Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования: реформы или модернизации?

Для реформирования системы образования у новой власти по сравнению с предыдущей было больше возможностей: поддержка законодателей, выросшие финансовые ресурсы страны. В отличие от первого этапа реформирования, когда преобразования готови­лись спешно в недрах образовательного ведомства, без учета мне­ния родителей и педагогической общественности, в 2000-2002 гг. все важнейшие новации в образовательной сфере активно обсуж­дались на различных форумах. Яркие примеры — ^Всероссийский форум работников образования в январе 2000 г. и Гражданский форум в ноябре 2001 г. с участием президента.


I

После продолжительного обсуждения у страны появилась «об­разовательная конституция» — в октябре 2000 г. правительство утвердило Национальную доктрину образования в Российской Фе­дерации. Теперь все реформы среднего образования и высшей шко­лы в обязательном порядке должны были соответствовать этому документу. Доктриной предусматривалось поэтапное увеличение расходов на систему образования с тем, чтобы через 25 лет вы­вести финансирование образования на уровень развитых стран. В декабре 2000 г. правительство приступило к разработке Программы информатизации в 2001-2005 гг. всей сферы российского образова­ния. По затратности (около 40 млрд р. из всех источников) — это самая масштабная программа в области образования и одна из са­мых крупных среди всех отраслей народного хозяйства страны за последние десятилетия. Уже в 2001 г. правительство на паритетных условиях с субъектами РФ выделило более 2 млрд р. на масштаб­ную программу компьютеризации сельских школ России (в стране из 68 тыс. школ, две трети — сельские школы). Во все сельские шко­лы в 2001 г. впервые за последние годы были поставлены комплекты учебно-методической литературы.

В 2000 г. была значительно уменьшена задолженность по зара­ботной плате учителям, а в 2001 г. более половины субъектов Рос­сийской Федерации ввели собственные надбавки работникам обра­зования.

Правительство впервые стало считать образование главным ре­сурсом модернизации экономики. В бюджете на 2001 г. образование стало самой крупной статьей расходов бюджета, обогнав финанси­рование обороны. Впервые после долгого перерыва вузам стали вы­делять деньги на коммунальные платежи, компьютеры, библиоте­ки, учебное оборудование, капремонт и капстроительство. Правда, вопреки обещаниям зарплата работников образования осталась на прежнем низком уровне.

Отказавшись от спешки в деле реформирования образования, правительство стало говорить о поэтапной модернизации системы образования и апробации отдельных подходов в режиме экспери­ментов. Концепция такой модернизации была утверждена прави­тельством 25 октября 2001 г. Вариативность обучения сохранялась. Государственная средняя общеобразовательная школа оставалась бесплатной. А для высших учебных заведений предлагалось раз­работать механизм оплаты обучения. В 1999 г. платных студен­тов (в госвузах и частных) было 46%, в 2000 — 51%, в 2001 г.—


уже 53%. Основные направления модернизации: введение в Рос­сии 12-летнего школьного образования, замена вступительных эк­заменов единым государственным тестированием, введение госу­дарственного стандарта образования и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), деление стипендий на социаль­ную (нуждающимся) и академическую (за высокие результаты), оптимизация сети сельских школ и др.

Больше всего в образовательном сообществе разногласий вызва­ли предложения о переходе на 12-годичную систему обучения и о введении единого экзамена. Идея двенадцатилетки с самого нача­ла наткнулась на серьезные препятствия. Во-первых, для введения 12-летнего обучения необходимо было изменить минимальный воз­раст призыва в армию. Во-вторых, в самом Министерстве образо­вания не было единства в вопросе, куда добавлять лишний год —в старшие классы или в начальную школу. Дополнительный год в на­чальной школе позволял снизить нагрузки младшим школьникам. В старших же классах за счет лишнего года можно было глубже изучить ряд предметов. В итоге многочисленных дискуссий вопрос о 12-летнем обучении в школе решено было отложить и вернуться к нему в 2008-2009 гг. после результатов эксперимента. Тем более, что требовалось время для разработки новых школьных программ и подготовки педагогических кадров.

Главная цель единых государственных экзаменов — уравнять возможности зачисления в ведущие вузы абитуриентов из разных регионов и слоев общества и обеспечить честную и гласную оценку качества преподавания в школах (к примеру, в Эстонии результаты единого экзамена публикуются в официальной прессе и служат для родителей ориентиром при выборе школы). Еще в конце 1999 г. при Министерстве образования РФ был создан Центр тестирования, ко­торый проводил платное тестирование школьников 9- и 11-х клас­сов. Такое тестирование позволяло проверить свои знания перед летними экзаменами. Если тест сдавался удачно, его при согласии педсовета могли зачесть как оценку за выпускной экзамен в школе.

До введения единого государственного экзамена решено было поставить эксперимент. Он длился три года, а начат был в 2001 г. в шести регионах страны и дал положительные результаты. Яркий тому пример —19 выпускников из Чувашии, которые не выезжая из республики, поступили в Высшую школу экономики. Раньше, как сказал президент Чувашии Н. В. Федоров, никто из них про­сто бы не решился поехать в Москву, чтобы поступать в ВШЭ.


В 2002 г. эксперимент по применению единого экзамена был про­должен уже в 15 регионах РФ, а в 2003 г. проводился уже в 47. На всей территории страны правительство планирует ввести единый государственный экзамен с лета 2005 г.

Яблоком раздора в образовательном сообществе стал государ­ственный образовательный стандарт. Почти 10 лет в России об­суждался вопрос, нужен ли он школе (инспектора все это время применяли временные стандарты, разработанные Министерством образования). Противники «стандартизации» настаивали на том, что стандарт убьет творчество. Доводы же сторонников стандар­та сводились к тому, что во всем мире действуют национальные стандарты в области государственного образования и что образо­вательные стандарты защитят от некачественного образования, от непрофессионала-учителя, от предвзятости в контроле знаний. При наличии государственного стандарта родители получат право об­жаловать в суде его нарушение (отсутствие в школе тех или иных предметов, нужных учебников в школьной библиотеке, низкая ква­лификация преподавателей и т.п.).

В ноябре 2002 г. законопроект «О государственном стандарте об­щего образования», разработанный учеными Российской академии образования Э. Д. Днепровым и В. Д. Шадриковым, прошел второе чтение в Государственной Думе, но дальше второго чтения этот законопроект не продвинулся.

У идеи государственных именных финансовых обязательств также были не только горячие поклонники, но и скептически на­строенные оппоненты. Введение ГИФО предполагало выделение конкретным гражданам средств от государства на получение выс­шего образования. При этом размеры ГИФО прямо зависели от результатов сданного единого государственного экзамена. Таким образом, полное общенациональное введение ГИФО могло состо­яться только после перехода на ЕГЭ. В январе 2002 г. вышло по­становление правительства «О проведении в 2002-2003 годах экс­перимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием госу­дарственных именных финансовых обязательств». А весной 2002 г. Министерство образования РФ и Высшая школа экономики нача­ли локальный эксперимент по использованию ГИФО в пяти вузах страны: трех в Чувашии и двух в республике Марий Эл.

Цель оптимизации сети сельских школ —не экономия на сель­ской школе, а достижение качества образования, сравнимого с го-


родским. В регионах России апробируются различные схемы оп­тимизации сети сельских школ, в частности, реализация программ «Интернат», «Интернет», «Школьный автобус» (ежедневный при­воз детей в более крупные школы, где должны быть созданы усло­вия для качественной организации учебного процесса). Это тем бо­лее необходимо в условиях демографического спада, когда число детей в российской школе в ближайшие годы сократится на 7 млн (более чем на треть!).

Российская система образования при всех ее бедах по многим параметрам по-прежнему остается одной из лучших в мире. Сохра­няются богатые педагогические традиции, есть уникальная научно-педагогическая система Российской академии образования. Все это дает основания и возможность модернизировать образовательную сферу без спешки, на основе выверенных многолетних эксперимен­тов. Тем более, что для новой структуры и содержания образования потребуются не только экспериментальная апробация вышеуказан­ных подходов, но и подготовка соответствующих учебников и педа­гогических кадров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Военная реформа | Чеченский кризис
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.