.14.1.1 являются граждане, вменяемые, достигшие 16-ти летнего возраста, должностные лица и юридические лица.

Кроме того, регулирование рассматриваемых отношений входит в сферу не только административного, но и уголовного законодательства РФ. Подтверждением сказанного является наличие в Уголовном Кодексе РФ ст.171.2 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр, состав которого отличается от административного правонарушения, прежде всего, по объективной стороне, включающей в себя следующие квалифицирующие признаки: извлечение дохода в крупном размере, особо крупном размере, совершение деяния организованной группой.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (Статья 14.2).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Оно посягает на права и законные интересы государства и его монополию в этой сфере; угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.

По смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно оборотоспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.

Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". В Перечень таких видов входят: вооружения, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся Федеральные законы от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах", от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" (с изм. и доп.).

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Под действие норм данной статьи не подпадают случаи незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если административная ответственность за них установлена другими статьями Кодекса, например ст. 14.16, 20.8, 20.10.

Субъектами являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (предприятия-производители, предприятия оптовой торговли, предприятия и организации розничной торговли независимо от их организационно-правовой формы). К административной ответственности привлекаются также руководители указанных предприятий и организаций и другие должностные лица, ответственные за соблюдение законодательства о запрещенной или ограниченно оборотоспособной продукции.

Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств(14.4.1). Правовой основой аккредитации операторов технического осмотра транспортных средств является Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра

(ч.2. ст. 14.4.1). Правовой основой создания Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО) является ст.12 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ЕАИСТО создается уполномоченным федеральным органом (ГИБДД) исполнительной власти и содержит следующую информацию об операторах технического осмотра:

1) полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра - юридического лица, место его нахождения;

2) фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество оператора технического осмотра - индивидуального предпринимателя, место его жительства;

3) номера контактных телефонов, почтовый адрес, адреса электронной почты;

4) фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество руководителя оператора технического осмотра - юридического лица;

5) информация об аккредитации (информация о решении о выдаче аттестата аккредитации, расширении или сокращении области аккредитации, переоформлении аттестата аккредитации, приостановлении действия аттестата аккредитации или возобновлении его действия, об аннулировании аттестата аккредитации) и о нарушениях требований аккредитации, правил проведения технического осмотра, требований соблюдения предельного размера платы за проведение технического осмотра;

6) количество пунктов технического осмотра и их адреса;

7) фамилии, имена и в случае, если имеются, отчества технических экспертов, сведения об их образовании, подготовке, переподготовке и повышении квалификации в соответствии с квалификационными требованиями, а также адреса пунктов технического осмотра, в которых они осуществляют техническое диагностирование;

8) сведения о количестве выданных оператором технического осмотра диагностических карт с указанием номеров таких документов.

Объективная сторона выражается в непредставлении в ГИБДД операторами технического осмотра в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра следующих сведений для внесения их в ЕАИСТО: а) о марке и модели транспортного средства, в отношении которого проведен технический осмотр, год его выпуска, сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство (идентификационный номер транспортного средства (VI№), номер кузова);

б) о фамилии, имени и отчестве лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра;

в) о адресе пункта технического осмотра, в котором был проведен технический осмотр;

г) диагностическую карту в форме электронного документа;

д) о фамилии, имени и отчестве технического эксперта, принявшего решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Субъектом административного правонарушения по ч.2 ст.14.4.1 КоАП РФ является должностное лицо и юридическое лицо.

Обман потребителей (ст.14.7). Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.

Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", действующим в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. (с изм. и доп.), ГК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Объективная сторона правонарушения заключается в совершении следующих противоправных действий путем обмеривания, обвешивания, обсчета и введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара.

Обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;

Обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи. Эти действия нарушают установленное законом одно из обязательных условий договора купли-продажи - о количестве товара (см. ст. 465 ГК РФ).

Обсчет: 1) взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами; 2) утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, или передача ему только части этой суммы;

Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) - передача потребителю товара (результатов работы, оказания услуги), не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке. Данное действие нарушает требования законодательства о качестве товара (работы, услуги) (см. ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Аналогичные нормы содержатся в ГК РФ (см. ст. 469, 732 и др.).

Следует отметить, что ныне в связи с установлением административной ответственности за недобросовестную конкуренцию (см. ст. 14.33 КоАП РФ) в случаях, если обман связан с недобросовестной конкуренцией, должностные лица и юридические лица несут ответственность по ст. 14.33 Кодекса, санкции которой предусматривают повышенную административную ответственность указанных лиц.

Административное наказание может быть назначено лицу, виновному в умышленном предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации о потребительских свойствах и качестве товара (работы, услуги) с целью ввести его в заблуждение (ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Следует иметь в виду, что за совершение других административных правонарушений, нарушающих право потребителя на информацию, ответственность предусмотрена ст. 14.8 Кодекса.

Под иным обманом потребителя следует понимать нарушение других условий договора купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг), например умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности, продажа товара с нарушением требования о его комплектности и др.

Субъектами правонарушения являются юридические лица - торговые организации, организации, выполняющие работы или оказывающие услуги населению (предприятия коммунального и бытового обслуживания и др.), должностные лица этих организаций, привлекаемые к ответственности согласно ч. 3 ст. 2.1 и ст. 2.4 Кодекса, а также индивидуальные предприниматели и граждане, работающие у индивидуальных предпринимателей.

Административное правонарушение считается оконченным в момент заключения договора купли - продаж, т.е. с момента выдачи продавцом покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.

Незаконное использование товарного знака (Ст. 14.10). Основные положения, касающиеся права на товарный знак, государственной регистрации товарного знака, выдачи свидетельств на товарный знак, оснований для отказа в регистрации товарного знака, ныне регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 1477-1509).

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи осуществлением предпринимательской деятельности в условиях конкуренции.

Правонарушение посягает на экономические права и интересы владельца товарного знака или лица, законно использующего наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначение, отличающее соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических и физических лиц, включая иностранных.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или преимущественно определяются характерными для такого географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых он зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака. Право на использование товарного знака может быть также предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке. Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.

Использование гражданином, должностным лицом, юридическим лицом чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров с нарушением указанных требований квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном использовании чужого товарного знака или наименования географического объекта путем обозначения их на товарах, упаковке, в рекламе, средствах массовой информации, при оформлении вывесок, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, путем обозначения на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товаров в хозяйственный оборот. Правонарушение может выражаться в использовании в качестве товарного знака или наименования географического объекта сходных с ними обозначений в отношении однородных товаров.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители и другие лица, осуществляющие управленческие функции в организациях, а также юридические лица.

Индивидуальные предприниматели, совершившие рассматриваемое административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица в соответствии с санкцией данной статьи.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 180 УК РФ).

Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (Ст.14.14) Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлены порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Одной из мер по предупреждению банкротства кредитных организаций наряду с финансовым оздоровлением и реорганизацией в соответствии со ст. 3 указанного Закона является назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Основания назначения временной администрации, срок ее действия и порядок функционирования определены главой III указанного Федерального закона, а также Положением о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденным Центральным банком РФ 9 ноября 2005 г. № 279-П. Руководителем временной администрации назначается служащий Центрального банка РФ.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении неправомерных действий или бездействия (неисполнение возложенных федеральными законами обязанностей, в том числе непредставление в предусмотренных федеральными законами случаях документов для согласования сделок), создании условий, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо кредитной организации (ее филиала, дочерней организации), в которой по распоряжению Банка России назначена временная администрация.

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст.14.15). Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Объективная сторона административного правонарушения выражается в действии, нарушающем правила продажи отдельного вида товара, или бездействии, выраженного в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами.

Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

Субъектом административного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

Должностные лица органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст.14.16). Объектом рассматриваемой статьи являются общественные отношения, возникающие в сфере торговли, в связи с продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на их основе.

Правовой основой регулирования общественных отношений, связанных с оборотом спирта и спиртосодержащей продукции являются: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (в ред. от28.07.2012 года №133) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.); Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", установивший ограничения розничной продажи и потребления (р Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ и примечанием к ст. 6.10 настоящего Кодекса установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Под фармакопейной статьей Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с изм. и доп.) понимает государственный стандарт лекарственного средства, содержащий перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства.

Гражданским кодексом РФ определены понятия и содержание договора поставки (ст. 506), договора розничной купли-продажи (ст. 492), публичного договора (ст. 426). Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст. 481 ГК РФ).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что сертификат соответствия - документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Часть первая ст.14.16 КоАП РФ запрещает розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям, за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть, или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

Вторая часть ст.14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Часть 2.1 ст.14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, при условии, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива;

По действующему законодательству несовершеннолетним считается лицо, не достигшее 18–ти лет. Уголовная же ответственность по статье 151.1 УК РФ «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции» наступит для продавца лишь за неоднократную продажу в розницу несовершеннолетним алкоголя, т.е. более одного раза в течение 180 дней. Данная статья применяется только в том случае, если продавец ранее уже привлекался к административной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним.

ч. 3 ст.14.16 КоАП устанавливает административную ответственность за совершение иных нарушений названных Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции.

. К таким нарушениям можно отнести отсутствие информации в доступном месте торгующей организации о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, о Правилах продажи отдельных алкогольной и спиртосодержащей продукции, о несоблюдении времени продажи спиртных напитков и другие.

Объективная сторона ст.14.16 КоАП РФ выражается в действиях либо бездействии правонарушителей, связанных с несоблюдением ими правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 и федеральными законами №171 и №11.

Субъект данного административного правонарушения - должностное лицо либо юридическое лицо, а по ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ кроме вышеназванных субъектов ответственность несет продавец, являющийся специальным субъектом.

Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта (ст. 14.17). Положениями Федерального закона от 22 ноября1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливается особый порядок производства и оборота этилового спирта, а также обязательность лицензирования деятельности по производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере соблюдения порядка осуществления предпринимательской деятельности в России.

Часть первая данной статьи устанавливает административную ответственность за промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты. Квота - административное ограничение на торговлю определенным продуктом.

Части вторая и третья данной статьи имеют целью реализацию положений ст.ст. 8, 9, 10, 23 вышеуказанного Федерального закона, касающихся закупки, поставок и целевого использования этилового спирта. Кроме того, они обеспечивают охрану общественных отношений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 857 «Об утверждении Положения о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений». Закупка - форма организованного приобретения продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Часть четвертая данной статьи является специальной по отношению к ст. 14.1 КоАП РФ и содержит более высокие штрафные санкции. При квалификации правонарушений по данной части следует учитывать, что на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий либо бездействии, нарушающих установленный порядок промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой, являются юридические лица, а частями второй и третьей - должностные лица либо юридические лица. Промышленное производство, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут осуществляться исключительно организациями, поэтому к субъектам административного правонарушения, предусмотренного частями второй и третьей указанной статьи, не относятся индивидуальные предприниматели.

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18). В соответствии со ст.ст. 11 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произведенный только из пищевого сырья. Этим же законом установлено, что спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция, в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции, произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий, нарушающих установленный вышеназванным Федеральным законом запрет использования этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

При квалификации этого правонарушения следует учитывать, что его состав сходен с составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ. Основным различием составов данных правонарушений, как представляется, является то, что для выявления факта использования этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не обязательно завершение производственного цикла, а достаточно выявления уполномоченными должностными лицами такого факта в начальной стадии производства.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23). Административное наказание в виде дисквалификации предусмотрено ст. 3.11 КоАП РФ. Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации, закреплен «Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется МВД России и органами внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в МВД России и органы внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации по месту вынесения постановления.

Деятельность по управлению юридическим лицом несовместима с применением дисквалификации. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение всего срока дисквалификации или в части указанного срока деятельности по управлению юридическим лицом квалифицируется по части первой указанной статьи.

Субъектом данного правонарушения является непосредственно дисквалифицированное лицо, если оно в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом. При этом не имеет значения, продолжает ли нарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он перешел в другую организацию, и там осуществляет управленческие функции.

Частью второй установлена административная ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а также неприменение последствий прекращения его действий. Работодатель, заключивший с дисквалифицированным лицом трудовой договор, рассматривается в качестве субъекта данного административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ при заключении трудового договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Субъектами ответственности в этом случае являются юридические лица, не выполнившие постановление судьи о дисквалификации нарушителя либо принявшие дисквалифицированное лицо на новую работу, сопряженную с исполнением управленческих функций.

Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ст. 14.34).

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках, с определением прав и обязанностей лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (с изм. и доп.), иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Административная ответственность, установленная данной статьей не применяется за нарушения в сфере организации деятельности по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых уполномоченными органами субъектов РФ или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер, а также за нарушение установленного органом государственной власти субъекта РФ упрощенного порядка предоставления торговых мест на розничном рынке (см. примечание к данной статье и ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ).

Объектом правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена ст.14.34 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением установленных в соответствии с законодательством правил организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений на право организации рынка, выданных органами местного самоуправления управляющим рынком компаниям. В ч. 3 ст. 8 данного Федерального закона предусмотрено, что такое разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет. В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды. Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и на сельскохозяйственном кооперативном рынке, в том числе при коллективных обращениях и в упрощенном порядке, предусмотрены в ст. 16 и ст. 17 рассматриваемого Федерального закона.

Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за совершение которых предусмотрена в ч. 1 ст.14.34 КоАП РФ, состоит в разработке и утверждении схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с уполномоченными органами по контролю и надзору.

Объективная сторона правонарушений по ч. 2 ст.14.34 КоАП РФ состоит в организации и предоставлении торговых мест на розничном рынке, не предусмотренных схемой их размещения, при отсутствии указанной схемы или без заключения договоров о предоставлении торговых мест, в предоставлении торговых мест на срок, превышающий срок, установленный федеральным законом.

Объективная сторона правонарушений по ч. 3 ст14.34 КоАП РФ состоит в незаконном отказе или уклонении от предоставления торговых мест на розничном рынке, если обязательность их предоставления в соответствующем случае предусмотрена федеральным законом.

При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, но не менее чем в количестве 50 процентов торговых мест от их общего количества (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ).

При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственный потребительский кооператив, управляющий данным рынком, должен предусматривать для своих членов и предоставлять им торговые места в количестве не менее чем 50 процентов от их общего количества (ч. 2 ст. 17 указанного Федерального закона).

Объективная сторона правонарушений по ч. 4 ст.14.34 КоАП РФ состоит в предоставлении товаропроизводителям на сельскохозяйственном рынке или членам сельскохозяйственного потребительского кооператива на сельскохозяйственном кооперативном рынке торговых мест в количестве менее установленного федеральным законом либо предоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке или на сельскохозяйственном кооперативном рынке на основании коллективного обращения без соблюдения условий, установленных федеральным законом.

В п. 12 ст. 3 упомянутого выше Федерального закона дано понятие паспорта безопасности как документа, определяющего соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление от 28 апреля 2007 г. № 255 "Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений").

Управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности (п. 3 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона).

Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за совершение которых предусмотрена в ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ, состоит в организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, в нарушении установленных требований к оформлению или утверждению этого паспорта.

На управляющую рынком компанию возложены обязанности по формированию и ведению реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии со ст. 18 и ст. 19 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в указанные реестры, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из соответствующих реестров.

Объективная сторона правонарушений по ч. 6 ст.14.34 КоАП РФ состоит в уклонении от ведения реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест.

Объективная сторона правонарушений по ч. 7 ст.14.34 КоАП РФ состоит в несвоевременном или неточном внесении записей в реестр продавцов или реестр договоров о предоставлении торговых мест либо в хранении или ведении указанных реестров в местах, доступных для посторонних лиц, или в условиях, при которых не обеспечивается предотвращение утраты, искажения или подделки содержащейся в реестрах информации.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается каждому продавцу при заключении договора о предоставлении торгового места, заверяется управляющей рынком компанией и действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка. Требования к оформлению карточки продавца предусмотрены в ст. 20 указанного Федерального закона.

Объективная сторона правонарушений по ч. 8 ст.14.34 КоАП РФ состоит в организации и осуществлении деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению.

Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица и должностные лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по соблюдению правил организации розничных рынков и осуществлению деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках.

 

Тема 15. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и порядок управления

Учебные вопросы:

1. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

2. Отдельные виды административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти.

3. Общая характеристика административных правонарушений против порядка управления.

4. Отдельные виды административных правонарушений против порядка управления.

 

Литература

Основная:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Под ред. Н.Г. Салищевой. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2011.

Дополнительная:

Мигачев Ю. И., Попов Л. Л. Административное право Российской Федерации: // учебник – М: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

Административное право России:учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России, 2011. 702 с.

Зырянов СМ. Квалификация административных правонарушений против порядка управления, подведомственных органам внутренних дел: практическое пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2005.

Попов Л.Л. Административное право: учебник // М: ЮРАЙТ, 2009.

Старилов Ю.Н. Административное право в борьбе с произвольным администрированием // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов. Вып. 17: Феномен «синдрома бесправия» в современном правовом государстве. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004.- С.170-196.

 

1. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти

 

Глава 17 КоАП РФ содержит статьи, включающие составы административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, к которым относятся:

- статус членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы РФ;

- статус Уполномоченного по правам человека в РФ;

- полномочия судей или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

- деятельность суда по отправлению правосудия с участием народных или присяжных заседателей;

- полномочия прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;

- полномочия судебных приставов – исполнителей;

- государственная символика РФ

- государственные награды РФ;

- форменная одежда со знаками различия;

- меры государственной защиты судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны.

Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ, в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ (с изм. и доп.).

В соответствии с п. 4 ст. 2 данного Закона должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией РФ и указанным выше Законом.

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в том числе предоставление ими ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений указанного Закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

Конституция РФ предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп.) подчеркнул, что должность Уполномоченного учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий в установленный законодательством срок. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием данного присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока - на все время рассмотрения этого дела. На этот период администрация по месту работы (учебы) гражданина должна освобождать его от выполнения обязанностей по занимаемой должности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст. 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Реализуя функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор или его заместитель вносит протест на противоречащий закону акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган. Еще одной формой реагирования прокурора на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие, является представление прокурора, а также постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (см. ст. 21 - 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Следственного комитета РФ, а также следователями органов внутренних дел, следователями органов Федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотиков.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В целях реализации данного правила закон предусматривает возможность применения уголовно-процессуального принуждения, например при выемке, обыске, освидетельствовании, собирании образцов для сравнительного экспертного исследования.

Перечень органов дознания дан в ст. 40 УПК РФ. Дознание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», главные судебные приставы РФ и субъектов РФ, главный военный пристав, их заместители, старшие судебные приставы, командиры воинских частей, начальники военных учреждений и гарнизонов.

Правонарушение по статье 17.7. КоАП РФ заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении. Правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования указанных выше лиц.

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности | Тема 16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.238 сек.