Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)

Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая входила в состав Российского государства. Освоение земель «дикого поля», появление новых поселений-слобод (Чугуев, Сумы, Острогожск, Ахтырка, Харьков, Изюм, Змиев, Богодухов, Краснокутск и др.), развитие сельского хозяйства, ремесел и промыслов происходили с сохранением старых и развитием новых праздников, обрядов и обычаев населения Слобожанщины.

Основная масса переселенцев на территорию Слобожанщины – это украинцы, которые приходили с Левобережной, Правобережной и Западной Украины, а также российское население. Долгое время они сохраняли традиции своих этнических районов, где жили раньше. Однако украинцы, живя рядом с россиянами, с годами вбирали в себя российское влияния в языке, культуре, обрядности. Со временем сформировались своеобразные языковые и культурно-бытовые особенности российско-украинского приграничья. Следует отметить, что психология слобожан, их манеры поведения, обычаи трудовой взаимопомощи, отношение к религии мало чем отличались от украинцев других этнографических районов Украины.

В духовной культуре слобожан, как и в других регионах Украины, значительное место занимала религиозная сфера. Посещение церкви считалось обязанностью для каждого крестьянина. Пожилые люди и молодежь охотно шли в церковь, где они имели возможность не только принимать участие в богослужении, но и общаться и услышать последние новости.

Важной составной частью жизни слобожан был общественный досуг – «улицы», «вечерницы», «рассветы». Достигнув совершеннолетия, для парня – 17-18 лет, а для девушки – 15-16 лет, молодежь объединялась в холостяцкие и девичьи группы, так называемые общества. Начиная, с весны и на протяжении лета и осени, молодежь почти каждый вечер собиралась на «улицу» возле двора одной из девушек. Здесь пели песни, танцевали, играли в разные игры. В праздничные дни «улицы» могли начинаться и среди дня: в них принимали участие, как взрослые, так и дети. Наиболее веселыми и многолюдными были весенние «улицы». Летом, с началом полевых работ, они проходили значительно реже, а во время жатв часто и совсем прекращались.

Поздней осени, после Покровы (14 октября), когда на улице было уже холодно, молодежь собиралась на «вечерницы». На Слобожанщине они назывались рассветами. С Покровы и до пилипевского заговенья (27 ноября) была пора массовых браков. В народе говорили, что Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду льдом, а девушек – брачным венцом.

На вечерницы молодежь собиралась, как правило, в доме одинокой женщины, солдатки или вдовы, ее называли «паниматкой». «За аренду» помещения молодежь давала хозяйке жилья часть пищи (складчину), что приносили на вечерницы. Первыми на вечерницу приходили девушки, которые вместе с паниматкой готовили помещение для вечеринки, а позже приходили ребята. На Покрову, на Андрея, Рождество и другие праздники вечерницы проходили за праздничным столом, музыкой, танцами. В вечер перед Андреем Первозванным (13 декабря) девушки гадали о своей удаче в любви: загадывали на ночь сны, лили растопленный воск, на улице у первого встречного спрашивали имя, считая, что такое имя будет и у ее жениха. Парень с другой улицы, а особенно из соседнего села, мог принимать участие в вечерницах лишь с разрешения ее организаторов. На вечерницах девушки и ребята пели песни, танцевали, шутили, девушки вышивали полотенца. Именно тут они лучше узнавали друг друга, подбирали себе пару для будущей семейной жизни.

Местом досуга слобожан были также ярмарки и базары. Люди шли сюда не только ради купли или продажи, но и для того, чтобы посмотреть на выступления путешествующих актеров, фокусников, циркачей, вертеп, послушать шарманщиков и просто пообщаться.

Часто часы досуга, особенно в праздничные дни, взрослые и молодежь проводили в корчме. Здесь заключались и скреплялись магарычом (выпивкой) разнообразные устные соглашения и ростовщические операции.

В XIX ст. на Слобожанщине действовал целый комплекс календарных и бытовых праздников и обрядов, которые имели религиозный характер и согласовывались с годовым циклом праздников православной церкви и древним хлебопашеским календарем. Так, в середине XIX ст. в крае отмечалось 56 праздников, а с воскресеньями было 102 нерабочих дни. Особенно много их приходилось на весенне-летний цикл. Слобожане придерживались постов (Пилиповка, Большой пост, Петровка, Спасовка), а также верили в разные поверья о днях недели. В понедельник пожилые люди не ели ничего скоромного — «понедельничали», потому что считали, что «на том свете первым встречает понедельник и проведет правильно того, кто его будет почитать». С понедельника не начинали каких-нибудь важных дел. Среду должна была уважать женская часть населения, потому что «среда – тайная девушка» присматривает, чтобы женщины, особенно девушки, ничего в этот день не делали: не мыли головы, не чесали волосы. В пятницу нельзя было прясть, стирать, золить белье, трясти сажу, мазать печь. Летние хозяйки в ночь с четверга на пятницу, заслав стол скатерью, клали на него хлеб, соль, ложку, немного ухи или каши – все это для Святой Пятницы, которую на Слобожанщине отождествляли с образом «Судьбы». Святым днем слободчане считали воскресенье (от древнерусского слово — не дьедать). Работать в этот день было грехом даже более, чем в церковные праздники. Кто ее не чествует, того она не оставляет без суровой кары. В конце XIX ст. это поверье постепенно исчезает.

В Украине, в том числе и на Слобожанщине, отмечались все самые главные праздники Православной церкви. Особенно много праздников (262 на год) были посвящены культу Богородицы. Значительная часть этих праздников закреплена за конкретным числом: Рождество – 7 января, Крещение – 19 января, Сретение – 15 февраля, Благовещение – 7 апреля, Преображение (яблочный спас) – 19 августа и т.д. Некоторые святая церковь отмечает по месячному календарю, то есть они переходные. Они приходятся на весенний период. Это такие праздники, как: Вход господен в Иерусалим, Пасху, Вознесение и др. Вход в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю перед Пасхой. В народе этот праздник называют вербным или цветочным воскресеньем, в которую освящали в церкви веточки из вербы или лозы. Свяченой вербе предоставлялась магическая сила, ее вместе с целебными травами использовали в лечении головной боли, ревматизма, лихорадки. После зимовки весной впервые выгоняли скот на пастбище свяченой вербой – «чтобы нечисть не цеплялась к животному». Вербе также предоставляли способности отгонять всяческую нечисть от человека, домашних животных и т.п. Вербные ветки развешивали в домах, хлевах для скота. На Слобожанщине был распространен обычай «освящать» своих детей символическим битьем вербой, приказывая: «Будь большой, как верба, а здоровый, как вода, а богатый, как земля», или не «я бью – верба бьет, неподалеку красное яичко. За неделю Пасха».

Зимний цикл праздников и обрядов начинался с рождественских праздников. Церковь предоставляла и предоставляет этому празднику исключительное значение, называя его «матерью всех праздников», «второй пасхой» и отвела ему в своих богослужениях 12 дней. В канун Рождества, когда заканчивался Пилиповский пост, слобожане, как и население других регионов Украины, отмечали «богатый святой вечер». Перед Рождеством хозяйки готовили обрядовые кушанья – кутю и узвар. На епитимье клали небольшие снопы пшеницы, ржи, ячменя или других зерновых, а на Сумщине и Харьковщине накрывали их сеном, на него ставили посуду с кутей и узваром.

К весеннему циклу народного календаря относится один из величественных праздников православной церкви «Благовещение» (7 апреля). В этот день крестьяне не работали, поскольку считалось, что даже птицы гнезда не делают, а девушка косы не заплетают. В церкви святили просвиры (кусочки специально выпеченного хлеба), как и стритенскую воду ее считали целебной. Перетертую на порошок и смешанную с медом просвиру давали пчелам, чтобы лучше роились, больному лихорадкой человеку давали как лекарство. Иногда на Слобожанщине, как и на Полесье, крестьяне растертую просвиру смешивали с землей и разбрасывали на ниве, чтобы ее не миновала дождевая вода.

Пасхальный цикл на Слобожанщине, как и в целом в Украине, начинался с Масляной или Масленицы. На Масленицу происходили обряды проводов зимы и встречи весны, которые сопровождались веселыми играми, шутками, зрелищами. На Украине в этот день готовили вареники, пироги, а в нашем крае – еще и блины (как и у россиян) Характерным для Масленицы Слобожанщины, особенно Сумщины и Харьковщины, чего не было у россиян – это давний обряд в последний день Масленицы вязать «колодки» (небольшой кусок дерева, платок, ленту) сначала родителям, у которых были неженаты взрослые дети, а позже, с конца XIX ст., вязали «колоду» лишь неженатым ребятам и девушкам, требуя от них выкуп (деньги, магарыч).

После Масляной наступал сорокадневный Большой Пост. Прекращались все развлекательные действа – игры, танцы, постные дни, и тому подобное. Весенние обряды, связанные с подготовкой к полевым работам, сосредоточивались вокруг большого праздника – Пасхи (Пасхи). На последней неделе перед Пасхой слобожане отмечали вербное воскресенье и «чистый четверг» Главным содержанием обрядов, связанных с этими днями, было очищение.

Главным весенним праздником была Пасха – это праздник, приуроченный воскресению Иисуса Христа. В это время приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес», а отвечают «Воистину воскрес» и трижды целуются. Если встречался кто-то из родных, любимая девушка или парень, то давали друг другу пасхальные яйца.

Вместе с рассмотренными выше праздниками, обрядами и обычаями крестьяне Слобожанщины сохранили давние обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием и смертью.

Следовательно, празднично-обрядовая сфера как составная часть духовной жизни слобожан основывалась на наследованных от старых поколений лучшем народном достоянии, которое в своей основе имело общеукраинские черты. Здесь, как и в других этнографических регионах Украины, наблюдаются переплетения давней языческой обрядности (выпекание обрядового хлеба, печенья, молитв, заговоров, очистительные обряды, чествование умерших, и т.п.) с христианскими традициями. Однако у слобожан были и свои особенности в празднично-обрядовой сфере, что было вызвано наличием здесь значительного количества российского населения. Сравнительно с другими районами Украины, на Слобожанщине раньше потеряли первобытное значение элементы старой обрядовой системы, испытали изменения внешней формы и характера проведения отдельных праздников и обрядов, быстрее уменьшалось количество праздничных нерабочих дней.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

· В чем состоит своеобразие развития духовной жизни на Слобожанщине?

· Какие факторы способствовали быстрому развитию системы образования на Слобожанщине?

· Перечислите наиболее известных деятелей образования, науки, культуры и искусства, которые творили на Слобожанщине.

 

* *

*

Украинский народ добился больших успехов в возрождении своей государственности, в укреплении реального суверенитета своей страны. Эти успехи венчают тысячелетнюю историю создания государства на Украине, знаменуют ее вход в мировое содружество. Началось национальное возрождение украинского народа. Выросла заинтересованность к историческому прошлому своего государства, повышается их ответственность за сегодняшнее и будущее Украины.

Встает вопрос «Кто мы? Чьи сыновья? Каких родителей?», который совсем не риторически воспринимался в недалеком прошлом, сегодня обращен и к нам. Понятно что такие вопросы встают не только в классах и академических аудиториях. Теперь в период бурного возрождения национального сознания, история отдельных регионов, стали предметом особенной заинтересованности самых разнообразных слоев населения, которые не всегда может получить обоснованный ответ.

Это полностью относится и к истории Слободской Украины, достаточно своеобразного и интересного региона, который образовался на перепутье Дикой степи между границами трех государств – России, Речи Посполитой и Крымского ханства на протяжении XVII-XVIII ст. Долгое время промежуточное положение между лесом и степью, оседлой и кочевой жизнью, на перекрестках старинных трактов и путей, открытых как для торговли, дипломатии, так и для ужасающих разбоев, делали этот край зоной интенсивных контактов и взаимовлияний разных цивилизаций и культур. Приблизительно с XVII ст. выдающимися для исторической судьбы края стали взаимоотношения между украинской и российской культурами в широком понимании этого слова.

В процессе своеобразной Реконкисти украинцы и россияне совместными усилиями заселили и отвоевали территорию Слобожанщины в жестокой борьбе с соседними государствами. Образованная ими духовная и материальная культура вобрала у себя самые разнообразные проявления обеих культурно-национальных стихий. Символы исторического бытия на этой территории: интересная художественная литература и искусство, прекрасная природа, блестящее созвездие преподавателей и воспитанников Харьковского коллегиума, позже Харьковского университета – одинаково дорогие и понятные сердцу украинца и россиянина. Упадок или исчезновение любой из этих культур будет иметь и фатальные последствия для другой.

Сегодня это имеет особенную актуальность в связи с распадом СССР и образованием независимых государств: Российской Федерации и Украины в состав которых вошли земли бывшей Слобожанщины. Это поставило перед нашим современным поколением слобожан чрезвычайно важную задачу любой ценой сберечь экономические, культурные и другие связи между отдельными регионами Слобожанщины, которые сегодня входят в состав двух независимых, но близких и братских государств и совместно укреплять дружбу между российским и украинским народами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие духовной жизни на Слобожанщине | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.