Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды затрат на качество

Управление затратами на качество

 

Менеджмент качества – область менеджмента, встроенная в общую систему управления, предназначенная для формирования политики в области качества и достижения поставленных целей.

В рамках Системы менеджмента качества (СМК), качество воспринимается как способность совокупности характеристик объекта удовлетворять поставленным требованиям. Качество итоговой продукции определяется качеством процессов. Таким образом, менеджмент качества нацелен на обеспечение качества продукции через качество процессов.

Менеджмент качества основывается на процессном подходе и включает в себя два ключевых направления деятельности:

1) описание процессов;

2) менеджмент процессов (контроль, актуализация, совершенствование).

Менеджмент качества является высоко стандартизированной областью управленческой деятельности; существует ряд стандартов, описывающих требования к СМК, способной в итоге удовлетворять качество продукции через качество процессов. Наиболее популярными являются Стандарты семейства ISO – стандарты обеспечения качества.

Для разработки и внедрения на предприятии системы учета и анализа затрат на качество прежде всего необходимо решить следующие задачи:

- разработать и утвердить классификацию затрат на качество продукции;

- идентифицировать виды ключевых работ и структурные подразделения предприятия, осуществляющие эти работы;

- определить составляющие структуры затрат на качество и методы их расчета;

- разработать формы и порядок сбора первичной учетной документации;

- закрепить процедуры учета и анализа затрат на качество в стандартах предприятия.

Тщательная разработка модели затрат критична для успеха метода и является первостепенной задачей. Чтобы этого достичь, модель должна оставаться стабильной, что позволит проводить сравнение с предыдущими периодами и наблюдать за тенденциями в затратах. С самого начала использования модель должна регулярно анализироваться для подтверждения ее эффективности.

Учет и анализ затрат на качество – это внутренняя деятельность предприятия, поэтому важно, чтобы внутри него было достигнуто взаимопонимание и согласие по спорным вопросам. Система учета и анализа затрат на качество, которая не согласована с существующими внутри предприятия особенностями, имеет слишком мало шансов на успех.

 

 

Согласно британскому стандарту BS 6143:1992 «затраты на процесс (process cost) – полные затраты на соответствие и затраты вследствие несоответствия для конкретного процесса». Затраты на процесс можно классифицировать по целевому назначению и по виду.

Впервые необходимость определения затрат на качество была обоснована в 60-х годах прошлого века известными американскими учеными в области качества – Дж. Джураном и А. Фейгенбаумом. Они предложили PAF-модель (prevention – appraisal – failure), или, как ее называют в российском варианте, ПОД-модель (предупреждение – оценка – дефекты) затрат на качество, в основе которой лежат следующие группы затрат (классификация затрат на процесс по целевому назначению):

- затраты на предупреждение (профилактику) (prevention costs) возможности возникновения дефектов, то есть затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь;

- затраты на оценку (appraisal costs), то есть затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

- потери от брака (несоответствий) (failure costs), которые обычно делят на внутренние затраты на дефект, то есть затраты, понесенные внутри предприятия, когда оговоренный уровень качества не достигнут, до того как продукт был продан;

- внешние затраты на дефект, то есть затраты, понесенные вне предприятия, когда оговоренный уровень качества не достигнут, после того, как продукт был продан.

Классификация затрат на процесс по виду получила широкое признание только с выходом международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Согласно ей все затраты делятся на две группы:

- затраты на соответствие (cost of conformance) – затраты, необходимые для исполнения всех установленных и предполагаемых потребностей заказчиков (потребителей) при отсутствии недостатков (отказов) в существующем процессе;

- затраты вследствие несоответствия (cost of nonconformance) – затраты, понесенные организацией вследствие недостатков в существующем процессе.

В настоящее время на подавляющем большинстве отечественных предприятий сложилась ситуация, характерная для промышленности Западной Европы и США 60 – 70-х годов прошлого века, когда в общих затратах на качество значительную часть составляют потери от брака, а доля затрат на предупреждение и оценку незначительна. Примерное их соотношение выглядит следующим образом: затраты на предупреждение – 5 %, затраты на оценку качества – 25 %, потери от брака (внутренние и внешние) – 70 %.

Лишь на отдельно взятых российских предприятиях, где организован строгий учет и анализ затрат на качество, достигнуто их приемлемое процентное отношение: затраты на предупреждение – 23 %, затраты на оценку качества – 45%, потери от брака (внутренние и внешние) – 32 %.

На практике нелегко получить даже приблизительную оценку затрат на качество, поскольку приходится учитывать много других переменных. Тем не менее, эта задача является одной из самых важных для руководства. На многих предприятиях такие расчеты не производятся, хотя могут служить источником значительной экономии. В каком-то смысле задача оптимизации затрат на качество эквивалентна задаче максимизации прибыли.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение процессного подхода в управлении затратами | Литературный язык – это письменно закрепленная форма существования языка, которая характеризуется обработанностью и наличием строгих норм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.