Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Теория и практика разрешения конфликтов в социальной работе

Разрешение конфликта – совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они существуют, по устранению причин конфликта. Для решения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые отстаиваются в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противостояния между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Последовательность в применении различных форм урегулирования конфликтов.

1. Переговоры. Привлечение «третьей стороны», т.е. не участвующих в конфликте.

2. Посредничество. Согласие сторон на периодическое сотрудничество с посредником и рассмотрение его предложений.

3. Арбитраж решение третьей стороны считается обязательным к исполнению.

4. Обязательный арбитраж. Обращение и исполнение решение третьей стороны считается обязательным.

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Существует два стиля позиционного подхода: мягкий и жесткий. При этом можно решить, какой позиции придерживаться. А может быть, необходимо придерживаться стратегии, находящейся где-то посредине этих двух подходов.

Мягкая линия подчеркивает важность создания и сохранения отношений. В то время когда, вы придерживаетесь мягкого стиля при позиционном конфликте, это делает вас уязвимым для сторонника жесткой линии, настаивающего на уступках и угрожающего, переговоры, бесспорно, закончатся в пользу приверженца жесткой линии. И даже если достигнутая в процессе переговоров договоренность окажется в целом не очень разумной, она, безусловно, будет более выгодна для участника с жесткой позицией.

Разрешение конфликта по существу может быть сведено к четырем пунктам:

ЛЮДИ: Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом конфликта,

ИНТЕРЕСЫ: Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.

ВАРИАНТЫ: Прежде чем решить, что сделать, выделите круг возможностей, разработайте взаимовыгодные варианты.

КРИТЕРИЙ: Настаивайте на, том, что бы результат основывался на какой-то объективной норме.

1 .ЛЮДИ

Основополагающей реальностью конфликта, который легко забывается в процессе практически любых человеческих контактов, является тот факт, что, мы имеем дело не с абстрактными представителями "другой стороны"; а с людьми. Партнеры с обеих сторон конфликта обладают эмоциями, глубокой приверженностью к определенным ценностям, жизненными различными основаниями и взглядами.

Этот "человеческий фактор" конфликта может быть полезным или разрушительным. Процесс выработки соглашения может стимулировать психологическую решимость получить взаимоприемлемый результат. Отношения, в которых со временем возникает доверие, понимание, уважение, могут превратить каждый последующий шаг в более спокойный и эффективный процесс. А желание ощущать себя порядочным человеком и заботиться о том, что о тебе подумают другие, часто может способствовать большей восприимчивости к интересам противника,

Неспособность восприимчиво относиться к другим как к личности с их особенностями, может катастрофически отразиться на человеческих отношениях. Чем бы вы ни занимались в любой момент конфликтной ситуации, стоит спрашивать себя: "Достаточно ли я уделяю внимания человеческому фактору?" Продолжение отношений гораздо важнее, чем результат какой-то конкретной победы в конкретной ситуации. В то же время надо учесть, что, уступив в существе дела, вы можете и не приобрести дружеского расположения; вы не достигнете ничего большего, а только убедите другую сторону, что вас можно провести.

Решение существа вопроса и поддержание хороших рабочих отношений не обязательно должно быть целями, противоречащими друг другу, если стороны решились и настроились учитывать оба эти аспекта. Необходимо строить отношения на точном восприятии, недвусмысленном общении, подходящих эмоциях и долгосрочном и цело - устремленном подходе. Имейте дело непосредственно с людьми; не следует решать проблемы за счет уступок по сути дела.

Полезно в конфликтах, как и а других человеческих отношениях, учитывать три основные категории: восприятие, эмоции, общение. Различные проблемы отношений между людьми попадают в одну из этих трех "корзин".

Восприятие, Выяснение образа мысли, другой стороны - это не просто полезный процесс, способствующий решению проблемы. Само мышление оппонента и есть проблема. В конечном итоге причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей. Истина - это просто еще один дополнительный аргумент, возможно, хороший, а возможно, и нет, который помогает справиться с расхождениями. А сами расхождения существуют постольку, поскольку они образовываются в мышлении людей. С этой точки зрения опасения, даже необоснованные, являются реальными и с ними необходимо разбираться. Надежды, даже нереалистичные, могут вызвать войну. Факты, даже установленные, могут не иметь никакого отношения к решению проблемы.

Каким бы полезным ни было обращение» объективным фактам, в конечном счете, именно реальность в том виде, в котором видит ее каждая из сторон, составляет проблему и содержание конфликта и открывает путь к его разрешению.

Способность видеть ситуацию такой, как она представляется другой стороне, сколь бы трудно это не было, - самое важное искусство, которым можно овладеть понять точку зрения другого человека - не значит согласиться с ней. Понимание взгляда вдутого человека выгодно. Это помогает сузить область конфликта, а так же продвинуться вперед в собственной заинтересованности, получивший новый стимул благодаря полученному знанию.

Один из способов справиться с различным восприятием состоит в том, что бы ясно выразить это различие, обсудить его с другой стороной. Если это делать откровенно и честно, не обвиняя другую сторону в возникших сложностях, такая дискуссия может помочь партнерам осознать серьезность, как своих намерений, так и намерений и противной стороны.

Кроме того, если участник конфликта с другой стороны в недостаточной мере вовлечен в процесс принятия решения, он вряд ли одобрит его результат. Что бы вовлечь в дело другую сторону, необходимо позаботиться об этом как можно раньше. Обратиться к ним за советом. Необходимо создать у участников конфликта чувство сопричастности при выработке решения, что является одним из важнейших факторов успешного разрешения конфликта-

Эмоции. Эмоции могут оказаться важнее самой дискуссии. В этом случае стороны больше готовы к борьбе, чем к дискуссии, к сотрудничеству. Эмоции могут быстро завести конфликт в тупик. В процессе конфликта следует обнаружить свои эмоции и признать их законными, освобождение от бремени не выраженных чувств, люди, скорее всего, увеличат свои усилия по решению проблемы. Позвоните другой стороне, "выпустите пар", с ними легче будет разговаривать рационально. Люди получают психологи­ческое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Таким путем снимается напряженность обстановки. -

Общение. Конфликты не бывают без общения, поиск путей выхода из конфликтной ситуации - это взаимное общение с целью достижения совместного решения. Общение никогда не бывает легким делом, даже для людей, у которых очень много общего во взглядах. Приведем несколько приемов эффективного общения:

а) внимательно слушайте и показывайте, что вы слышали, что сказано;

6) говорите так; что бы вас поняли;

в) говорите о себе, а не о противнике;

г) говорите ради достижения цели,

Таким образом, отделение людей от проблемы не является чем-то, что можно однажды сделать и забыть об этом. Основной подход заключается в том, что бы отнестись к людям как человеческим существам, а к проблеме в соответствии с сутью дела.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Управление конфликтами в социальной работе | Интересы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.