Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус субъектов административно-правовых отношений 2.2.1. Административно-правовой статус гражданина

Читайте также:
  1. C) СТРУКТУРА (ЭЛЕМЕНТЫ) ГРАЖДАСНКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  2. II. Развитие рыночных отношений
  3. III. Роль СССР в «строительстве социализма» в КНР и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
  4. А. Регулирование личных и имущественных отношений
  5. Административно – правовое регулирование отношений в промышленном комплексе
  6. Административно – правовой статус государственных служащих .
  7. Административно-правовое регулирование отношений в агропромышленном комплексе
  8. Административно-правовое регулирование отношений в строительном комплексе
  9. Административно-правовой статус беженцев
  10. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
  11. Административно-правовой статус государственных служащих
  12. Административно-правовой статус граждан

Административно-правовой статус человека и гражданина — эго комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами админист­ративного права: органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и их должностными ли­цами, судами.

Граждане как участники административных правоотношений выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных ор­ганизаций или их должностных лиц. Поэтому административные правоотношения между гражданами, с одной стороны, обла­дающими правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, и с другой — соответствующим органом (должностным лицом), наделенным государственно-властными полномочиями, могут складываться в связи с:

• реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти;

• выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфе­ре исполнительной власти;

• нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

• нарушением органами исполнительной власти или их долж­ностными лицами прав и законных интересов граждан.

Основные права и обязанности граждан России в сфере испол­нительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обя­занностей, закрепленных в Конституции РФ и конкретизирован­ных в законах и других правовых актах. Так, согласно ст. 32 Кон­ституции РФ граждане России имеют право участвовать в управ­лении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют равный доступ к государственной службе.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность.

Под административной правоспособностью понимается фак­тическая, обеспеченная государством возможность иметь субъ­ективные права и выполнять юридические обязанности админи­стративно-правового характера. Она возникает с момента рож­дения гражданина и прекращается с его смертью. Граждане об­ладают равным объемом административной правоспособности в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах. Однако она может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных зако­нодательством. Например, согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не все граждане по состоянию здоровья могут быть зачислены на действительную срочную военную службу (ст. 16).



Статьей 3.2 КоАП предусмотрено наказание в виде лишения гра­жданина специального права, например права управления транс­портными средствами. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусматрива­ет возможность введения чрезвычайного положения, правовой ре­жим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием предела и срока их действия.

Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой по­нимается способность гражданина своими действиями приобре­тать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти.

Административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18 лет, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.

Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть призна­ны частично или полностью недееспособными. Так, в соответст­вии со ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответствен­ности физическое лицо, которое во время совершения противо­правных действий (бездействия) находилось в состоянии невме­няемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и про­тивоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, вре­менного психического расстройства, слабоумия или иного бо­лезненного состояния психики.

Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требо­вания, исходящие от органов исполнительной власти, или реали­зующей принадлежащие ей права. Конкретные административ­ные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.

Иностранные граждане и лица без гражданства при нахожде­нии на территории России пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, уста­новленных федеральным законом или международным догово­ром России (ст. 62 Конституции РФ). Иностранным гражданам, в том числе учащимся и студентам российских образовательных учреждений, гарантируются предусмотренные законом права и свободы, включая право на обращение в суд и иные государст­венные органы для защиты принадлежащих им личных, имуще­ственных, семейных и других прав. Это относится и к гражданам стран СНГ.

В то же время объем административной правосубъектности них лиц несколько ^же, чем правосубъектность граждан России. Они не могут занимать государственные должности, а также за­ниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России. В отношении этих лиц допускаются огра­ничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воинской обя­занности и военной службе.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию на постоянное проживание, обязаны получить вид на жительство и в установ­ленный срок зарегистрироваться (прописаться). За проживание без документов на право жительства в России или проживание но недействительным документам, несоблюдение установленно­го порядка регистрации (прописки) либо передвижения и выбораместа жительства, уклонение от выезда по истечении определен­ного срока пребывания, а также за несоблюдение правил тран­зитного проезда через территорию России к ним могут быть применены меры административного взыскания. В определен­ных случаях иностранный гражданин может быть выдворен из России.

Не подпадают под юрисдикцию России иностранные гражда­не, которые в соответствии с законодательством России и меж­дународными договорами пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Правовой статус субъектов административно-правовых отношений 2.2.1. Административно-правовой статус гражданина

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.58.62
Генерация страницы за: 0.016 сек.