Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика конфликта включает в себя ряд стадий

1. Латентная фаза конфликтной ситуации (стадия потенциального корфликта) характеризуется тем, что ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет, может отмечаться лишь напряженность в отношениях будущих участников конфликта.

2. Началом открытого конфликта выступает инцидент, т.е. действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности. Однако нельзя приравнивать осознание конфликтной ситуации к инциденту, так как оно не является инцидентом, но инцидент из нее вытекает.

Конфликт может быть понят по-разному: адекватно понятый конфликт, неадекватно понятый конфликт, непонятый конфликт, ложный конфликт.

Стадия конфликтных действий связана с переходом к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При этом деструктивный конфликт характеризуется стремлением участников унизить друг друга, конструктивный же — конфликтными действиями, не выходящими за рамки делового контакта, а также поиском возможных путей выхода из конфликта. Это наиболее острая, динамичная стадия, которая вся наполнена конфликтным содержанием: конфликт обостряется эмоциональным фоном, т.е. чувствами, которые в свою очередь подталкивают людей к конфликтным действиям, — обратное действие. Так возникает цепная реакция, приводящая к эскалации и экспансии конфликта и превращает его в затяжное столкновение.

«Экспансия» конфликта – расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний.

«Эскалация» конфликта – наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий черт и качеств оппонента и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Деструктивный конфликт чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие.

3. Кризис и разрыв отношений между оппонентами. На этой стадии участники конфликта могут терять самоконтроль и не идти на сотрудничество. Здесь происходит процесс открытого противоборств, которое может проявляться в различных формах.

4. Завершение конфликта. Оно возможно за счет изменения объективной конфликтной ситуации или за счет трансформации образов этой конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов. Разрешение конфликта может быть частичным (исключение конфликтных действий, однако побуждение к конфликту все же остается) и полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

Завершение конфликта — это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.

Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Конфликт можно разрешить на любой стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, т.е. конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенным.

Урегулирование конфликта заключается в том, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон.

Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих участников. Так, Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими:

1) демонстративные конфликтные личности, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

2) ригидные конфликтные личности, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые конфликтные личности, отличающиеся импульсивность, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные конфликтные личности, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;

5) целенаправленные конфликтные личности, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонных манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные конфликтные личности, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь конкретных тактик межличностного взаимодействия. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном была разработана обобщенная классификация стратегий преодоления конфликтных ситуаций.

 
 

 

 


Сетка Томаса - Килменна

1) Стиль конкуренции или соперничества наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации, выражается в стремлении к одностороннему выигрышу, удовлетворению в первую очередь собственных интересов.

2) Сотрудничество – наиболее трудный, но вместе с тем наиболее эффективный стиль при разрешении конфликтных ситуаций. В данном случае участники находят наиболее приемлемое для обеих сторон решение, превращаясь из оппонентов в партнеров. Стороны нацелены на поиск путей удовлетворения нужд всех.

3) Компромиссный стиль поведения в конфликтной ситуации предполагает урегулирование сторонами разногласия, идя на взаимные уступки. Компромиссный вариант решения проблемы напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, когда стороны желают одного и того же, но знают, что одновременно их желания нельзя удовлетворить. При использовании данного стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворит интересы обеих сторон, а на решении, с которым обе стороны могут согласиться (частное достижение целей партнеров ради условного равенства)

4) Стиль уклонение реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или если невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта.

5) Стиль приспособление предполагает, что один из участников конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.

Нельзя однозначно утверждать, какая стратегия поведения лучше.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 25. Конфликтное взаимодействие | Механизмы межличностного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.