Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федор иванович Тютчев

/ 1803 – 1873 /

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ:

Жизнь Федора Ивановича Тютчева складывалась на первый взгляд вполне благополучно и бесконфликтно. Детство он провел в усадьбе ОВСТУГ Орловской губернии, в Москве и подмосковном имении ТРОИЦКОМ. Получил домашнее образование, причем его учителем и первым литературным наставником был С.Е.РАИЧ, известный переводчик, знаток и поклонник античности и итальянской культуры. В 1819 – 1821 гг. учился в Московском университете и окончил его по отделению словесных наук со степенью кандидата. В конце 1821 года начал служить по дипломатической части, через год получил назначение в Мюнхен, где оставался до 1833 года, затем был переведен в Турин на должность старшего секретаря русской миссии, причем одно время он исполнял и должность посланника. В 1838 г

Тютчев оставил службу и уехал в Швейцарию, чтобы обвенчаться с Эрнестиной Дернберг. Затем он переехал в Мюнхен и лишь осенью 1844 г. возвратился в Россию, где вновь поступил на службу по Министерству иностранных дел. В 1848 г. был назначен на должность старшего цензора, а с 1858 года являлся председателем комитета «ценсуры иностранной». Этот послужной список, однако, отражал только внешнюю сторону жизни Тютчева. Внутренняя же была отмечена многими драмами, многими «взрывами страстей».

Всепоглощающей страстью Тютчева являлась политика. Сохранилось свидетельство, что даже на смертном одре, уже исповедовавшись и причастившись, он продолжал думать о злобе дня; едва ли не последними его словами были: "К«кие получены подробности о взятии Хивы?» Интерес Тютчева к политике нельзя считать дилетантским. Тютчев был одним из самых прфессиональных и самых образованных публицистов так называемого «консервативного лагеря», которые обращались к проблеме «Россия и Запад» (см. его статьи «Россия и Германия», «Россия и революция»).

Чиновник на государственной службе и политический публицист по призванию, Тютчев был человеком эпохи романтизма, с его мучительными поисками недостижимой гармонии, с его индивидуалистической разобщенностью и с его ясным сознанием невозможности примирения рассудка и чувства. Тютчев вел себя именно как человек эпохи романтизма, когда самовольно оставил службу, чтобы обвенчаться с любимой женщиной, Эрнестиной Дернберг. И это венчание происходило в начале июля 1839 года, когда не прошло и года со времени кончины его первой жены, Элеоноры Тютчевой, которую он искренне любил и смерть которой пережил как личную трагедию. Чрезвычайно драматичным было увлечение Тютчева Е.А. Денисьевой. В течение четырнадцати лет, с 1850 по 1864 г., их отношения, которые и не думали скрывать, воспринимаются обществе как безусловно скандальные. Сделавший нешуточную светскую карьеру, всегда дороживший своей репутацией в обществе, Тютчев в это время демонстративно пренебрегает светскими условностями и обычаями. Странная раздвоенность души Тютчева, власть, которую имели над ней страсти, сложность и даже непредсказуемость его характера неоднократно отмечались современниками. В дневнике его дочери сохранилось в высшей степени характерное замечание: «Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное».

Первое выступление в печати Тютчева-поэта относится к 1819 году, однако замечен и оценен он был довольно поздно. На формирование его литературной репутации оказали благотворное влияние публикации обширных подборок его стихов Пушкиным («Современник». 1836) и Некрасовым («Современник». 1854, приложение). При жизни поэта увидели свет два отдельных издания его стихотворений – в 1854 г., под редакцией И.С. Тургенева, и в 1868 г., под редакцией И.Ф. Тютчева и И.С. Аксакова.

 

 

А.А. Фет

(1820 – 1872)

Творческий путь

Основные вехи. Первый сборник стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета – «Лирический Пантеон», за подписью А.Ф.,- вышел в Москве в 1840 г. Фет тогда был студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Само название книги – условно-литературное, традиционное (у древних греков и римлян пантеон – храм, посвященный всем богам). В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения (то есть стилизации под античную поэзию); в воспевании «тайных страданий» чувствовалось подражание Байрону и другим романтическим кумирам. Литературный дебют Фета весьма типичен (в том же году в Петербурге выходит первый сборник Н.А. Некрасова "«Мечты и звуки»); как впоследствии заметил Фет (в письме Л.Н. Толстому от 9 марта 1877 г.), «молодой лирик не может раболепствовать перед чужой красотой». С 1841 г. Фет часто печатается в славянофильском журнале «Москвитянин» (издаваемым историком М.П. Погодиным). а с 1842 г. – в «Отечественных записках», где ведущим критиком был В.Г. Белинский.

Второй сборник – «Стихотворения А.Фета» (М., 1850) – включает уже многие шедевры его лирики: «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не буди…», «Свеж и душист твой роскошный венок…», «Диана», «Когда мои мечты за гранью прошлых дней…» и др. Оригинальность стихов, их музыкальность покорили знатоков. Сам автор служил в это время в кирасирском /кавалерийском / полку расквартированном в глухой Херсонской губернии; издание он готовил, бывая в Москве наездами. Военная служба / с1845 г., по окончании университета, и до отставки в январе 1858 г./ была следствием особых обстоятельств биографии Фета. Это был вызов волевого человека неудачно складывающейся судьбе. «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет», -- признавался он жене М. Фет. До 14 лет мальчик считался сыном помещика А.Н. Шеншина и носил его фамилию – как выяснилось, незаконно (он был рожден до брака Шеншина с матерью будущего поэта). Так дворянин А.А. Шеншин стал «иностранцем» А. Фетом. (Фёт – фамилия первого мужа его матери), лишился дворянства и прав на наследство. Служба же в армии давала надежду на получение дворянства.

Третий сборник – «Стихотворения А. Фета «/СПб.,1856 / -- своеобразный памятник творческой дружбе Фета и И.С. Тургенева, редактора этого издания. Будучи переведен в 1853 году по службе под Петербург, Фет часто бывал в столице и завел тесные связи в литературном мире. Тургеневская редактура была во многом спорной, она показательна как пример разных поэтик, литературных норм: в словоупотреблении, образах Фета Тургеневу, ценившему в литературе смысловую точность, многое казалось не вполне понятным и потому неудачным.

В 1863 году, когда выходит новое издание «Стихотворений А. Фета» /М.,1863 /, автор переживает новую фазу в своей жизни: он женат /на М.П.Боткиной, сестре критика/ и занимается со свойственной ему энергией и практичностью сельским хозяйством и купленном / в 1860 г. / имении Степановка в Орловской губернии. На 60-е годы приходится апогей конфликта Фета с демократическим, «реальным» направлением критики, с лагерем «Современника». Многие пародисты выбирают своей мишенью «чистую» лирику Фета, ставшего прижимистым помещиком и защищавшего при этом интересы землевладельцев печатно, как публицист / циклы очерков «Из деревни», «О вольнонаемном труде2 /. Особенно «полюбил» Фета сатирик Д.Д. Минаев, в журнале «Русское слово» в 1863 г. два пародийных цикла: «Лирические песни с гражданским отливом» и «лирические песни без гражданского отлива». Широко известен минаевский перепев стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…» – «Холод, грязные селенья…», где в основном сохранена ритмическая и синтаксическая структура первоисточника, но развиты явно прозаические мотивы публицистики Фета.

После издания сборника 1863 г. Фет надолго отходит от литературной жизни. Но стихи пишет, и самыми дорогими для него читателями и судьбами на многие годы становятся Л.Н. Толстой и его жена С.А. Толстая. В письмах Толстому Фет часто присылает свои стихи. «О напечатании и не помышляю. Вы оба моя критика и публика, и не ведаю другой», - пишет Фет Толстому (31 янв. 1878 г.), восхищенному стихотворением «Alter ego». Внешне жизнь Фета постепенно налаживается, к нему приходит богатство (в 1877 г. он покупает живописное имение Воробьевка в Курской губернии, потом дом в Москве, где проводит зимние месяцы), в 1873 г. Императорским указом ему возвращены дворянские права и фамилия Шеншин, завязывается лестное для него знакомство с Великим князем Константином Константиновичем (поэтом К.Р.), он получает звание камергера.

«Вечерние огни» – название четырех выпусков стихотворений (1883-1891), изданных Фетом на склоне лет. Важнейшая тема их, в особенности поразившая современников глубиной мысли и чувства. Время, память, не умирающие в сознании трагические события, пережитые в молодости. Поздний Фет – поэт по преимуществу трагический. Много времени в этот период Фет отдает переводам (из Горация, Гете), он переводит труд своего любимого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».Залогом будущего широкого признания поэзии и поэтики Фета (символисты считали его своим учителем) было огромное внимание, которое уделяли ему его литературные друзья, ценители, советчики. Среди них – А.А. Григорьев, С.П. Шевырев, И.С. Тургенев, В.П. Боткин, А.В. Дружинин, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, В.С. Соловьев.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности лирики Ф.И. Тютчева | Творческий путь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.