Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государствои культура

Переход России к рыночной экономике сопровождался разгосу­дарствлением сферы культуры и резким сокращением ее финанси­рования, что привело к переориентации определенных видов искус­ства, кино и литературы на кассовый успех и зарабатывание денег. Однако не все отрасли культуры могли выжить в условиях рынка без поддержки государства. Так, не могли быть прибыльными и существовать за счет продажи услуг непосредственным потребите­лям филармонии, архивы, музеи, библиотеки.

В 1990-е гг. последовательно были приняты две федеральных программы поддержки отечественной культуры: на 1993-1995 гг. и 1997-1999 гг. Но они во многом так и остались декларативными. Первая программа была профинансирована менее чем на треть.


На вторую программу было выделено лишь 45% запланирован­ного объема средств. Без внимания правительства остались прес­са, книгоиздание, телевидение, радиовещание, индустрия развле­чений—мощные каналы распространения культурных ценностей. Из-за недофинансирования на общем положении не отразились да­же положительные стороны программы: увеличение размеров госу­дарственных премий, присуждаемых деятелям культуры и искус­ства и молодым авторам; учреждение 100 ежегодных президент­ских грантов на общую сумму 5 млн р.; решение о передаче го­сударственным и муниципальным учреждениям культуры из фе­деральной собственности зданий и сооружений, арендуемых ими более 10 лет, финансирование отдельной строкой в федеральном бюджете 35 объектов культуры, признанных особо ценными.

В 2000 г. правительство приняло третью федеральную програм­му «Культура России (2001-2005 гг.)», в которой впервые речь шла о развитии, а не только о сохранении культуры. Программа преду­сматривала существенное увеличение финансирования, а также но­вую культурную стратегию. Министерству культуры отводилась роль коллективного организатора рынка. Для успешной реализа­ции новых задач министром культуры был назначен сторонник рыночных отношений М. Е. Швыдкой. В федеральной программе «Культура России» две трети бюджетных средств предусматрива­лись на содержание тех элитных федеральных учреждений {около 200), которые составляют основу российской культуры, определяют ее общенациональный уровень — Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский и Исторический музеи, Московская, Петербургская, Ростовская, Нижегородская консерватории, театральные школы, университеты культуры и искусств, федеральные театры — Боль­шой, Малый, Мариинский, театр в Ярославле и др.

Наука

В отличие от европейской, так называемой «университетской» науки, которая существует самостоятельно и независимо в основ­ном за счет совмещения научной деятельности с преподаватель­ской, российская наука родилась и выросла благодаря попечитель­ству государства, на его средства, и всецело зависела от него. С началом рыночных преобразований в экономике государственное финансирование науки резко сократилось, упал спрос на ее резуль­таты со стороны ВПК и других отраслей. Ощутимый урон понес-


ла фундаментальная наука: академическая, вузовская, отраслевая. Продолжилась «утечка мозгов». За границу уезжали самые энер­гичные и перспективные специалисты как раз того профиля, кото­рый наиболее важен для обеспечения военной, экономической, ин­формационной безопасности страны. Обострялась проблема «ста-рения» кадров. В 2000 г. средний возраст ученых в стране составил 48 лет, профессоров — 60 лет, между тем мировой опыт показывал, что самых больших успехов в науке добиваются исследователи в возрасте 27-40 лет.

Упадок науки сказывался на всех отраслях. Сократилось число освоенных производством образцов новой техники. В 2000 г. лишь 5% предприятий применяли новые достижения, в то время как в Европе этот показатель составляет 80-87%. Сырьевой сектор, со­храняющий стабильный уровень производства, в основном ориен­тировался на закупку импортной техники и технологий. А горнодо­бывающая и металлургическая отрасли, железнодорожный транс­порт и авиация продолжали использовать изношенную и морально устаревшую технику.

С падением престижа науки снижался уровень образованности и культуры общества. Спрос на результаты научных исследований стремительно уменьшался. В стране широко и беспрепятственно стали распространяться и пропагандироваться псевдонаука, ста­тьи и книги откровенно антинаучного содержания. Яркий при­мер—книги «реформаторов» исторической науки А.Т.Фоменко и Г. В. Носовского. Тревожная ситуация заставила многих заговорить о необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена «Концепция совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях радикальной экономической реформы», в 1992 г. — «Основные положения концепции развития науки и тех­ники Российской Федерации», в 1996 г.— «Доктрина развития рос­сийской науки», в 1998 г. — «Концепция реформирования россий­ской науки на период 1998-2000 гг.».

В инновационно-промышленном комплексе (ИПК), расположен­ном в Зеленограде, был опробован и реализован новый для России принцип взаимодействия научных, образовательных, инновацион­ных и промышленных предприятий, позволяющий обеспечить еди­ную цепочку от идеи до промышленного товара, имеющего спрос. Однако зеленоградский ИПК, как и российский лидер по производ­ству микроэлектронной продукции ОАО «Ангстрем», пока редкое положительное исключение среди наукоградов.


В рамках государственной научно-технической политики боль­ше внимания стало уделяться продаже лицензий на результаты творческой деятельности изобретателей и патентованию продук­тов их деятельности за рубежом. Коммерческое применение рос­сийских научно-технических достижений позволило получать ва­люту, не расходуя собственные природные ресурсы. Стали практи­коваться ведомственные конкурсы, тендеры. Деньги в науку начали вкладывать приватизированные предприятия, отдельные бизнесме­ны—выходцы из научной среды, которые использовали накоплен­ные средства на реализацию своих разработок. Некоторые финан­сово-промышленные группы выделяли гранты студентам, дополни­тельные денежные средства преподавателям, оснащали кафедры.

Серьезную финансовую поддержку российской науке стали ока­зывать зарубежные фонды и международные программы. Перво­проходцем явился Международный научный фонд, созданный аме­риканским финансистом Дж. Соросом. В 1992 г. в Москве были открыты представительства фонда Мак-Артуров, программы Фул-брайт. В 1996-1997 гг, зарубежные фонды перешли от программ, связанных с поддержкой собственно исследований, к программам развития научной инфраструктуры — телекоммуникационных про­ектов, поддержки журналов и библиотек, к конкурсам на разработ­ку учебников. В финансировании самих исследований усилилась селективная поддержка отдельных направлений, категорий науч­ных работников и преподавателей. Затянувшийся благотворитель­ный процесс поставил российских ученых в унизительное положе­ние «вечных нищих». На Западе появились резкие критические ста­тьи, и рассчитывать на бесконечное финансирование со стороны зарубежных фондов становилось аморальным. В последующие го­ды сотрудничество по проектам зарубежных фондов стало более равноправным, поскольку российская сторона стала участвовать в финансировании совместных исследований.

Появились различные формы поддержки научной молодежи: гранты президента РФ, финансирование молодых ученых в рамках поддержки ведущих мировых школ, отсрочка от призыва в армию, работа со школьниками и студентами в рамках проектов «Шаг в бу­дущее», ежегодный конкурс на лучшую научную работу студентов, работа с молодежью в рамках федеральной программы «Интегра­ция науки и высшего образования России на 2001-2005 гг.». Россий­ские организации стали работать по прямым договорам и контрак­там, участвовать в международных программах. Из-за возрастаю-


щей популярности сетевых технологий в России стал расти спрос на ИТ-специалистов (программистов, инженеров, консультантов, ме­неджеров).

Пример перспективной для России формы участия в исследо­ваниях и разработках мирового уровня, которая к тому же поз­воляет избежать очередной мощной волны эмиграции самых та­лантливых и одаренных россиян,—офшорное (контрактное) про­граммирование, или выполнение заказов по разработке программ­ного обеспечения для зарубежных компаний программистами по месту их проживания. Первые заказы с Запада на разработку про­граммных продуктов появились уже в 1992-1993 гг. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирском Академгородке, Самаре, Каза­ни и Нижнем Новгороде стали возникать фирмы, ориентированные преимущественно на Запад —американский, японский, немецкий или швейцарский рынок. Среди популярных отечественных про­граммных продуктов: бухгалтерские системы 1С, редактор Lexicon, игры Lines и Tetris, программа распознавания текста FineReader, антивирусный пакет AVP Касперского, архиватор RAR Евгения Рошаля, файловые менеджеры DOS Navigator С. Тануркова и FAR того же Е. Рошаля, отечественные электронные словари «Мульти-Лекс» и Promt, пакет для организации дистанционного обучения «eLearning» петербургской компании «ГиперМетод» и др.

Несмотря на трудности развития фундаментальных наук, рос­сийские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в ми­ре. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 г. Нобелевская премия была вру­чена физику Ж. И. Алферову. В 2002 г. российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Эта премия, прирав­ниваемая к Нобелевской, вручается каждые четыре года в рамках Международного конгресса математиков. В том же году россий­ский физик В. Е. Фортов за выдающиеся исследования в области физики и химии плазмы был награжден одной из самых престиж­ных научных наград — премией имени Макса Планка. Два россий­ских ученых-физика — А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург — стали ла­уреатами Нобелевской премии в 2003 г.

Литература

Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявилось в литературе. С проникновением рыночных отношений


в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов заполни­ла художественно-развлекательная литература самого разного ка­чества: детективы, фантастика, так называемые женские романы.

Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В.Н.Доценко («Бешеный»), Ф.Е.Незнанский («Марш Турецко­го»), А.Б.Маринина (серия романов о следователе Анастасии Ка­менской), «примадонна иронического детектива» Д.А.Донцова. С конца 1990-х гг. большим спросом стало пользоваться творче­ство мастера интеллектуального детектива Б. Акунина {«Алтын-толобас»). На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е го­ды, пришла фантастика в стиле «фэнтези», родоначальником кото­рой в мировой литературе принято считать английского писателя Дж. Толкиена. Русское «фэнтези» представлено произведениями М.В.Семеновой («Волкодав»), Н.Д.Перумова («Алмазный меч, деревянный меч») и др. Значительное явление в литературе пред­ставляет собой постмодернизм (В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Амон Ра» и др.). Национал-патриотическое тече­ние в литературе обозначило себя произведениями А. А. Прохано­ва («Господин Гексаген»), Э.В.Лимонова («Книга воды», «Убий­ство часового») и др. Скандальную известность приобрел писатель В. Сорокин своим последним нашумевшим романом «Голубое са­ло». «Военной тематикой» в литературе считается не только тема­тика Великой Отечественной войны, но и войн в Афганистане и Чечне, произведения, им посвященные, вызвали у российского чи­тателя больший интерес.

Диверсификация читательского спроса и изменение художе­ственных вкусов выразились, в частности в том, что в «возвра­щенной» литературе (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей из-за цензурных препон) современного читателя боль­ше интересовали уже не гражданственно-публицистические рома­ны об эпохе сталинизма, как это было в годы перестройки, а постмодернистские по духу произведения: «Москва — Петушки» В.В.Ерофеева (1969), «Пушкинский дом» А.Г.Битова (1971). Ши­роко печатавшаяся с конца 80-х годов проза А. И. Солженицына уже не находила массового читателя.

Резко упали тиражи литературных журналов. Существенно из­менилась роль литературной критики. Критика старой школы, близкая к литературоведению и ориентированная на глубокий ана­лиз текста, совмещенный с оценкой его социальной и политической значимости, отодвинулась на второй план, уступив место утили-


тарной функциональной критике, помогающей читателю сделать выбор: что модно, а что нет. На первое место вышли газетные и журнальные рецензии, не претендующие на тонкое проникновение в сущность произведения. Критика, таким образом, превратилась в один из инструментов маркетинга, способ продвижения книги на рынке. Новое явление представляла собой интернетовская критика («Русский Журнал»), появившаяся в конце 90-х годов.

Рост инфляции, падение жизненного уровня людей, особенно работников гуманитарной сферы, засилье «массовой» культуры не могли не сказаться на издательском деле и прежде всего на вы­пуске серьезной литературы: политической, философской, эконо­мической, исторической и т. п. Лишь отдельные издательства, та­кие, как «Республика», «Владимир Даль», «Алетейя», издательства Санкт-Петербургского и Томского госуниверситетов, «РОССПЭН», «Евразия» и др., в трудных рыночных условиях продолжали спе­циализироваться на выпуске интеллектуальной литературы.

Архитектура

Современная российская архитектура переживает время пере­лома. Определить какое-то конкретное направление, стиль, доми­нирующие в современной архитектуре России, сегодня невозмож­но. Отрабатываются отдельные приемы, идут поиски стиля. Это напоминает период эклектики середины XIX — начала XX в., когда ослабел диктат классики. В советские времена над архитектора­ми довлел диктат типового планирования. Теперь, когда его нет, I появилась возможность искать, фантазировать, творить.

Возникли первые архитектурные школы —то, чего в России не наблюдалось достаточно долго. И первой такой школой стала яр­кая и самобытная нижегородская школа А. Харитонова, снискав­шая славу своему городу — Нижний Новгород признан лидером со- I временного градостроительства России. Для России это было что- I то феноменальное, когда в провинции возникла архитектура евро­пейского уровня.

Ретроотдушиной для архитекторов служит Всероссийский фе­стиваль «Зодчество», его ежегодное проведение (с начала 90-х го- I дов) превратилось в традицию. Позднее начал проводиться пре­стижный московский фестиваль «Золотое Сечение». Эти фестива­ли позволяют поднять общий уровень архитектурного творчества, будят в обществе интерес к архитектуре.


Вместо крупных проектных институтов появились персональ­ные творческие мастерские, берущие на себя ответственность за создание полноценных произведений современного зодчества. Го­сударственный заказ, который ранее определял архитектурные и строительные работы, практически потерял свое значение. Появи­лись частные инвесторы. Архитектор получил право заключать до­говор непосредственно с заказчиком. Экономическая и администра­тивная самостоятельность творческих союзов архитекторов позво­лила отойти от типовых застроек, проектировать и строить по-раз­ному.

Изменился и тип проектируемых и возводимых зданий. В совет­ские времена архитекторы проектировали в основном обществен­ные здания, школы, детские сады, клубы и т. д. и никогда, напри­мер, религиозные сооружения. Теперь появилась масса заказов на проекты храмов, банков, частных и государственных офисов. Диа­пазон поисков выразительных средств в области архитектуры се­годня большой: от строгого современного стиля— «западного», до различных вариаций форм, связанных с традициями русской архи­тектуры. Большой интерес проявляют зодчие к модерну. В Москве с середины 90-х годов развивается постмодернизм — так называе­мый парадный «лужковский стиль». Сложилась также концепция следования историческим и местным религиозным традициям. С их учетом в Элисте был возведен Хурульный комплекс, в Москве заново построен храм Христа Спасителя.

Для современной России характерен и быстрый прогресс в об­ласти частного строительства. На смену однообразным кирпичным коробкам образца 80-90 годов приходят коттеджи, виллы, особня­ки, выполненные в разных архитектурных стилях. Современные технологии с использованием навесных отделочных элементов фа­сада позволяют, опираясь на исторические традиции, строить и особняки в стиле русского классицизма, и виллы в стиле барокко.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия и страны Латинской Америки | Живопись. Скульптура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.