Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Анализ экономических результатов деятельности предприятия

  1. Анализ состава и динамики прибыли.
  2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг.

3. Анализ формирования и использования чистой прибыли.

1. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рента­бельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса, большая роль в выявлении которых отводится экономическому анализу.

Основные источники информации для анализа: данные аналитичес­кого бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа используются разнообразные показатели при­были:

Балансовая прибыль (в настоящее время этому показателю соответствует понятие совокупная прибыль от деятельности предприятия).

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Прибыль от прочей реализации.

Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты).

По ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях.

Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные.

Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.

Поступления долгов и дебиторской задолженности.

Поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.

Налогооблагаемая прибыль.

Льготная (необлагаемая налогом) прибыль.

Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль.

Чистая прибыль.

Механизм формирования данных показателей прибыли представлен на рис. 12.1.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

После этого следует основательно изучить факторы изменения каждого вида прибыли.

2.Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы.

Финансовый результат от реализации продукции в целом по предприятию зависит от следующих факторов:

– объем реализации продукции (РП);

– ее структура (Удi);

– себестоимость единицы продукции i-ого вида (Сi);

– уровень среднереализационных цен (Цi).

Факторная модель имеет вид:

 

 

 

Рис.13.1. Схема формирования показателей прибыли

 

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от операционной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж и снижением себестоимости продукции.

Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения объема продаж и снижения себестоимости изделий.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции.

Прибыль от реализации отдельного вида продукции зависит от следующих факторов:

– объем реализации продукции i-ого вида (РПi);

– себестоимость единицы продукции i-ого вида (Сi);

– уровень среднереализационных цен (Цi).

Факторная модель имеет вид:

Затем более детально изучаются причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Для более полной оценки влияния изменения объема реализации каждого вида продукции на получаемую прибыль, проводится анализ ассортиментной политики предприятия.

Анализ ассортиментной политики и ее влияние на прибыль проводится с помощью анализа структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции по формуле:

где ∆ПУд – изменение суммы прибыли за счет изменения ассортиментной политики;

Пi,план – плановая сумма прибыли, приходящаяся на единицу i-ого вида продукции.


Уровень среднереализационных цен и величина прибыли находят­ся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Себестоимость продукции (переменные и постоянные затраты) иприбыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции с последующим обобщением полученных результатов анализа, что по­зволит увидеть, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким — снизилась и за счет каких факторов.

Величина прибыли (убытка) от реализации основных средств и про­чих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом нужно учитывать не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала.

Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для их предотвращения.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности воз­никают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне.

3. Анализ формирования и использования чистой прибыли.

Для анализа использования прибыли используются закон о на­логах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические Указания Министерства финансов, устав предприятия, а также дан­ные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.

Распределение прибыли показано на рис. 12.5. Из рисунка видно, что одна ее часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма - чистая прибыль — используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного ка­питала и др.

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения ве­личины чистой, потребленной и капитализированной прибыли.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических по­казателей, характеризующих конечные результаты деятельности пред­приятия. Количественно она представляет собой разность между об­щей суммой брутто-прибыли и суммой выплаченных процентов и налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.

Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брут­то-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой при­были в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономичес­ких санкций и др.

 

 

Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предпри­ятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственно­го развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспе­чения:

• необходимого объема инвестиций для производственного разви­тия;

• необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические дан­ные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными плана и прошлых лет, после чего выясняют причины изменения по каждому направлению использования прибыли.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ оборачиваемости капитала | Тема 13. Анализ эффективности деятельности предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.