Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система экологического контроля в России. Экологический контроль (ЭК) в целом — это проверка соблюде­ния предприятиями, организациями, т.е

Экологический контроль (ЭК) в целом — это проверка соблюде­ния предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими объектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

Цель ЭКсостоит в предупреждении и устранении правонаруше­ний в области экологии и природопользования.

В настоящее время сложились две формы ЭК – предупредительная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введе­ние в действие нормативов качества ОПС и рационального использо­вания природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установле­ние лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хра­нения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или не­обходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприя­тий (например, рекультивации земель после проведения геологораз­ведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда послед­ствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предуп­реждением. Она выражается в наступлении различных видов юриди­ческой ответственности (материальной, дисциплинарной, админис­тративной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение ка­кого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объек­тов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объек­тов; соблюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окру­жающей природной среды» состоит из следующих подсистем: 1) госу­дарственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государствен­ный экологический контроль; 3) производственный экологический кон­троль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информа­ции, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяй­ствующими субъектами и гражданами требований экологического за­конодательства и нормативов качества ОПС.

Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за долж­ностными лицами Минприроды и его территориальных органов», По­ложения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специ­ально уполномоченных на то государственных органов в области ох­раны ОПС.

Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные право­вые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удер­живать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах уста­новленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и со­ответствующих санкций) со стороны ГЭК.

К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование.

Экологическое аудирование (аудит). Одним из новых инстру­ментов в области охраны ОПС является экологический аудит, пред­ставляющий собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим кри­териям.

Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обес­печивают планирование и проведение аудита системы управления ка­чеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой». ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.

В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по ини­циативе самого предприятия-загрязнителя.

Bсе возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры Российской Федерации (так называемые «экологические прокуратуры»). На них в законодатель­ном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуще­ствлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологичес­кие отношения, за всеми федеральными министерствами и ведом­ствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в том числе государственного эко­логического контроля), их должностными лицами, а также соответ­ствием законам издаваемых ими правовых актов.

Законодательством предусматривается также общественный эко­логический контроль, осуществляемый силами общественных органи­заций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоох­ранных требований министерствами, ведомствами, другими юриди­ческими лицами и гражданами.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1. Органы экологического управления России.

2. Мониторинг окружающей природной среды.

3. Экологическая экспертиза.

4. Система экологического контроля в России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологическая экспертиза | Особенности экономического механизма охраны окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.