Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная база экологического менеджмента

 

Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения определяются прежде всего характером деятельности экономических объектов. Административно-командная система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду. По данным Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году», за пятилетний период (1993-1997 годы) средние концентрации типичных для большинства отраслей промышленности загрязняющих веществ в воздухе снизились на 5…13%, в то время как декларированные (отчетные) промышленные выбросы этих веществ в атмосферу сократились на треть. Воздействие на окружающую среду в Российской Федерации напоминает «айсберг», где на «официальной» поверхности находится лишь его незначительная декларируемая часть – около 15…20% от общей суммы, т.е. декларируемое воздействие не описывает наблюдаемые фактические изменения в состоянии окружающей среды в стране и их последствия (экспертные оценки).

Все более очевидной становится необходимость поиска новых, приемлемых в российских условиях путей минимизации антропогенного воздействия. В развитых странах мира добровольная экологическая деятельность и системы экологического менеджмента зарекомендовали себя как один из весьма перспективных, качественно новых подходов к решению проблемы загрязнения окружающей среды.

В «Повестке дня на ХХI век», принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства».

В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый «Экологический Акт», за которым в 1992 году последовал Стандарт в области экологического менеджмента BS-7750, подготовленный и выпущенный Британским институтом стандартизации в соответствии с запросом Британской конфедерации промышленности. Данный Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятий, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом.

На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами BS-7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам Стандарт, детально разработанный и сопровожденный учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.

В марте 1992 года в Европейском Сообществе были выпущены «Требования к экоаудированию». Цель этого документа – создать стимулы использования приемов экологического аудирования для оценки деятельности предприятий. Причем оценки, включающей не только проверку выполнения требований природоохранного законодательства, но и задач собственной экологической политики предприятия. Требования были подготовлены в соответствии с пятой программой экологических действий ЕЭС, основанной на выводах и рекомендациях доклада Гру Брундтланда «Наше развитие» и отдающей предпочтение превентивным мерам и принципам распределения ответственности в охране окружающей среды. В 1993 году были окончательно согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (EMAS); предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с ЕМАS с 1995 года. Однако многие эксперты считают, что будущее принадлежит всемирной системе и стандартам, подготовленным международным институтом ISO.

Появление ISO-14000 – серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях – называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Она ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать «наилучшую доступную технологию), а направлена на использование системы экологического менеджмента. Типичные положения экологических стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, назначены ответственные за определенные области экологической значимой деятельности. Предполагается, что системы стандартов будут обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

- организационном – улучшая экологическое поведение корпораций;

- национальном – создавая существенное дополнение к национальной нормативной базе и компонент государственной экологической политики;

- международном – улучшая условия международной торговли.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три группы:

- принципы создания и использования систем экологического менеджмента;

- инструменты экологического контроля и оценки;

- стандарты, ориентированные на продукцию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологическое равновесие как фундамент устойчивого развития общества | Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и управления качеством окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.