Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика функций и методов управления

Принципы современного управления по П. Друкеру

Отец современного менеджмента, уникальный исследователь, автор многих концепций управления, без которых сегодня трудно представить работу бизнес-руководителя, автор 39 книг, Питер Друкер в своей работе «Труд и управление в современном мире» выделил следующие принципы современного менеджмента.

1. Управление позволяет реализовать сильные стороны работника, а слабые — сгладить.

2. Управление и национальная культура глубоко взаимосвязаны.

3. Задача управления — это установление системы целей и ценностей, способной сделать всех работников союзниками (участие в прибылях, льготная покупка акций своей компании, социальные программы).

4. Задача управления — предоставить каждому работнику возможности личного и карьерного роста.

5. Выполнение работы каждым работником основано на личной ответственности каждого за порученное дело (работник должен четко знать свои обязанности и иметь возможность оценить свой вклад в общее дело).

6. Управление должно контролировать следующие моменты: положение на рынке; инновационную активность; производительность; качество; развитие человеческих ресурсов; финансовые результаты.

7. Главный конечный итог деятельности предприятия — это удовлетворение потребностей клиента.

К этому можно еще добавить следующий перечень принципов управления: сочетание научности и творчества; целенаправленность; сочетание специализации и универсальности; последовательность; непрерывность; сочетание централизованного руководства и самоуправления; концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников и их взаимодействия в коллективе; обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы; состязательность участников управления; предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.

Область выполняемых в менеджменте управленческих действий столь велика, что принято их объединять в отдельные виды. Функции управления — это обособленные виды управленческой деятельности.

Выделяют функции управленческого труда:

1. Прогнозирование — вероятностные оценки характера изменения целей и направлений развития объекта управления.

2. Планирование (центральная функция) — постановка целей и разработка путей их достижения, способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление действия всех участников организации на достижение ее общих целей; непрерывный, циклично повторяющийся процесс.

3. Организация — форма разделения и кооперации труда, распределение объема работ (в т. ч. создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий), имеющее целью создание таких условий в управленческих отношениях, которые обеспечивают достижение целей фирмы.

4. Регулирование — предвидение и устранение отклонений в ходе процесса, обеспечение согласованности функционирования элементов объекта управления.

5. Мотивация — стимулирование — побуждение работников к активной деятельности в достижении целей, использует категории «потребности», «интересы», «мотивы».

6. Координация — необходимое согласование действий в работе всех структурных элементов организации.

7. Контроль — проверка полученных результатов, наблюдение за соответствием процесса работы управляемой системы ранее запланированным заданиям, решениям, показателям — по количеству и качеству.

8. Учет — накопление и анализ итоговых данных за определенный период; дает возможность совершенствовать систему управления с учетом прошлого опыта. Контроль и учет — средства обратной связи в управлении.

Методы менеджмента — это система правил и процедур принятия управленческих решений по различным задачам с целью эффективного развития организации, позволяющая снизить интуитивность характера управления, внести упорядоченность, обоснованность в построение и функционирование системы управления организацией.

Под экономическим механизмом управления понимают взаимно дополняющие друг друга функции и процессы целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, принятия решений, мотивации, контроля и учета в их совокупности — обусловленные соизмерением затрат производства и результатов деятельности фирмы.

Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов воздействия, основанный на объективных экономических законах: регулирования спроса и предложения; законе стоимости; учете потребностей общества, коллектива и личности.

К экономическим методам управления относят:

коммерческий расчет — основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации; на основе правовых отношений между подразделениями организации устанавливается ответственность за сроки поставку качество и количество продукции;

цены и ценообразование: в организации-производителе цена оказывает большое влияние «на входе» (цена на ресурсы) и «на выходе» (цена на продукцию); в зависимости от уровня цен корректируются система целей фирмы и эффективные стратегии ее поведения на рынке;

финансирование — обеспечение всех подразделений организации необходимыми финансовыми ресурсами, которое происходит за счет собственных и приравненных средств, мобилизации средств на финансовом рынке, средств, поступающих в порядке распределения;

кредитование: механизм метода основан на перераспределении кредитных ресурсов через кредитный рынок; кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;

налоговую систему — особенно важный метод в рамках государственного управления; посредством установления высоких ставок налогов государство способствует снижению деловой активности, занижение ставок ведет к росту активности предпринимательства.

Административно-правовые методы управления — это совокупность способов юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими функций.

В основе административно-правовых методы лежат: система законодательных актов страны и региона (законы, указы, постановления, госстандарты, инструкции, методики и др.); система обязательных к применению нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации; система планов, программ, заданий, срыв которых может нарушить стабильность работы всей фирмы.

В менеджменте применение административно-правовых методов реализуется путем:

• распоряжений;

• популяризации (с прямых указаний руководитель переходит на инициативы, а приказы используются в крайнем случае);

• делегирования полномочий; участия в управлении (руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив необходимые полномочия и возложив определенную ответственность; метод используется там, где люди могут и хотят работать самостоятельно).

Формы административно-правовых методов управления: краткосрочное распорядительное воздействие с помощью единичных административных распоряжений (обеспечивает четкую и слаженную работу организационных систем и органов управления); длительное распорядительное воздействие с помощью актов долгосрочного действия (рассчитано на совершенствование организационных систем).

Основные достоинства административно-правовых методов управления: обеспечивается единство воли руководства в достижении цели; не требуются крупные материальные затраты; в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки административно-правовых методов управления: зачастую подавляются инициатива, творчество сотрудников; отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы; в крупных организациях: а) менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности (поэтому она в дефиците); б) обюрокрачивается аппарат управления; в) требуется громоздкая система контроля.

 

Социально-психологические методов управления — это механизм воздействия на органы управления и сотрудников посредством социально-психологических интересов.

Социально-психологические методы управления включают:

— управление социально-массовыми процессами;

— управление группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические);

— управление групповыми явлениями (новаторство, соревнование);

— социальное нормирование;

— социальное регулирование;

— ролевые изменения;

— профессиональный отбор персонала;

— гуманизация труда (борьба с монотонностью и др.);

— формирование эмоционально-эстетического фона деятельности в коллективе (общее настроение, культура общения, дресс-код).

Социально-психологические методы управления используются в рамках формальной и неформальной структур управления: формальная структура отражает производственно необходимые связи и отношения в коллективе с помощью четких обязанностей, полномочий, ответственности; неформальная структура представляет собой связи и отношения на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, общности интересов в сфере производства и вне ее.

Социально-психологические методы управления используются для решения задач: повышения активности сотрудников с помощью создания необходимых условий деятельности; формирования благоприятного климата; эффективного применения разных видов морального поощрения; воздействия на групповое сознание коллектива для формирования необходимой культуры деятельности и достижения высокой эффективности труда.

Достоинства социально-психологических методов управления: включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; практически не требуются материальные затраты.

Недостатки социально-психологических методов управления: не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; трудно прогнозировать результаты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерные черты и тенденции современного менеджмента | Английский и немецкий менеджмент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.