Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя и внутренняя среда организации

Методы эффективной интеграции

Характеристики организации

 

 

 

 

Рис. 5.3. Методы интеграции деятельности организации

 

Основные критерии оценки успеха интеграции:

§ Рост производительности технологического оборудования;

§ Повышение надежности и ритмичности работы систем, увеличение периода безотказной работы;

§ Эффективность работы диагностических систем;

§ Сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог – повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим:

1. интеграция – процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.

2. Основными принципами интеграции выступают: единство методов, комплексность, принцип интегрированного целого, типичность моделей управления, единство информативности, многоаспектность, принцип компьютеризации.

3. Интеграция может рассматриваться в трех аспектах: структурная, кадровая и культурная.

4. Выделяют три направления интеграции: внутрифирменная; вертикальная; интеграция приобретенных (присоединяемых) предприятий.

5. Основными механизмами интеграции выступают деятельность производства, плановая деятельность в организации, инвестиционная деятельность, оперативное управление производством, социальная ответственность, организационная культура. Они реализуются набором методов.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под интеграцией?

2. Кто из исследователей одними из первых высказались за необходимость применения в управлении фирмами интеграционных подходов?

3. Что выступает основными механизмами (инструментами) интеграции в деятельности предприятия?

Под внешней средой следует понимать совокупность элементов, составляющих два уровня — макро (макросреда) и микро (микросре­да). Макросреда образуется из шести элементов, или сред, состояние которых оказывает воздействие на финансово-экономическую, произ­водственно-хозяйственную и иные виды деятельности хозяйствующе­го субъекта и создает вероятностные условия для получения заданных результатов. К ним относятся политическая, или нормативно-право­вая, экономическая, демографическая, культурная, научно-техничес­кая и природная среды (рис. 6.1).

 

 
 

 


Рис. 6.1. Состав внешней среды – элементы макро- и микроуровня

 

Политическая, или нормативно-правовая, среда, включающая Кон­ституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты, регулирует условия для развития рыночных отношений, увеличения конкурентной борьбы на различных рынках производителей продук­ции и услуг, притока инвестиций в отрасли и территориальные соци­ально-экономические сферы посредством устанавливаемых норм и нормативов.

Экономическая среда характеризуется потенциальной и реальной ресурсообеспеченностью отраслей и отдельных производств, темпами изменения производительности общественного труда, валового нацио­нального и региональных продуктов, уровнем цен и инфляции, сред­негодовой численностью занятых в экономике, общей численностью безработных, среднемесячной оплатой труда, общим уровнем покупа­тельной способности населения по России в целом и ее отдельным регионам, уровнем текущих доходов населения, в том числе неработа­ющих и пенсионеров, удельным весом населения с доходами ниже про­житочного минимума, средним уровнем сбережений граждан, объема­ми отечественных и иностранных инвестиций, числом предприятий и организаций в целом по России и ее регионам, размером кредитной ставки и степенью доступности кредита, уровнем налогообложения, доходами и расходами бюджетов всех уровней.

Демографическая среда характеризуется такими показателями, как численность населения (в том числе городского и сельского) и темпы ее изменения (прироста, снижения) в целом по РФ и ее регионам, чис­ленность населения трудоспособного возраста, моложе и старше тако­вого, миграционный прирост (убыль) населения и его половозрастной состав, уровень заболеваемости граждан различными болезнями, а так­же численность соответственно врачей и среднего медицинского пер­сонала на 10 000 населения, число больничных коек и учреждений, ожидаемая продолжительность жизни, национальный состав населе­ния.

Культурная среда определяется численностью учащихся дневных и вечерних общеобразовательных учреждений как государственных (ГОУ), так и негосударственных (НОУ), а также студентов государ­ственных и негосударственных средних специальных и высших учеб­ных заведений по РФ в целом и ее отдельным регионам, числом про­фессиональных театров, цирков и музеев численностью их зрителей и посетителей на 1000 населения, числом учреждений культурно-досугового типа и общедоступных библиотек по всей территории РФ и ее регионам, объемами библиотечных фондов на 1000 человек, тиражом книг и брошюр, годовым тиражом журналов и других периодических изданий, а также разовым тиражом газет на 10 000 граждан. Кроме того, степень развития культурной среды характеризуется наличием спортив­ных сооружений, включающих стадионы с трибунами на 1500 мест и более, спортивные залы, плавательные бассейны, крытые спортивные сооружения, а также уровнем правонарушений, определяемым коли­чеством зарегистрированных преступлений.

Научно-техническая среда может быть охарактеризована такими показателями, как уровень оснащенности производственной и управ­ленческой деятельности вычислительной техникой, наличие локаль­ных, территориальных сетей Интернет и общенациональной информа­ционной и вычислительной сети Интернет, количество подключений к международной информационной сети Интернет, число патентов и изобретений, количество автоматизированных технологических про­изводств, линий, объем инвестиций в научные исследования и опыт­но-конструкторские разработки, численность научных работников в целом, а также по научным направлениям и отраслям промышленно­сти, их среднемесячная заработная плата.

Природная среда состоит из следующих компонентов: воздушного бассейна (атмосферы), водного бассейна (гидросферы), недр (лито­сферы), животного мира (фауны), растительного мира (флоры), почвы, земли как территории и отходов техногенного происхождения.

Микросреда образуется из шести элементов, к которым относятся прежде всего сама организация как хозяйствующий субъект, поставщи­ки всех видов ресурсов, необходимых для производства продукции и (или) услуг, организации-конкуренты, посредники, клиентура или потребители продукции и (или) услуг, контактные аудитории.

Организации как юридические лица по классификационным при­знакам «наличие обязательственных прав» и «наличие вещных прав на имущество» дифференцируются на три группы.

1 группа. Хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные и потребительские кооперативы.

2 группа. Государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.

3 группа. Общественные и религиозные организации (объедине­ния), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В каждую из групп организаций, рассмотренных выше, входят хо­зяйствующие субъекты, осуществляющие производственно-хозяй­ственную, финансово-экономическую и (или) иную деятельность с целью производства продукции и (или) услуг. Однако экономические цели у этих хозяйствующих субъектов разные.

Контактные аудитории — любые группы граждан, проявляющие реальный или потенциальный интерес к изделиям хозяйствующего субъекта, его деятельности и тем самым оказывающие влияние на спо­собность этого субъекта достигать поставленных целей на конкретных рынках производителей и потребителей продукции и услуг.

Все контактные аудитории разделяются на семь типов:

1- финансовые круги — это банки, инвестиционные компании, бро­керские организации, действующие на фондовой бирже, акционеры, которые не являются непосредственными поставщиками финансовых ресурсов для хозяйствующего субъекта, а также не оказывают посред­нических услуг по страхованию сделки купли-продажи, но формиру­ют мнение о кредитоспособности и платежеспособности хозяйствую­щего субъекта в своей среде и влияют на процесс принятия решений о финансировании деятельности организации, поставщиками финан­совых ресурсов;

2- средства массовой информации — это организации, распростра­няющие сведения о продукции хозяйствующего субъекта, его деятель­ности, в том числе и благотворительной, в виде статей, видеоматериа­лов, редакционных комментариев. К ним относятся редакции газет и журналов, коллективы радиостанций и телеканалов;

3- государственные учреждения — это органы законодательной, ис­полнительной и судебной ветвей власти, которые разрабатывают и исполняют законы, способствующие либо препятствующие достиже­нию хозяйствующим субъектом экономических целей, определяют и соблюдение требований к качеству и безопасности то­варов, соблюдению прав потребителей и торговых посредников;

4- гражданские группы действий (или так называемое гражданское
общество)
— это общественные организации, движения, партии потре­
бителей, защитников природной среды, представители коренных жи­
телей и национальных меньшинств, которые формируют обществен­
ное мнение о товаре хозяйствующего субъекта, его свойствах, полезно­
сти, влиянии на природную среду, здоровье человека и тем самым
способствуют или противодействуют увеличению спроса на продук­
цию;

5- местные контактные аудитории — это жители близлежащих мик­
рорайонов, которые формируют мнение об организации по результа­
там наблюдения за поведением сотрудников, соблюдением чистоты
территории и ее благоустройством;

6- широкая публика — это население территории, например, Цент­
рального или Северо-западного регионов либо всей России в целом,
которое не является организованным гражданским обществом, но фор­
мирует мнение о продукции и ее влиянии на здоровье, качество жиз­
ни, степень загрязнения природной среды, исходя из различных источ­
ников информации;

7- внутренние контактные аудитории — это такой элемент микро­
среды, который не является внешним, но служит, как правило, основ­
ным источником информации для других типов контактных аудито­
рий. К внутренним контактным аудиториям относятся собственные
рабочие, служащие, управляющие, административный персонал хозяй­
ствующие субъекта, которые обладают личным мнением о качестве и
свойствах производимого товара, его конкурентоспособности на целе­
вых рынках потребителей, эффективности затрат и размере заработной
платы и прибыльности, рациональности организации производства,
сбыта и продвижения продукции, и распространяют это мнение в виде
позитивной или негативной информации среди других типов контакт­
ных аудиторий. Поэтому во многих корпоративных хозяйствующих
субъектах используется такое понятие, как лояльность, или верность
миссии, целям организации.

Таким образом, вся информация, получаемая из внешней среды от элементов макро- и микроуровня, относится к экзогенным перемен­ным. Считается, что неуправляемые экзогенные переменные поступа­ют в основном из внешней макросреды, а управляемые — от элементов внешней микросреды — поставщиков ресурсов и посредников. Степень управляемости другими элементами, такими как конкуренты, потребители и контактные аудитории, зависит от тех мероприятий, которые программируют, планируют, а затем реализуют менеджеры хозяйству­ющего субъекта с целью превращения экзогенных неуправляемых пе­ременных в частично или полностью управляемые.

 

 

Внутренняя среда организации и содержание ее элементов

 

Рис. 6.2. Контур управления

 

К элементам, составляющим систему с точки зрения информаци­онного,

или управленческого аспекта, относятся следующие блоки: «Вход», «Обработка данных», «Выход», «Контроль» и «Обратная связь» (рис. 6.2).

Блок «Вход» это совокупность экзогенных управляемых и неуп­равляемых переменных, характеризующих состояние элементов внеш­ней макросреды (политической, экономической, демографической, культурной, природной и научно-технической) во взаимосвязи с эле­ментами микросреды (объемом, качеством, стоимостью и сроками по­ступающих от поставщиков ресурсов), количество сделок и заказов с потребителями, количество и стоимостные размеры договоров с по­средниками, уровень конкуренции и степень конъюнктуры рынка про­изводителей данной и аналогичной продукции и услуг, степень добро­желательности контактных аудиторий.

На вход системы поступают через контур обратной связи и эндоген­ные (внутренние) переменные, которые отражают результаты выпол­нения планов, разработанных на определенный период и показыва­ющих объем продукции и услуг, затраты на производство единицы то­вара конкретной его партии, качество и свойства.

Блок «Обработка данных» включает в свой состав:

1) коллектив менеджеров или управленцев, обладающий профессиональными качественными характеристиками и состоящий из необхо­димого их количества;

2) организационные структуры управления — линейные, функцио­нальные, смешанные (линейно-функциональные), матричные, дивизиональные, бригадные;

3) функции управления — прогнозирование, программирование, планирование, контроль, регулирование, учет, организация, координи­рование, нормирование, руководство, активация;

4) методы управления — организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Блок -«Выхода» включает в свой состав миссию организации, глав­ную стратегическую цель деятельности, совокупность целей, класси­фицируемых по различным признакам, программы, планы, конкретные мероприятия, а также критерии достижения целей и текущие управ­ляющие воздействия в виде приказов, распоряжений, указаний, ко­манд.

Данный блок содержит результаты управленческой деятельности, которые в виде внутреннего информационного потока поступают к объектам управления и в виде внешнего выходного потока — во внеш­нюю среду, реализуясь через ценовые, сбытовые, рекламные и другие конкретные мероприятия.

Блок «Контроль» выполняет две функции управления — непос­редственный контроль и регулирование. Во-первых, контроль — это традиционное средство принуждения и приведения процессов в зара­нее заданные (запланированные) количественные и качественные гра­ницы. Контроль бывает предварительный, текущий (периодический и эпизодический), заключительный. Так, предварительный контроль осуществляется на входе системы для того, чтобы выявить соответ­ствие количественных и качественных характеристик всех видов по­ступающих из внешней среды ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, трудовых и основных фондов) заранее установленным требованиям. Например, к этой форме контроля отно­сятся проверка документов и собеседование при приеме сотрудника на работу.

Текущий контроль имеет два вида: периодический, который имеет строго зафиксированный интервал (например, 5,10,15 дн., 1,5 ч (кон­троль посещаемости лекций студентами)), и эпизодический, осуществляемый случайно.

Заключительный контроль проводится после окончания процесса. Например, контролируются качество и объемы выпущенной продук­ции и услуг, качества полученных знаний и их выполнения, затраты всех видов ресурсов на единицу и партию продукции.

Во-вторых, контроль выполняет функцию регулирования, т.е. поддерживает заранее заданные соотношения (нормированные, за­планированные) на входе, выходе и между ними. Так, на входе сис­темы управления контроль поддерживает определенные заранее про­порции между всеми видами поступающих ресурсов, на ее выходе — между целями, программами и планами различных видов, а на выходе объектов управления — между объемами, качеством и ассортиментом выпущенной продукции и услуг. В рамках вход — выход контроль поддерживает пропорции между качеством и объемом затраченных ресурсов и объемом, качеством и свойствами выпущенной продук­ции, уровнем затрат и доходностью на единицу продукции и весь объем ее выпуска, ценами на потребленные ресурсы и произведенную продукцию.

Блок «Обратная связь» содержит объекты управления, пред­ставленные в виде разнообразных процессов, которые называются также сферами управленческой деятельности.

Из рис. 2.4 следует, что обратная связь осуществляется через объек­ты управления. Она заключается в воздействии результатов функци­онирования объекта управления на характер этого функционирования. Суть обратной связи состоит в том, чтобы использовать отклонения, полученные в виде разности между фактически достигнутыми показа­телями деятельности объекта управления и плановыми, для формиро­вания управленческих решений, направленных на устранение этих отклонений в следующем плановом периоде и предотвращение подоб­ных им в будущем.

Цель системы управления в информационном аспекте — обеспе­чить выработку и реализацию качественных управленческих реше­ний в виде совокупности целей, программ, планов и конкретных мероприятий, направленных на реализацию главной стратегичес­кой цели деятельности системы управления хозяйствующим субъек­том.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под внешней средой организации?

2. Из скольки элементов образуется макросреда организации?

3. Чем характеризуется экономическая среда организации?

4. На сколько типов можно разделить все контактные аудитории?

5. Сколько видов имеет текущий контроль?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления и механизмы интеграции | Системы менеджмента: функции и организационные структуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.