Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возмещение убытков как способ защиты прав. Особенности правового регулирования возмещения вреда земельным собственникам и землепользователям

Юридические основания возникновения земельных споров. Понятие и виды споров. Земельные споры, рассматриваемые в административном и судебном порядке. Способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков. Особенности правового разрешения земельных споров.

Разрешение земельных споров.

Источники регулирования государственного контроля земельного фонда.

Современное землепользование способно вызвать негативные последствия для состояния земель. Наиболее заметны процессы загрязнения земель химическими и биологическими веществами, эрозия почв, засоление, заболачивание, подтопление, иссушение и другие виды разрушения.

 

Одновременно земля выступает объектом юридических прав граждан и организаций, таких, как право собственности и пользования. Нарушение этих прав, например, в процессе вынесения государственных решений либо действий отдельных лиц, а также нарушение порядка землепользования самими собственниками, владельцами, пользователями способно вызвать неблагоприятные последствия финансового, экономического и социального характера для третьих лиц, государства и общества.

 

Для предупреждения и преодоления негативных экологических, экономических и иных последствий землепользования разрабатываются и осуществляются меры, в том числе правового характера, по охране земель и защите прав на землю.

 

Поддержание благоприятного экологического состояния земель, охрана земель как объекта юридических прав граждан и организаций провозглашается в качестве принципиальной основы развития земельного законодательства. В соответствии со ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципах приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритета сохранения особо Ценных земель и сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. На основе этих принципов осуществляются различные организационные, экономические, агротехнические, воспитательные и иные мероприятия, которые, будучи закрепленными в нормах права, составляют содержание правовой охраны земель и защиты прав на землю.

 

Правовая охрана земель и защита прав на землю – установленные нормами права меры, направленные на предотвращение деградации, сохранение, улучшение и восстановление земель, а также защиту прав собственности и пользования граждан и организаций, включая государство, на землю.

 

Охрана земель и обеспечение рационального землепользования имеют высокий приоритет в российском законодательстве. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы используется и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 

Традиционно особое значение придается землям сельскохозяйственного назначения, охрана которых и их использование для сельскохозяйственного производства ставятся выше иных хозяйственных интересов. Действует общий принцип, в соответствии с которым земли сельскохозяйственного качества используются прежде всего для сельскохозяйственных целей (ст. 79 ЗК).

 

Теоретическую основу правового регулирования охраны земель составляет принцип устойчивого землепользования, вытекающий из общепризнанной международно-правовой концепции устойчивого развития. Концепция устойчивого развития была сформулирована в международном докладе под названием «Наше общее будущее», представленном на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Такое развитие возможно, если природопользование, осуществляемое настоящими поколениями, учитывает не только собственные интересы и потребности, но также интересы и потребности будущих поколений. По сути, речь идет о справедливом распределении природных благ не только по горизонтали – между живущими людьми, но и по вертикали – между живущими людьми и поколениями, которые будут населять нашу планету в бесконечно длительной перспективе. Задача современного поколения в области обеспечения устойчивого землепользования заключается в передаче будущим поколениям земельных ресурсов, достаточных в количественном и качественном отношении для удовлетворения потребностей растущего населения планеты. Оно предполагает сохранение и увеличение площадей сельскохозяйственных угодий, предотвращение загрязнения земель, поддержание плодородия почв, рациональное размещение жилых, социальных и иных объектов на земельных участках, контроль за ростом городов, борьбу с опустыниванием. В продолжение концепции устойчивого развития в России разработана национальная политика в данной области, которая в концептуальном виде сформулирована в двух нормативных актах – «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации, по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»1 и «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»2.

 

Под деградацией земель понимается ухудшение качественного состояния земель под воздействием хозяйственной деятельности. Деградация выражается в загрязнении земель отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, заражении карантинными вредителями и болезнями растений, зарастании сорняками, кустарником и мелколесьем, ухудшении плодородия почв, эрозии почв, подтоплении, заболачивании, иссушении, уплотнении, образовании селей.

 

Обеспечение рационального (устойчивого) землепользования означает землепользование, которое не ухудшает количественных характеристик земель. Обеспечить рациональное землепользование – значит организовать такое использование земель, при котором сохраняются площади сельскохозяйственных угодий и не допускается снижение их плодородия, обеспечивается надлежащее, т.е. в соответствии с требованиями законодательства, использование земель, осуществляется компактная застройка, не вызывающая ухудшение состояния других природных объектов, обеспечивается целевое и своевременное использование земель, наилучшим образом отвечающее природно-климатическим и географическим свойствам конкретных земельных участков. Рациональное землепользование также означает эффективное использование земельных участков, под которым понимается получение максимальной экономической пользы с единицы площади.

 

 

1 Одобрены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

 

2 Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

 

 

Понятия охраны земель от деградации и обеспечения их рационального использования неразрывно связаны и дополняют друг друга, и в реальной жизни грань между ними фактически отсутствует. Мероприятия по борьбе с загрязнением повышают эффективность землепользования, а нерациональное землепользование влечет эрозию почв и другие виды деградации земель.

 

Меры охраны земель включают:

 

определение необходимых прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по охране и рациональному использованию земель;

 

установление полномочий государственных и муниципальных органов по обеспечению охраны земель;

 

установление необходимых правовых режимов для различных категорий земель, введение запретов и дозволений;

 

поощрение благоприятной с точки зрения охраны земель деятельности;

 

установление мер юридической ответственности за земельные правонарушения, а также порядка изъятия земель за их ненадлежащее использование.

 

Права и обязанности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов определяются как в законодательстве, так и в индивидуальных правоустанавливающих документах. Земельный кодекс предусматривает, что собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защищать земли от загрязнения отходами, химическими веществами, эрозии и от других форм деградации, поддерживать достигнутый уровень мелиорации, ликвидировать последствия загрязнения и захламления земель, рекультивировать нарушенные земли и обеспечивать их своевременное вовлечение в оборот, использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, использовать и сохранять плодородный слой почвы при работах, связанных с нарушением земель. Землепользователи не имеют права внедрять новые технологии, проводить мелиорацию либо осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, если они не соответствуют экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

 

В целях повышения плодородия почв сельскохозяйственного назначения собственники, владельцы, пользователи и арендаторы обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также способами, исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий.

 

Типовой договор аренды земель сельскохозяйственного назначения предусматривает обязанность арендаторов эффективно использовать полученные земельные участки, повышать плодородие почв, осуществлять комплексные мероприятия по рациональному использованию и охране земель.

 

Охрана и рациональное использование земель обеспечиваются также мероприятиями государственных и муниципальных органов. В целях охраны земель предусматривается разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих проведение необходимых мероприятий государственными ведомствами и организациями, местными органами самоуправления. Так, Государственная программа повышения плодородия почв предусматривает проведение государством организационных, агротехнических, мелиоративных, культуртехнических и агротехнических работ, а также защиту почв от эрозии.

 

В интересах оценки состояния почв, а также охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

 

Источником опасного загрязнения земель являются применяемые в сельском хозяйстве пестициды и агрохимикаты. Охрана земель от их негативного воздействия обеспечивается рядом мер контроля за их производством, обращением и применением, включая стандартизацию2.

 

Охрана и рациональное использование земель обеспечиваются мерами, направленными на распределение земель по категориям исходя из целевого назначения и установлением для каждой категории соответствующего целевому назначению режима землепользования. Для каждой категории земель характерны свои особенности правового режима, включая меры охраны. К примеру, предусматривается выделение различного рода охранных зон на землях промышленности и иного специального назначения, в пределах которых ограничиваются некоторые виды землепользования. Наиболее строгие меры охраны и обеспечения рационального землепользования установлены для земель сельскохозяйственного назначения. В интересах сохранения ценных площадей сельскохозяйственных угодий запрещено их изъятие для несельскохозяйственных нужд, за исключением некоторых случаев. В целях сохранения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных земель органами субъектов РФ устанавливаются перечни земель, использование которых для других, т.е. несельскохозяйственных, целей не допускается (ст. 79 ЗК).

 

1 См. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ, 1998. № 29. Ст. 3399.

 

2 См. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

 

Для обеспечения охраны земель применяются финансовые рычаги. Так, в интересах повышения заинтересованности граждан и организаций в сохранении и улучшении состояния закрепленных за ними земельных участков, обеспечения их рационального использования предусматривается экономическое стимулирование охраны и использования земель в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В этом случае могут применяться, положения Бюджетного кодекса РФ (ст. 78) о выделении из бюджетов грантов и материальной поддержки в случаях, предусмотренных законами, целевыми программами, решениями органов местного самоуправления.

 

В целях охраны земель разрабатываются и реализуются специальные меры, которые включают мелиорацию и рекультивацию земель, консервацию деградированных земель.

 

Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»1.

 

«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехническую и химическую мелиорацию земель.

 

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.

 

 

Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых случаях требует сооружения и эксплуатации мелиоративных систем – каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем, гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуатация осуществляются гражданами и организациями в соответствии с государственной лицензией на соответствующие виды деятельности1 по результатам государственной экспертизы предпроектной и проектной документации, а также при условии положительной оценки государственной экологической экспертизы.

 

В целях сохранения целостности мелиорированных земель установлены ограничения на их дробление. В частности, не допускается выдел земельного участка в счет доли, если размер такого земельного участка меньше минимального, специально установленного для этой категории субъектами РФ.

 

Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных свойств почв. По завершении рекультивации предполагается своевременный возврат рекультивированных земель в хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и может использоваться им только для улучшения малопродуктивных земель.

 

Общая обязанность землепользователей по рекультивации земель закреплена в ЗК. В соответствии со ст. 13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

 

1 Положение о лицензировании деятельности в области мелиорации земель Утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1093 // СЗ РФ. 1996. № 38. Ст. 4441.

 

 

Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотрена ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»2. В частности, на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

 

Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.

 

Консервация земель проводится в целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводимых МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом3.

 

Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, консервация обязательна. В порядке консервации эти земли выводятся из категории земель сельскохозяйственного назначения и переводятся в земли запаса. С этого момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением федеральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

По отношению к другим категориям земель могут быть установлены ограничения в виде особых условий использования. В этом случае земельные участки сохраняются за собственниками, пользователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются условия для восстановления земель.

 

 

1 См. Основные положения о рекультивации земель, утв. приказом Минприроды и Роскомзема от 22 декабря 1995 г.

 

2 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

 

3 См. постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №. 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» // САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 505.

 

 

Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, – возместить собственнику его стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенсирует все убытки, если виновное лицо не обнаружено. Положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в этом случае финансирование восстановительных мероприятий из соответствующих бюджетов. Однако такие возможные расходы, которые могут быть значительными, необходимо предусматривать при определении бюджетов.

 

Несмотря на большое внимание, уделяемое правовому регулированию в области охраны земель, положение дел в этой области остается неудовлетворительным. В подавляющем числе регионов процессы деградации земель не только не остановлены, но и приобрели тенденцию к нарастанию. Так, в последнее время наблюдается резкое снижение содержания гумуса на землях сельскохозяйственного назначения. Практически не ведется известкование, фосфатование почв, значительно сократились мелиоративные работы. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель РФ в 2000 г., из-за отсутствия финансирования работы по почвенным и геоботаническим обследованиям почвы повсеместно свернуты. Мероприятия по борьбе с эрозией, предусмотренные Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996–2000 гг. (II этап), остались практически нереализованными.

 

Нарастает интенсивность процессов опустынивания на территории Республики Калмыкия, которое уже охватило более 48% территории. Площадь открытых песков только за 1997 г. увеличилась на 40 тыс. га. Из-за недостаточного финансирования работы по фитомелиорации, закреплению открытых песков не проводятся. В районах интенсивных работ по добыче полезных ископаемых остается нерешенной проблема рекультивации земель. В Ненецком автономном округе около 200 скважин из 900 пробуренных с 1974 г. не ликвидированы. Из общей площади нарушенных в результате эксплуатации нефте- и газодобывающих предприятий (2,7 тыс. га) рекультивирован лишь 1% земель. Повсеместно усилились процессы захламления земель, загрязнения неконтролируемо размещаемыми отходами. К примеру, в Московской области размещены 96 полигонов для хранения отходов и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок. Почти все отходы вывозятся из Москвы в Московскую область.

 

Такое положение с выполнением мероприятий по охране земель не может быть признано удовлетворительным. В этих условиях требуется не только совершенствование законодательства в направлении более детального разъяснения прав и обязанностей по охране земель, разработки процедур выполнения мероприятий по охране земель, но и обеспечение достаточного финансирования.

 

В правовом регулировании земельных отношений на современном этапе заметно усилены элементы обеспечения защиты индивидуальных прав граждан и организаций, включая права государства и местных органов самоуправления на земельные участки от незаконных действий и посягательств третьих лиц. Речь идет об охране права собственности (государственной, муниципальной, частной), пожизненного наследуемого владения, пользования и аренды.

 

Механизмы охраны субъективных прав граждан и организаций на землю включают:

 

установление порядка свободного владения, пользования и распоряжения земельным участком, принадлежащим государству, местным органам самоуправления, гражданам и организациям на праве собственности,

 

запрет на захват и самовольное использование земель,

 

установление права приобретательной давности,

 

развитие процессуальных механизмов защиты прав.

 

Свобода владения, пользования, распоряжения означает поведение, определяемое собственными, выраженными без принуждения потребностями и интересами. Свобода всегда относительна и юридически ограничивается рамками закона, в пределах которого реализуются потребности и интересы (ст. 36 Конституции РФ, ст. 209 ГК).

 

1 См. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2000 г. М., 2001.

 

В качестве гарантий защиты этой свободы установлены права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов использовать для собственных нужд находящиеся в границах земельных участков общераспространенные полезные ископаемые и некоторые другие природные объекты, возводить строения, проводить мелиоративные работы, выращивать сельскохозяйственные культуры, приобретая на них право собственности (ст. 40 ЗК). Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению (ст. 43 ЗК).

 

Свобода владения, пользования и распоряжения выражается также в праве свободного хозяйствования на земле. Члены садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений имеют право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием, а также распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте1.

 

Защита права собственности, владения, пользования, аренды земельных участков обеспечивается требованием о недопустимости самовольного захвата и самовольного использования земельного участка. У лица, осуществившего самовольную постройку на не принадлежащем ему земельном участке, не возникает на нее права собственности.

 

Самовольно захваченные или самовольно используемые земельные участки возвращаются по принадлежности без возмещения затрат, произведенных во время незаконного пользования. Собственник незаконно возведенного строения может приобрести право на земельный участок при условии надлежащего оформления этого права. Запрещается использование земель на основе незаконно заключенных сделок. Купля, продажа, дарение, самовольный обмен земельных участков, а также другие сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, признаются недействительными.

 

Одним из новых правовых механизмов защиты прав на самовольно используемые земельные участки является институт приобретательной давности. Статья 234 ГК РФ предусматривает, что гражданин, добросовестно, открыто и непрерывно владеющий не принадлежащим ему земельным участком в течение 15 лет, начиная с 1 января 1995 г. приобретает на него право собственности.

 

1 См. ст. 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

 

 

Эффективным инструментом защиты юридических прав, в том числе прав собственности, владения, пользования и аренды земельных участков, являются процессуальные механизмы. В частности, определение максимальных сроков и последовательности выполнения тех или иных действий, процедур предоставления земельных участков, сроков рассмотрения документов, оснований отказа наиболее распространены.

 

В интенсивно развивающемся земельном законодательстве значительно усилены механизмы защиты прав граждан и организаций на земельные участки при изъятии земель, а также при возникновении земельных споров. Ощутимо обновлены и пересмотрены меры юридической ответственности за земельные правонарушения, включая нарушения прав на землю.

При определенных обстоятельствах у государства возникает необходимость изъятия земельного участка, ранее предоставленного гражданам и организациям в частную собственность, владение, пользование, аренду. Речь может идти о необходимости прокладки автомобильной дороги либо о возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с опасным загрязнением земель.

 

Для подобных случаев земельное и гражданское законодательство устанавливает способы, условия и процедуры изъятия земель. Изъятие земель означает полное прекращение одновременно всех правомочий граждан и организаций на земельный участок или его часть и передачу земельного участка государству либо местным органам самоуправления. В результате изъятия земель граждане и организации лишаются земельного участка юридически и физически.

 

Изъятие земель в этом смысле отличается от обременения и ограничения прав на земельный участок, при которых юридически частично сохраняется право на земельный участок, а физически весь земельный участок остается во владении собственника, владельца, пользователя. Примером может служить установление сервитутов. Соответственно процедуры изъятия земель не применяются в случаях частичного ограничения права на земельный участок.

 

Действуют несколько процедур изъятия земель. Они включают конфискацию, реквизицию и изъятие земель для государственных и муниципальных нужд.

 

Изъятие земель в порядке конфискации производится в случаях совершения земельных преступлений и применяется только к собственникам земельных участков в качестве санкции. При конфискации земли изымаются путем вынесения судебного решения, что выражается в принудительном (без согласия собственника) прекращении прав на земельный участок без компенсации его стоимости или понесенных убытков со стороны государства. Конфискованный земельный участок переходит в собственность государства (ст. 214 ГК).

 

Реквизиция означает временное изъятие у собственника земельного участка при возникновении эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций и осуществляется в порядке вынесения административного решения государственным исполнительным органом без права собственника на его обжалование. В порядке реквизиции, т.е. в соответствии со ст. 51 ЗК, могут быть также изъяты земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении либо постоянном пользовании. Реквизиции предшествует введение в установленном порядке чрезвычайных условий жизнедеятельности на той или иной территории в связи с вышеперечисленными обстоятельствами. Собственнику, владельцу, пользователю возмещаются причиненные реквизицией убытки и выдается документ о реквизиции. При прекращении чрезвычайных обстоятельств земельный участок возвращается собственнику, владельцу, пользователю, а при невозможности возврата собственнику компенсируется его рыночная стоимость либо предоставляется равноценный земельный участок.

 

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд означает право государственных органов и органов местного самоуправления прекращать право на земельные участки граждан и организаций в случае необходимости для реализации проектов, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

 

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд строго ограничено и допускается только в исключительных случаях, которые включают:

 

выполнение международных обязательств РФ;

 

размещение объектов государственного или муниципального значения;

 

возникновение иных потребностей, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

Обычно государственные или муниципальные нужды связаны с реализацией таких мероприятий, как размещение объектов общего пользования (дорог), государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, местных органов самоуправления, социальных объектов, объектов культуры, создания особо охраняемых территорий. Примечательно, что при размещении объектов государственного или муниципального значения изъятие земель у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов производится только в крайнем случае, если нет иных вариантов размещения объекта, т.е. тех, которые не связаны с изъятием. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд в отдельных случаях ограничивается. К примеру, не могут изыматься особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья для нужд, не связанных с целями, для которых они были предоставлены; земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению. Изъятие земель поселений в целях застройки осуществляется только в соответствии с генеральными планами.

 

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с процедурой, установленной земельным и гражданским законодательством.

 

Она включает следующие этапы:

 

принятие решения о реализации проекта государственным либо муниципальным органом;

 

принятие решения государственным либо муниципальным органом об изъятии земельного участка;

 

государственная регистрация решения;

 

письменное уведомление собственника, владельца, пользователя, арендатора о предстоящем изъятии не позднее чем за год до такого изъятия;

 

заключение соглашения о выкупе земельного участка (договора купли-продажи);

 

регистрация сделки.

 

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе принципа возмездности, в соответствии с которым государственные либо муниципальные органы обязаны выкупить изымаемый земельный участок, если он изымается у собственника по выкупной цене, либо предоставить земельный участок равной стоимости (равноценный). Выкупная цена включает рыночную стоимость земельного участка и других объектов, убытки, в том числе упущенную выгоду.

 

Изъятие производится при условии добровольного согласия собственника, владельца, пользователя, арендатора, а в противном случае – принудительно по решению суда. Изъятый земельный участок переходит в собственность государства или местных органов самоуправления и закрепляется за соответствующими государственными или муниципальными органами, организациями, предприятиями на праве постоянного пользования.

 

Спор – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Иными словами, это – такое разногласие, рассмотрение которого передано в административные или судебные органы. Оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов, составляют предмет спора.

 

Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора. К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

 

Земельные споры разрешаются в административном или судебном порядке. В земельном законодательстве правовое регулирование разрешения земельных споров претерпело существенные изменения. В частности, для земельных споров приоритет дан судебному порядку. Предусмотрено, что все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке1. Земельный кодекс предусматривает возможность разрешения спора третейским судом. В спорах с государственными или муниципальными органами или их должностными лицами право на прямое обращение в суд не исключает альтернативы по желанию спорящей стороны обратиться с жалобой в вышестоящий административный орган или к вышестоящему должностному лицу. Так, предусмотрено право граждан и организаций в связи с наложением на них административного штрафа обжаловать решение (постановление о наложении штрафа) административной комиссии или органа госземконтроля в вышестоящий орган либо к вышестоящему должностному лицу в 10-дневный срок. Рассмотрение жалобы приостанавливает исполнение оспариваемого решения.

 

 

1 См. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

 

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется в порядке вынесения жалоб на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов, либо в порядке искового судопроизводства. При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено. Споры в связи с отказом местной администрации предоставить земельный участок разрешаются судом1. Убытки, причиненные лицу изданием нормативного или ненормативного акта, признанного судом недействительным, подлежат возмещению.

 

1 См. постановление № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» // ВВС РФ. 1992. № 7. С. 9.

 

 

Как и любые другие права и обязанности, права и обязанности землевладельцев, землепользова­телей и собственников земельных участков воз­никают из юридических фактов. Юридическими фактами называют такие обстоя­тельства, при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанно­сти. В правовой науке выделяют два вида юриди­ческих фактов — события и действия. События наступают независимо от воли субъектов (граждан и организаций) и являются, как правило, непреодолимыми и непредотвра­тимыми. К числу событий относят, например, рождение и смерть человека, стихийные бедствия и иные чрезвычайные обстоятельства.

Действия — это волеизъявление лица, направленное на создание пра­вовых последствий. Действиями могут быть заключение договоров, изда­ние нормативных актов, судебные решения.

Права возникают с момента наступления события или совершения действия. Отдельные виды прав возникают с момента их государственной регистрации. К числу таких прав относятся, например, права на недви­жимое имущество (в том числе земельные участки, многолетние насаж­дения, здания и сооружения).

Правообладатели могут осуществлять свои права свободно по своему усмотрению. Однако законодательство устанавливает ряд ограничений для осуществления прав. Такие ограничения устанавливает, например, ст. 36 Конституции Российской Федерации: собственники земельных участков свободно владеют, пользуются и распоряжаются своим имуще­ством, если это не наносит ущерба правам и охраняемым законом инте­ресам других лиц и не причиняет вреда окружающей природной среде. Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не до­пускает осуществления прав с намерением причинить вред другому лицу или иного злоупотребления правом.

Однако в процессе осуществления хозяйственной или иной деятель­ности права участников земельных отношений могут быть нарушены. За­конодательством предусмотрены способы и формы защиты от таких на­рушений.

 

Законодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержится в ст. 12 Гражданского кодекса РФ:

— признание права;

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нару­шающих право или создающих угрозу нарушения;

— признание оспоримой сделки недействительной и применение по­следствий ее недействительности, применение последствий недействи­тельности ничтожной сделки;

— признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

— самозащита права;

— присуждение к исполнению обязанностей в натуре;

— возмещение убытков;

— взыскание неустойки;

— компенсация морального вреда;

— прекращение или изменение правоотношения;

— неприменение судом акта государственного органа или органа ме­стного самоуправления, противоречащего закону.

Защита права может также осуществляться иными способами, преду­смотренными законом. Выбор способа защиты права принадлежит сторо­не, чье право нарушено. Верховный Суд РФ в своем определении № 4В-98-7 указал, что выбор истцом, по мнению суда, неадекватного нарушению способа защиты права не может являться основанием для от­мены или изменения решения.

 

Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в об­ласти использования и охраны земель, может быть признан судом недей­ствительным.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в резуль­тате издания не соответствующего закону и нарушающего права на зем­лю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмеще­нию исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (о возмещении убытков см. подробнее § 3 настоящей главы).

Высшими судебными инстанциями Российской Федерации неоднократно признавались недействующими не соответствующие закону акты. Например, изъятие земель лесного фонда в лесах 1-й группы может быть Произведено только Правительством Российской Федерации, тогда как та­кие акты неоднократно издавались органами местного самоуправления.

 

В частности, лесопарковое территориальное объединение обратилось в арбитражный суд с иском к районной администрации о признании не­действительным ее постановления об изъятии у лесхоза земельного уча­стка и предоставлении его муниципальному предприятию на праве по­стоянного (бессрочного) пользования.

 

В обоснование своих требований истец сослался на то, что земель­ный участок относится к лесам 1-й группы, поэтому его изъятие произ­ведено органом, не имеющим полномочий на принятие такого решения (ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 46, 63 Лесного кодекса Российской Федерации).

 

Решением суда исковые требования были удовлетворены.

Суд кассационной инстанции решение оставил без изменения, по­скольку счел необоснованными доводы ответчика о том, что изъятие зе­мельного участка произведено в соответствии с полномочиями, предос­тавленными районной администрации законом.

 

Согласно ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации вопросы изъятия земель лесного фонда в лесах 1-й группы относятся к полномо­чиям Российской Федерации и осуществляются Правительством Россий­ской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 19 сентября 1997г. № 1200 установ­лен порядок изъятия земель лесного фонда в лесах 1-й группы. Изъятие производится по инициативе юридических лиц или граждан с согласия заинтересованных федеральных органов, например Министерства при­родных ресурсов РФ.

 

Поскольку администрация района при принятии решения об изъятии земельного участка могла реализовать предоставленные ей законодатель­ством о местном самоуправлении полномочия только в пределах, не ог­раниченных другими законами, а Лесной кодекс Российской Федерации ограничил ее право на изъятие земель в лесах 1-й группы, то решение суда первой инстанции о признании постановления администрации рай­она недействительным правомерно оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

При восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечении действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, помимо ГК РФ применяются также нормы ст. 60 ЗК РФ.

 

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, по­влекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

 

Современное земельное законодательство не имеет четкой классифи­кации способов защиты нарушенных или оспоренных прав. Так, напри­мер, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательст­ву актов исполнительных органов государственной власти или актов ор­ганов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и дру­гого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелио­ративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 

Большинство названных положений являются, в соответствии с на­званной выше нормой ст. 12 ГК РФ, самостоятельными способами защи­ты права, а не разновидностью восстановления нарушенного права.

Большое значение имеет такой способ защиты, как признание права. В частности, признания права гражданина на имущественный пай и зе­мельную долю при реорганизации колхозов и совхозов. В судебной прак­тике достаточно часто встречаются подобные иски. При этом судом обычно признается такое право за лицами, работавшими в реорганизо­ванном сельскохозяйственном предприятии и вышедшими на пенсию.

 

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный уча­сток осуществляется в судебном порядке.

 

Судебное решение, установившее право на землю, является юридиче­ским основанием, при наличии которого органы государственной регист­рации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осущест­вить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

 

Особенности различных способов защиты зависят от особенностей субъектов, которые обращаются за защитой своих прав. Для сельскохо­зяйственных организаций и предпринимателей, например, характерны такие способы, как признание права, восстановление положения, суще­ствовавшего до нарушения, взыскание неустойки и возмещение убытков (подробнее см. § 3 настоящей главы).

 

Защита нарушенных или оспоренных прав осу­ществляется в двух основных формах — админи­стративной и судебной.

У лица, чье право нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд. В настоящее время не требуется обязательный досудебный порядок защиты пра­ва, т. е. обращения сначала в вышестоящую ин­станцию, а потом уже в суд. Граждане и организации обращаются за защитой своего права в вы­шестоящую в порядке подчиненности организацию. Такими организа­циями могут являться органы государственной власти и местного самоуправления (для государственных и муниципальных организаций), а так­же специальные отделы (или иные подразделения) этих органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции за деятельностью государ­ственных, муниципальных и частных предприятий. В области землеполь­зования к таким органам относятся прежде всего специализированные управления (отделы) администраций субъектов Российской Федерации (см. подробнее главу 4).

 

Заинтересованные лица могут обращаться за защитой своих прав так­же в специально уполномоченные органы, действующие в той или иной сфере государственной деятельности. Например, в территориальные орга­ны Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства, Центрального банка, в органы прокуратуры.

 

Информацию о вышестоящих организациях можно получить в той организации, действия или акты которой оспариваются или в которой работает должностное лицо. Некоторые организации в силу закона обя­заны сообщать сведения о вышестоящих организациях для публичного ознакомления. Например, это обязаны делать торговые организации и организации, оказывающие бытовые услуги населению, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (в ре­дакции Федерального закона от 9 января 1996 г.).

 

В случае отказа в предоставлении информации о вышестоящих орга­низациях и органах заинтересованное лицо может обратиться в органы государственной регистрации соответствующей организации.

 

Обращение в вышестоящий орган или специально уполномоченный орган должно осуществляться, как правило, в письменной форме и под­писываться руководителем организации (или лицом, его заменяющим) либо гражданином собственноручно. Письменное обращение составляет­ся в нескольких (не менее двух) экземплярах. На одном из них, который остается у заинтересованного лица, ставятся входящий номер документа и дата его регистрации, а также подпись лица, принявшего обращение. Если оно направляется по почте, то отправитель должен оставить у себя квитанцию об отправке документа с указанием адресата и даты отправки. Соблюдение всех этих процедур позволит в дальнейшем использовать та­кие документы в качестве доказательств в судебном процессе.

 

Обращения могут быть в форме заявлений, предложений и жалоб. Заявления обычно содержат требования о предоставлении каких-либо благ заявителю. Предложения содержат мнения заявителя об улучшении деятельности каких-либо органов или организаций. Просьбы о защите нарушенного или оспариваемого права выражаются в жалобах.

 

Для обжалования неправомерных действий и решений законода­тельство Российской Федерации предоставляет гражданам (в том числе и предпринимателям без образования юридического лица) больше воз­можностей, чем организациям. Так, в соответствии со ст. 33 Конститу­ции РФ граждане вправе направлять обращения в государственные ор­ганы, которые обязаны рассматривать их по существу и принимать ре­шения.

Кроме того, ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и ре­шений, нарушающих права и свободы граждан»2 предусматривает возможность граждан обжаловать неправомерные действия и решения в вы­шестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган ме­стного самоуправления, а также учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, госу­дарственному служащему.

 

Большую эффективность имеют также обращения в специально уполномоченные органы. Таковыми, например, являются территориаль­ные представительства федерального антимонопольного органа (Мини­стерства по антимонопольной политике и поддержке малого предприни­мательства). Эти органы имеют право давать обязательные для исполне­ния предписания об отмене или изменении неправомерных актов, а также налагать штрафы за нарушения антимонопольного законодатель­ства (ст. 12 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках»).

 

Немалую роль в защите прав граждан и организаций играют и орга­ны прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокурату­ре»3 органами прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10). Обращение в прокуратуру, как и обращения в другие инстанции, не является препятствием для обраще­ния в суд.

 

Обращения заявителей должны быть рассмотрены в установленные законом сроки. В течение этого времени обратившемуся лицу должен быть дан ответ на его запрос в письменной форме. В ответе указывается: принимается или отклоняется его жалоба (если отклоняется, то по каким причинам) и меры воздействия, которые были применены к нарушивше­му право лицу. Кроме того, заявителю может быть объяснено, какие не­достатки обращения послужили причиной его отклонения, и предложено их устранить. Если причиной отклонения послужила неподведомствен­ность спорного вопроса данному органу, разъясняется, в какую инстан­цию заинтересованное лицо может обратиться.

 

Отказ в удовлетворении жалобы может быть обжалован в вышестоя­щую инстанцию либо в суд.

 

Одной из форм защиты нарушенного или оспа­риваемого права является судебная защита. Статья 46 Конституции РФ предоставляет каждо­му право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые реше­ния и действия (бездействие) органов государственной власти, органов ме­стного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

 

Право на судебную защиту также закреплено в Гражданском кодексе РФ (ст. 12).

Заинтересованные лица могут обращаться в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды и Конституционный Суд РФ.

В судах общей юрисдикции рассматриваются споры с участием граж­дан. Споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам. В независимые третейские суды стороны могут обращаться по взаимному соглашению. Конституционный Суд определяет соответствие нормативных актов различного уровня Кон­ституции РФ.

 

Землевладельцы, землепользователи и собственники земельных участ­ков имеют право принимать участие в разрешении дел любой из назван­ных инстанций. Однако наибольший интерес представляют споры, рас­сматриваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответ­ствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбит­ражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский про­цессуальный кодекс РСФСР (ГПК РСФСР) и Арбитражный процессу­альный кодекс РФ (АПК РФ).

 

Обращение в суд может осуществляться в форме подачи искового за­явления или жалобы. Жалобы подаются в суды общей юрисдикции на действия административных органов и должностных лиц, которым зако­ном предоставлено право производить взыскания в административном порядке (глава 24 ГПК РСФСР), на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан (глава 24 ГПК) и по делам о взыскании недоимок по налогам, самообложению сельского населения и государственному обяза­тельному страхованию (глава 25). Во всех остальных случаях в суд пода­ются исковые заявления.

 

Подача любого из названных обращений в суд должна соответство­вать установленной законом процедуре. В исковом заявлении (жалобе) должно быть указано:

— наименование суда, в который подается заявление;

— наименование сторон в споре с указанием их адресов;

— обстоятельства, на которых основываются требования истца;

— доказательства, подтверждающие исковые требования;

— цена иска, если иск подлежит оценке;

— перечень прилагаемых документов (ст. 126 ГПК РСФСР).

 

К указанным элементам в заявлении, подаваемом в арбитражный суд, должны быть ссылки на законодательство, которые подтверждают требования истца, и точный расчет взыскиваемой или оспариваемой сум­мы. Если требуется обязательный досудебный порядок рассмотрения спо­ра (как, например, в отношениях с железнодорожными организациями), в исковом заявлении должны содержаться сведения о его соблюдении (ст. 102 АПК РФ).

 

Среди документов, которые необходимо приложить к исковому заяв­лению, закон выделяет сведения об уплате государственной пошлины-По общему правилу, все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Зако­ном РФ «О государственной пошлине». Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, могут являться квитанция или платеж­ное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

Истцом может быть заявлено ходатайство об отсрочке уплаты госу­дарственной пошлины в связи с отсутствием денежных средств. Если та­кое ходатайство будет удовлетворено судом, то исковое заявление прини­мается без оплаты пошлины.

 

Несоблюдение указанных требований к форме заявления служит ос­нованием для оставления заявления без движения (ст. 130 ГПК РСФСР) или возвращения документов (ст. 108 АПК РФ). После устранения выяв­ленных недостатков заявление подается вновь.

 

В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным. При его принятии судья должен руководствоваться требованиями зако­нодательства, оценивая доказательства с точки зрения собственного пра­восознания.

 

Решение выносится всеми судьями, принимавшими участие в рас­смотрении дела, в совещательной комнате. Это обеспечивает независи­мость принятого решения от давления сторон или иных лиц.

 

Решение выносится и оглашается непосредственно после судебного разбирательства. Составление и оглашение решений по сложным, в ос­новном по экономическим, спорам может быть отложено на срок не бо­лее трех дней. Однако вопрос об удовлетворении или отказе в удовлетво­рении иска должен быть разрешен немедленно.

 

Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требова­ний, предусмотренных действующим законодательством. Копии решения высылаются сторонам или выдаются им лично не позднее трех дней со дня вынесения судом общей юрисдикции (ст. 213 ГПК РСФСР) и пяти дней со дня вынесения арбитражным судом (ст. 137 АПК РФ).

 

В законную силу решение суда общей юрисдикции вступает по исте­чении 10 дней со дня вынесения (ст. 208 ГПК РСФСР). Решение арбит­ражного суда —по истечении месяца (ст. 135 АПК РФ). При этом пер­вым днем срока считается день провозглашения решения. Если решение обжалуется в кассационном порядке, оно вступает в силу после вынесе­ния кассационной инстанцией решения по жалобе заинтересованной стороны.

 

В российской правовой системе решения судебных органов не являются источниками права, однако они имеют самостоятельное значение.

 

Неотмененные решения всех судов имеют для последующих судебных Разбирательств преюдициальную силу, т. е. служат своего рода законом. Пока такое решение действует, изложенные в нем обстоятельства и сде­ланные выводы не подлежат сомнению. Если имеются веские причины я его отмены, оно обжалуется или опротестовывается в обычном порядке.

 

Постановления высших судебных инстанций — Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — определяют порядок рассмотрения дел различных категорий, чем достигается единый подход судов к оценке аналогичных фактов, что очень важно при принятии решений по сход­ным делам.

 

При использовании земель могут возникать такие ситуации, при которых действия или бездействие участников хозяйственных отношений могут нарушить чьи-то права и интересы. На­пример, происходит самовольный захват земли, нарушение условий арен­ды, неприведение участка в надлежащее состояние. Возникающие при этом разногласия составляют содержание земельных споров.

 

Земельные споры могут возникать не только между собственника­ми земли, землепользователями, арендаторами, землевладельцами, но и между ними, с одной стороны, и государственными органами — с другой.

 

При разрешении земельных споров судам и государственным органам в соответствии со ст. 64 ЗК Российской Федерации рассмотрение земель­ных споров производится в судебном порядке. До принятия дела к про­изводству судом земельный спор может быть передан сторонами на раз­решение в третейский суд.

 

Кроме того, применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмеще­нии убытков, а также нормы ГПК и АПК.

 

Кроме названных имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров. Так, права крестьянских (фермерских) хозяйств определены За­коном РФ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах».

 

Многие вопросы, возникающие при разрешении земельных споров, разъяснены в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. В частности, это постановление Пленума Вер­ховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при приме­нении законодательства о земельной реформе» от 22 апреля 1992 г.1 и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некото­рых вопросах практики применения Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 21 октября 1993 г.

В названном постановлении Пленума Верховного Суда РФ определе­на подведомственность земельных споров и дается перечень основных категорий дел.

 

1. Требования о признании неправомерным отказа местной админи­страции в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хо­зяйства, индивидуального садоводства и огородничества.

2. Жалобы на отказ в регистрации и выдаче государственных свиде­тельств, удостоверяющих права на землю, а также на отказ в регистра­ции заключенного договора аренды земли.

3. Требования о признании неправомерным прекращения местной администрации прав на землю.

4. Требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хо­зяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для садоводства и животноводства и наследовании права аренды.

5. Требования о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков.

6. Жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам.

7. Споры между садоводческими товариществами, дачными коопера­тивами и их членами, а также споры членов таких товариществ (коопе­ративов) между собой.

Судам подведомственны и другие категории земельных споров. Все земельные споры разрешаются судами в порядке, предусмотренном для других категорий дел.

Возмещение убытков является в соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций (см. § 1 настоящей главы).

Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объе­ме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном граж­данским законодательством.

 

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, мо­жет быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (например, восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооруже­ний или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

 

Убытки представляют собой прежде всего экономический (материаль­ный) урон. В состав убытков входит реальный ущерб, т. е. стоимость ут­раченного имущества, и те затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Также к числу убытков относятся неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены. Такие доходы называют упущенной выгодой.

 

Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяй­ственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущест­ва путем поджога).

 

Наиболее часто убытки причиняются в результате изъятия используе­мого земельного участка. Такое изъятие возможно лишь в случаях, преду­смотренных законом. В частности, в ст. 235 ГК РФ названы основания прекращения права собственности: изъятие земельного участка для госу­дарственных или муниципальных нужд и по другим основаниям, отчуж­дение в связи с этим недвижимого имущества и реквизиция.

 

Земельный участок может быть изъят для размещения государствен­ных или муниципальных объектов, в случаях ненадлежащего использова­ния и в других случаях (подробнее см. главу 7). Кроме того, участок и другое имущество могут быть изъяты в интересах общества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и эпизоотии, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах — реквизиция (ст. 242 ГК РФ). Такое изъ­ятие возможно лишь по решению государственных органов с обязатель­ной выплатой стоимости реквизированного имущества. Это является об­щим правилом. Однако, если имущество сохранилось после прекращения чрезвычайных обстоятельств, оно может быть возвращено по суду тому лицу, у которого было реквизировано.

 

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Лица,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы государственного контроля земельного фонда | Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.371 сек.