Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Мотивация в менеджменте

Для эффективного функционирования фирмы недостаточно лишь хорошо спланировать и организовать деятельность отделов, сотрудников фирмы. Необходимо также координировать работу и создавать такие условия, чтобы люди выполняли их. Руководитель всегда пользуется мотивирующими средствами в своей деятельности. В отношении управления можно дать следующие определения мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих на предприятии, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.

Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование работников, обобщается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их развития.

Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы сотрудников трудового коллектива. К ним, в первую очередь, относятся:

- разнообразие работы по содержанию;

- рост работников;

- расширение профессиональной классификации работающих;

- внутреннее удовлетворение от полученных результатов;

- материальное поощрение;

- возможности проявления инициативы;

- осуществление самоконтроля;

- необходимость мер наказания;

- повышение ответственности;

- социальная значимость.

Задолго до того, как понятие "мотивация" вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения целей фирмы. Самым первым был метод поощрения и наказания (кнута и пряника).

Еще в древности короли держали награду перед глазами предполагаемого героя за ту деятельность или подвиг, который он совершил во благо государства и отечества. Или короли беспощадно наказывали тех, кто посмел ослушаться их или делал что-то непристойное.

Эти способы успешно применялись до конца XIX века. Но простой пряник, который только удовлетворял семьи, борющиеся за выживание, с конца XIX века не всегда заставлял человека трудиться результативнее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения мотивации в психологическом аспекте.

С появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие выгоды сулит применение психологических мотивов и что мотивация по типу поощрения и наказания является недостаточной.

После долгих лет изучения Мэйо пришел к выводу, что зачастую необходимо улучшение условий труда, а не увеличение вознаграждений за него.

Например, установление 10-минутных перерывов для отдыха в одном из прядильных цехов показала свои результаты немедленно. Они были впечатляющими:

- текучесть рабочей силы резко сократилась;

- улучшилось моральное состояние рабочих;

- сильно возросла выработка.

Таким образом, можно сказать, что изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду в общей массе. Потому создаются модели мотивации по двум категориям: содержательные и процессуальные.

Классификация теорий мотивации

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребителями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Основой содержательных теорий мотивации выступает вопрос: что может побудить действовать человека так, а не иначе. Здесь необходимо рассмотреть работы Абрахама Маслоу и Фредерика Теруберга.

Более современные процессуальные теории мотивации основываются, в первую очередь, на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познания. Основой процессуальных теорий служит ответ на вопрос: как можно побудить человека выполнить ту или иную деятельность. Рассмотрим в этом контексте модель Портера-Лоулера, теории ожидания и справедливости.

Хотя эти теории и расходятся по роду вопросов, они не являются взаимоисключающими.

Сначала рассмотрим, что представляет собой вознаграждение, потребности.

Потребность - это физиологический или психологический недостаток чего-либо, который человек стремиться выполнить.

Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие «ценность» у каждого человека специфическое. Могут быть внутренние и внешние вознаграждения. Внутренние дают удовлетворение работой (чувство достижения результатов, содержательность и значимость работы, самоуважение, общение с людьми и др.). Внешние возникают не от самой работы, а дается фирмой (зарплата, продвижение по службе, статус за престиж, похвала, материальное поощрение и др.).

Содержательные теории мотивации стараются определить потребности, побуждающие людей к работе, и отвечают на вопрос: что побуждает человека действовать именно так, а не иначе.

Здесь наибольшее значение имели работы 3-х человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Теруберга и Дэвида МакКлелонда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Проектирование организационной структуры фирмы | Иерархия потребностей по Маслоу. Маслоу понял, что люди имеют множество различных потребностей, которые можно разделить на 5 основных категорий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.