Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Краткая история становления и развития экологии

Краткая история становления и развития экологии.

 

 

Термин экология (от греч. «ойкос» - дом, жилище, «логос» - учение, наука) пред­ложил в 1869 году крупный немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). Как самостоятельная научная дисциплина экология выделилась в цикле биологических дисциплин в начале XX в. и всю первую половину столе­тия она развивалась как биологическая наука. В этот период экология понимается как наука об отношениях организмов или их групп как между собой, так и со средой их обитания, т.е. как наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Под экологией Э. Геккель понимал область исследований, связанных с изучением всей совокупности взаимоотношений животного мира с окружающей его средой, как органической, так и неорганической. Следовательно, в таком первоначальном понимании экология в первую очередь касалась царства животных, а растения и другие представители живой природы относились к среде обитания, или к окружающей их (животных) среде.

По мере накопления экологических знаний предмет экологии расширялся и, став самостоятельной биологической наукой, экология изучает организацию жизни на трех уровнях. На первом уровне исследуется взаимодействие отдельного организма с окружающей его средой (образ жизни, поведение, взаимодействие с отдельными элементами среды обитания и т.п.). Однако в реальных условиях ни один организм не существует в природе обособленно, т.е. вне связи с другими подобными себе особями того же вида. Известно, что организмы существуют в виде особых группировок (популяций и популяционных групп), обладающих качественно особыми реакциями на окружающую среду (например, изменениями численности группировки при смене условий питания и др.) в отличие от отдельных особей того же вида. Изучение этого вида экологических взаимоотношений относится ко второму уровню исследований в экологии. А третий уровень связан с рассмотрением еще более общих взаимоотношений, а именно: взаимоотношений организмов со всеми остальными компонентами окружающей среды, без изучения которых невозможно понять биологические особенности того или иного вида, прогнозировать его поведение в изменяющейся окружающей среде.

В процессе развития биологической экологии (биоэкологии) возникла необходимость классификации экологических знаний по отношению к крупным группам организмов и различным средам обитания. Поэтому стали выделять экологию животных, растений и микроорганизмов, а по средам обитания - экологию водоемов, суши и воздушной среды, экологию тропиков, умеренной и полярной зон. Перечисленные выше виды направлений экологической науки объединяют под единым названием общей экологии, предметом изучения которой являются живые (биотические) организмы, популяции, сообщества, взаимоотношения видов, абиотические компоненты окружающей среды.

Демографический «взрыв» и быстрый промышленный рост во многих странах после второй мировой войны привели к тому, что стали явно проявляться негативные последствия чрезмерного воздействия человека на окружающую его среду, обусловившие возникновение экологического кризиса, создающего реальную угрозу для существования человечества на планете. Наряду с экологическим кризисом, который постепенно приобретает планетарный (глобальный) характер, в последние десятилетия сформировались и другие глобальные проблемы, под которыми понимают природные, природно-антропогенные или чисто антропогенные явления, затрагивающие мир в целом. Процесс развития этих явлений называют глобализацией. К наиболее важным их них относятся: проблема предотвращения ядерных конфликтов, демографическая, ресурсная, энергетическая и продовольственная проблемы, которые тесно взаимосвязаны и способствуют развитию экологического кризиса. Решение включает разработку процедур и механизмов, обеспечивающих сохранение и развитие человеческой цивилизации, что невозможно без использования междисциплинарных знаний о взаимодействии общества и природы, что и превратило современную экологию в комплексную междисциплинарную дисциплину.

Этот второй период становления экологии можно назвать интеграционным периодом, в течение которого сформировались новые направления экологических научных дисциплин, в том числе прикладная экология, экология человека и социальная экология. Прикладная экология - это комплексная междисциплинарная наука, включающая промышленную (инженерную), сельскохозяйственную, медицинскую, социальную и другие экологические дисциплины, взаимосвязанное использование которых направлено на обеспечение экологической безопасности человека и сохранение окружающей его природной среды. В рамках прикладной экологии изучаются междисциплинарные проблемы взаимодействия общества и природы, интенсивно развиваются экологические исследования, связанные с анализом факторов антропогенных воздействий на природную среду и изучением влияния загрязнения окружающей среды, атакже комплексные исследования, направленные на выход человечества из сложившегося экологического кризиса.

Общие законы биоэкологии в полной мере справедливы и для человека как биологического вида. Поэтому в рамках экологии живот­ных возник раздел экологии человека, который впоследствии превра­тился в важный раздел современной экологии. Термин «экология че­ловека» был введен в 1921 г. американскими учеными Р. Парком и Э. Бюргессом. В настоящее время экология человека - это комплекс­ная научная дисциплина, связанная с изучением природных, экономи­ческих, социальных, личностных закономерностей взаимоотношений че­ловека и окружающей его среды и направленная на разработку стра­тегии и комплекса мер по обеспечению экологической безопасности человека и его разнообразных потребностей, (культурные, личностные, духовно-нравственные и др.). В связи с этим в экологии человека вы­деляются экология человеческой личности и экология человеческих популя­ций, в том числе и экология этносов. Этнос (по Н.Ф. Реймерсу) - это исторически сложившаяся, целостная и устойчивая общность людей, ха­рактеризующаяся определенными особенностями физического и пси­хического склада, культурно-исторического развития и отношений с природной средой.

Окружающая среда - совокупность объектов окружающего че­ловека мира, оказывающих существенное влияние на обеспечение его жизнедеятельности и удовлетворение его разнообразных (биологичес­ких, культурных, экономических, личностных, социальных, коммуника­ционных и др.) потребностей.

Окружающая среда как сложная система состоит (по Н.Ф. Реймерсу) из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов-подсистем: а) собственно природной среды, б) порожденной агротехникой среды, в) искусственной среды и г) социальной среды. Каждая подсистема ок­ружающей среды отвечает за обеспечение определенных потребнос­тей человека и обусловливает качество жизни и безопасность его жиз­недеятельности. Собственно природная среда, или окружающая при­родная среда, - составная часть окружающей человека среды, вклю­чающая объекты живой и неживой природы, которые оказывают суще­ственное влияние на жизнедеятельность и удовлетворение ряда важ­ных потребностей человека (биологических, культурных и др.).

В экологической литературе встречается термин среда обитания, под которой обычно понимают ту часть природы, которая окружает жи­вой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете организмы освоили четыре основные среды обитания, кардинально отличающиеся по специфике условий. Водная среда была первой, в которой возникла жизнь. Затем живые организмы овладели наземно-воздушной средой, создали и заселили почву. Четвертой спе­цифической средой стали сами живые организмы, каждый из которых представляет собой целый мир для населяющих его паразитов. Поэто­му используемое в биологическом смысле понятие, среды обитания сле­дует рассматривать как синоним окружающей приходной среды, одна­ко в общем смысле это понятие должно включать и объекты других со­ставных частей окружающей среды, в частности, социальной среды.

Социальная экология рассматривает взаимоотношения общества и природы и разрабатывает социальные аспекты рационального приро­допользования. В связи с этим важное значение приобретает упомяну­тая выше компонент - подсистема «окружающей среды - социальная среда». Развитие социальной экологии позволит реализовать комплексный подход к разработке новой стратегии природопользования - рацио­нального природопользования, основанного на эколого-экономических механизмах управления, так как экономические механизмы управ­ления природопользованием как в рыночных условиях, так и в услови­ях социалистической системы хозяйствования оказались неспособны­ми устранить принципиальные недостатки современного, нерациональ­ного природопользования, которое рассматривается как основной фактор возникновения глобального экологического кризиса.

Связь экологии с другими дисциплинами. Будучи по проис­хождению биологической наукой, экология в настоящее время превра­тилась в комплексную междисциплинарную науку, включающую наряду с биологическими также и социально-экономические, географические, духовно-нравственные, культурно-эстетические знания и призванную сыграть важную роль в формировании нового, экологически ориенти­рованного мировоззрения современного человека. В связи с этим со­временные экологические знания неразрывно связаны с другими об­ластями научного знания.

Ранее неоднократно подчеркивалось, что экология возникла как раздел биологии. Действительно, в основе экологии лежит фактичес­кий материал из различных отраслей биологии, так как воздействие окружающей среды на организмы может оцениваться с помощью био­логических показателей их состояния. При этом используются, в част­ности, знания из морфологии (учение о строении организмов), включаю­щей анатомию, эмбриологию, гистологию, цитологию. Взаимодействия организмов с химическими компонентами окружающей среды изучают­ся в физиологии и биохимии, а внешние реакции являются предметом этологии - науки о поведении. Так как перечисленные здесь знай, относятся ко всем крупным группам организмов - животным (включая человека), растениям и микроорганизмам, то они входят в качестве составных частей в антропологию, зоологию, ботанику, микробиологию и др.

Существенные отличия условий существования организмов в раз­личных географических зонах на земной поверхности или в глубинах планеты вызвали необходимость дифференциации экологических зна­ний в зависимости от географического размещения организмов на Земле. Это проявилось, в частности, в формировании различных раз­делов общей экологии - экологии тропиков, экологии умеренной и поляр­ной зон и др. При организации природопользования необходимо учиты­вать географические особенности и различия реакций разных природ­ных систем (водных и наземных) на антропогенные воздействия. По­этому экология тесно связана с географией, в рамках которой вози­ли и самостоятельно развиваются такие области, как ботаническая, зоо­логическая, медицинская и другие географии.

На стыке экологии и географии сформировался и быстро разви­вается важный раздел экологии - географическая экология, называе­мый также геоэкологией или ландшафтной экологией. Здесь будет уместно напомнить, что ландшафтом называют природный географический ком­плекс, в котором все основные компоненты (воды, почвы, рельеф, климат, растительный и животный мир), взаимодействуя друг с другом, об­разуют однородную по свойствам целостную систему. Задачи природо­пользования вызвали в последнее время необходимость самостоятель­ного развития геоэкологии, которая в современном виде включает себя и конкретные знания геологии, геохимии, гидрологии и др.

В основе жизни лежит обмен веществ между организмами и сре­дой, происходящий как в виде химических процессов в отдельных орга­низмах, так и в виде более сложных процессов, протекающих на уров­не экологических систем и биосферы в целом, рассматриваемых обыч­но как процессы круговоротов вещества и именуемых биогеохимичес­кими циклами. Фундаментальные законы физики - законы термодина­мики, законы сохранения вещества и энергии и др. - используются при формулировании основных закономерностей биологических и физи­ческих процессов переноса и преобразования органического веще­ства в пищевых цепях, процессов взаимодействия организмов с кос­ными (неживыми) компонентами окружающей среды.

Как результат активного использования человеком природных ре­сурсов возник специфический вид круговоротов вещества - антропо­генный круговорот, называемый ресурсным циклом, который является составной частью естественных биогеохимических циклов. Поэтому в химической науке к настоящему времени сформировалось новое эко­логическое научное направление - химия окружающей среды (химия воды, химия атмосферы, химия почв), основанная на законах общей химии, органической и неорганической, физической и коллоидной хи­мии и других разделов химической науки.

Общеизвестно, что в результате интенсивной деятельности чело­века на Земле значительно ухудшилось качество окружающей среды, что означает несоответствие условий среды обитания физиологичес­ким требованиям организма. Организм реагирует на это различными заболеваниями, выявление и лечение которых - уже задача медици­ны.

Медицинская наука и ее отрасли - санитария и гигиена - исследу­ют последствия химического, биологического и физического (в особен­ности, радиационного) загрязнения окружающей среды в результате производственной деятельности людей. Одна из основных задач этих исследований - определение норм радиационной безопасности лю­дей в условиях радиационных излучений, что является предметом ра­диологии. Важная группа задач связана с определением величин пре­дельно допустимых концентраций различных веществ, при которых при­сутствие этих веществ в воде, почве, воздухе или в продуктах питания может рассматриваться как относительно безвредное для человека и других организмов. Этим занимается токсикология и ее раздел - экотоксикология, ориентированная на разработку нормативов экологической безопасности природной среды в условиях химического загрязнения. Разработка мер борьбы с распространением инфекционных заболева­ний составляет предмет эпидемиологии.

Изучение любых взаимодействий между организмами и средой может быть основано только на анализе количественных показателей состояния организмов и среды. Поэтому такие исследования возмож­ны лишь с применением математических методов, в частности, корреля­ционного, факторного, кластерного и других видов анализа. Получение количественных оценок имеет конечной целью выявление тенденций в изменениях изучаемых процессов (биологических, биохимических и др.), которые в дальнейшем могут быть основой для прогнозирования состояний, изменений различных процессов и их возможных послед­ствий. Результаты таких исследований с помощью математических ме­тодов могут быть представлены в формализованном виде (например, аппроксимации эмпирических графических зависимостей, уравнения регрессии и др.), что может составить основу для прогнозирования изу­чаемых процессов.

В настоящее время широкое распространение в экологических исследованиях получили методы математического моделирования - аналитические, имитационные, эмпирико-статистические и др. Эти ме­тоды, и особенно имитационное моделирование, находят широкое при­менение в экологическом прогнозировании с использованием компьютер­ной техники и информационных технологий.

Чтобы в условиях современного индустриального общества обес­печить человеку приемлемое качество окружающей среды, соблюсти нормативы загрязнения в местах проживания и трудовой деятельнос­ти, необходимо создание систем мониторинга и контроля качества сре­ды, необходимы комплексы очистных и природоохранных сооружений и экозащитной техники и др. Но такие системы и комплексы и другие мероприятия по защите окружающей среды и реабилитации нарушен­ной природной среды требуют значительных материальных, людских и финансовых затрат, практически сравнимых с затратами на основное производство. Выбор оптимальных и экологически приемлемых вари­антов и стратегий природоохранной деятельности на государственном, региональном или местном уровнях возможен только на основе приме­нения экономических методов.

Как показывает международный опыт, качество окружающей сре­ды в любом государстве соответствует его экономическому состоянию. В последнее время стало очевидно, что качество окружающей среды невозможно поддерживать на приемлемом для безопасности жизнеде­ятельности человека уровне, если кардинально не будет изменена стра­тегия природопользования. Сделать использование природных ресур­сов экономным и не загрязняющим среду призвана новая отрасль эко­номической науки - экономика природопользования.

Конституция РФ провозглашает право граж­дан на благоприятную окружающую среду. Однако в процессе природо­пользования между гражданами, между отраслевыми ведомствами раз­личного уровня возникают противоречия, которые в конечном итоге приводят к нарушению прав граждан на чистую среду обитания и к не­рациональному, часто хищническому, использованию природных ресур­сов. Деятельность одних отраслей народного хозяйства может нано­сить ущерб другим отраслям и обществу в целом. Для регулирования этих отношений необходимо иметь развитое правовое обеспечение природопользования, основанное на подчинении промышленной, хозяйственной, индивидуальной и общественной деятельности правовым нормам - законам, указам, постановлениям, инструкциям, составляющимсферу экологического права.

Философы всех времен, начиная с античности, пытались осмыслитьвзаимоотношения природы и человека. Организм человека не дает ему возможности на биологическом уровне конкурировать с другими видами. Зато разум позволяет организовать систему самозащиты, ог­радить себя и близких от опасностей внешней среды. Исторический опыт взаимоотношений человека и природы отражается в культуре (от лат. -возделывание, воспитание, образование, развитие), под которой по­нимается специфический способ организации и развития человечес­кой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культуры фиксируются как общее отличие человеческой дея­тельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобра­зие форм человеческой деятельности на различных этапах обществен­ного развития, в рамках определенных общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей (например, русская культура), а также особенности поведения и деятельности людей в кон­кретных сферах общественной жизни (например, культура природополь­зования или экологическая культура).

Глобальный экологический кризис стимулировал в последние годы работу философской мысли в направлении поиска путей гармониза­ции отношений общества и природы, Актуальным философским учени­ем в наши дни становится экологическая этика, связанная с экологичес­ки корректным обращением человека с природой, нравственным осоз­нанием того, что все живые организмы имеют равное с человеком пра­во жить на планете, что безнравственно лишать жизни другое существо, по крайней мере, если это не вызвано жизненной необходимостью. Эти принципы еще много веков назад были заложены в религии некото­рых народов (например, индейские племена или некоторые северные народности), что позволило многим из них сохранить в почти нетрону­том состоянии окружающую их природную среду. В основе формирую­щейся в современном мире этики природопользования должен лежать принцип уважения к природе.

Изложенное показывает, что современная экология, превративша­яся в комплексную научную дисциплину, имеющую закономерные свя­зи с многими научными отраслями. Необходимость решения глобаль­ных проблем человечества, все из которых пронизываются экологи­ческой составляющей, требует разработки комплексных процедур и механизмов сохранения и развития человеческой цивилизации путем оптимизации взаимодействия общества и природы. Решение этих про­блем невозможно без применения междисциплинарных подходов к использованию знаний из различных научных областей. В связи с этим в последнее время складывается особая научная отрасль, называе­мая глобалистикой, занимающаяся изучением глобальных проблем, в том числе и проблемы преодоления глобального экологического кри­зиса.

Взаимоотношения общества и природы. На самых ранних стадиях становления общества социальные качества нового биологического вида - человека только начинают оформляться. В течение самого длинного (первобытного) этапа человеческой истории главной целью людей являлось приспособление к природе. Человек внимательно, чутко улавливал биологические ритмы, подстраивался к ним, стремился соответствовать требованиям, которые предъявляла окружающая среда. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу: собирательство вытесняется охотой, добычей, а затем производством продуктов питания - животноводством и растениеводством.

Бурно развиваются человеческие потребности, а также и способ­ности. Возникают ремёсла, растут города, усложняется политическая жизнь, накапливаются знания. Однако зачастую общество вовремя не замечает и не предотвращает разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. В средние века человек отразил в культуре сознательное стремление жить правильно, не нарушая не только юри­дические, но и нравственные нормы, которые в целом обеспечивали устойчивое, природосообразное развитие общества.

Развитие присущего только людям способа включения культуры во взаимоотношения с природой приносит человеку как огромные воз­можности, так и небывалые трудности, связанные с обособлением куль­туры от природы. Уже в эпоху Возрождения меняется иерархия соци­альных целей и ценностей. Культура переключается с проблемы соот­ветствия человека миру (природной и социальной среде) на проблему соответствия мира человеку. Человек сам становится мерой совершен­ства, гуманизм и человечность - основной целью, а окружающая его природно-социальная среда - средством достижения цели. В Новое время (с XVI века) отношения общества и природы выходят на новый виток своего развития, еще более динамичный и драматичный. Чело­век рассматривает природу лишь как средство удовлетворения собствен­ных растущих день ото дня потребностей. Общество культивирует по отношению к природе потребительскую, явно агрессивную линию по­ведения.

С средины XX века в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создаётся новое по­коление техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей (компьютеризация, информатизация). В результате возможности общества воздействовать на природу иизменять природные комплексы необычайно возросли. Рост экономической и технической мощи человечества приводит к тому, что конфликт между обществом и природой достигает небывалой преж­де остроты, что обусловило возникновение экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, т.е. ситуацией, когда природная среда на нашей планете будет непригодной для обитания на ней жи­вых существ. Однако общество продолжает наращивать темпы потреб­ления, навязывая всем своим членам ориентацию на максимальную «потребительскую корзину», в которой и съестные деликатесы, и самая новая бытовая техника, автомашина (и обязательно самой последней марки), изощрённый, огромный набор одежды, престижное жильё, спут­никовое телевидение.

Экологический кризис - напряженное состояние взаимоотноше­ний между обществом и природой, характеризующееся несоответстви­ем (чрезмерностью) антропогенной нагрузки на природную среду эко­логическим возможностям биосферы. Экологический кризис характе­ризуется не только усилением воздействия человека на природу, но и резким увеличением влияния измененной людьми природы на здоро­вье населения и на общественное развитие.

В течение исторического времени выделяют несколько экологи­ческих кризисов. Первым считается кризис собирательства и прими­тивного промысла. Следующим был кризис консументов, проявивший­ся в оскудении охотничьих ресурсов, когда стали исчезать крупные по­звоночные в результате хищнической деятельности человека. Третий кризис связан с появлением земледелия и скотоводства, проявился в засолении почв и деградации поливных земель. Четвертый кризис, на­зываемый кризисом продуцентов, связывают с массовым уничтожени­ем лесов как для освобождения земель под сельскохозяйственные поля и пастбища, так и с целью использования дерева в качестве строитель­ного материала и топлива. Этот процесс начал интенсивно развивать­ся 3-4 тыс. лет назад в Китае, на Ближнем Востоке и в Индии, позднее охватил Европу, а после Великих географических открытий принял пла­нетарный характер. Однако вплоть до XX века его последствия прояв­лялись на локальном и региональном уровнях и еще не носили гло­бального характера, так как биосфера справлялась с антропогенными нагрузками и вызванные ими изменения не оказывали существенного влияния на состояние биосферы. Но в XX веке, и особенно во второй его половине, резко усилилось воздействие человека на природу, что привело к возникновению глобальных экологических проблем и угро­зы перерастания экологического кризиса в глобальную экологическую катастрофу. В наше время уже есть примеры локальных экологических катастроф, например Аральское море.

Современный экологический кризис можно охарактеризовать следующими количественными показателями. Нарастающие темпы индустриализации вызваны беспримерным численным ростом народонаселения Земли. Известно, что за последнее столетие численность населения увеличилась вчетверо и достигла 6 млрд. человек, а ежегодный прирост составляет около 80 млн. человек. Но по сравнению с ростом населения потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами. Об этом свидетельствует то, что потребление материалов в 2000 г. по сравнению с 1900 г. возросло в 9 раз, а энергии - в 12 раз.

Такие высокие темпы использования природных ресурсов приве­ли к тому, что в настоящее время человек эксплуатирует более 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигла 18 млн. га в год. Известно, что в результате застройки территорий, прове­дения горных работ, из-за опустынивания и засоления ландшафтов человечество ежегодно теряет более 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усугубляет проблемы обеспечения продовольствием ежегодно увеличивающегося народо­населения планеты. Примеры негативного воздействия человеческой деятельности на природу можно продолжать долго.

Однако сами по себе достижения научно-технической революции не являются вредными или опасными. Такими они становятся в руках людей с экологически неразвитым сознанием, которые не в состоянии предвидеть последствия своих действий. Человечество не ощущает себя неразрывно связанным со всеми остальными частями биосферы и не рассматривает себя как часть биосферы, способную оказывать существенное влияние на нее. Следовательно, основу современного экологического кризиса составляет кризис духовной жизни общества.

Из вышеизложенного ясно, что преодоление экологического кри­зиса связывается прежде всего с духовным оздоровлением общества, с переходом к новым принципам взаимоотношений общества и приро­ды, к новой системе человеческих ценностей и разумному ограниче­нию разнообразных потребностей человека до необходимого уровня. Ясно также, что использование человеком природы и преобразование природной среды в интересах общества неизбежны и закономерны, так как они осуществляются в силу действия как законов природы, так и социальных законов развития общества. Поэтому научно-технический прогресс человечества не является чем-то чуждым природе, противоречащим ей, а наоборот, он - один из последовательных и закономерных процессов эволюции. Поэтому закономерными являются и воз­никающие экологические, ресурсные и другие глобальные проблемы человечества.

Так как общество не в силах остановить научно-технический прогресс, человеку ничего не остается, как научиться жить в согласии с законами природы и не переступать допустимые пределы воздействий на природную среду. Эта важнейшая для будущего нашей цивилизации задача может быть решена только на основе перехода общества на концепцию устойчивого развития с использованием новых экологических технологий, с учетом корректировки стратегии природопользования, воспитания у людей разумного ограничения человеческих потребностей. Следовательно, разработкой стратегии рационального природопользования, решением инженерно-технических и медико-биологических проблем охраны природы, разработкой и реализацией программ экологического воспитания и образования, разработкой юридических и социально-экономических механизмов управления природопользованием и т. д. должны заниматься экологически ответственные профессионалы на своих рабочих местах.

Поэтому общество заинтересовано в формировании у всех своих членов экологического мировоззрения, основанного на осознании необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человечества, т.е. биосферы. Экологическое мировоззрение выражается в оптимизации взаимоотношений в системе «Общество - природа» пу­тем снижения или полного устранения влияния вредных воздействий на человека и среду его обитания, замене многоотходных, ресурсоразрушающих технологий на малоотходные, прирородосохраняющие, со­здании социальных, правовых и экономических механизмов существо­вания отдельных стран и всего человечества в оптимальных для жизни условиях.

Для реализации экологического подхода к развитию взаимоотно­шений общества и природы требуется подготовка специально обучен­ных и экологически воспитанных профессионалов в различных облас­тях человеческой деятельности, что достигается созданием целостной системы экологического образования, направленной на организацию процесса приобретения знаний, умений и навыков в области экологии. осуществляемого под руководством опытных профессионально подго­товленных специалистов. Такие системы экологического образования созданы и создаются во многих странах, особенно после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), при­нявшей соответствующие рекомендации к правительствам всех стран мира. К сожалению, в России в настоящее время существуют проблем в экологическом образовании, вызванные рядом причин:

1) слабая материально-техническая база экологического образования;

2) в обществе не возник необходимый уровень экологического мировоззрения, требующий выделять значительную долю национального продукта на решение экологических проблем, в том числе проблем экологического образования;

3) в силу экономических трудностей приоритеты государственной политики пока не направлены в сторону экологии, как это требует в более угрожающее состояние окружающей среды во многих региона России.

 

Цели и задачи изучения дисциплины. Быстрое усиление антропогенной нагрузки на природную среду привело к глобальному экологическому кризису, выход из которого возможен только в случае, если человек научится правильно определять допустимые пределы антропогенных воздействий на природу и оценивать вызванные ими количественные и качественные изменения природной среды. На основе этих знаний человечество может выработать комплекс мер, которые позволили бы ему не превышать эти допустимые пределы. Изучение этих вопросов и определило основные цели данной дисциплины.

Достижение сформулированной выше цели изучения экологии в рамках данной дисциплины предполагает решение ряда основных за­дач данного курса, связанных с рассмотрением биолого-географичес­ких закономерностей формирования и эволюции биосферы Земли и экосистемных закономерностей ее функционирования, с рассмотрени­ем актуальных проблем взаимодействия человека и биосферы и фор­мированием факторов техногенного воздействия на природную среду (в первую очередь, химического и радиационного загрязнения) и их влияния на здоровье человека с учетом социально-экономических и государственно-политических аспектов. Перечень этих задач опреде­ляет основное содержание первой части курса.

Вторая часть курса рассматривает основные при­чины глобализации экологических проблем (отходы, загрязнение ок­ружающей среды, истощение озонового слоя, потепление климата в результате «парникового эффекта и др.) и связанные с ними ресурс­ная, энергетическая, продовольственная и другие проблемы челове­чества, их современные проявления и возможные социально-эконо­мические последствия, а также изучает принципы и проблемы управле­ния и устойчивого развития с учетом социально-экономических, государственно-политических, культурно-нравственных и других аспектов, эколого-экономические принципы рационального природопользования и подходы к охране окружающей природной среды с учетом особенно­стей российского и зарубежного экологического права и технологичес­кого и информационного обеспечения, рассматривает демографичес­кие перспективы на XXI век и возможности международного сотрудни­чества в решении проблем окружающей среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повышение точности результатов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.