Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды культуры по сферам

Классификация основных форм культуры

 

Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Подчеркивая единство, целостность и многогранность культуры, в культурологии существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям.

Во-первых, традиция, идущая еще от археологов, выделяет две части культуры - культуру материальную и духовную. Это две больших группы объектов культуры, в которых основной является либо их материально-предметная, вещная форма и утилитарная функция (материальная культура) – либо их символически насыщенное духовное содержание (духовная культура). В конечном счете любой объект культуры имеет символическое содержание, внесенное человеком, и материальную форму закрепления. Книга, картина, музыка тоже являются материальными объектами, но в них преобладает их символическая функция: они воплощают, сохраняют и передают от поколения к поколению опыт интеллектуального и нравственного развития, эстетическую ценность и религиозную веру. В то же время, дом, одежда, оружие и т.д. тоже символически насыщенные объекты культуры, хотя в них преобладает их утилитарная функция. Поэтому деление культуры на материальную и духовную не является абсолютным, и мало что дает в культурологическом исследовании культуры. Даже употребление терминов «материальная культура» и «духовная культура» зависит от того, к какому направлению или школе в культурологии относится тот или другой исследователь. Например, П.Сорокин выделял материальную и идеационную (религиозную) культуру; А.Я.Флиер выделяет социально- детерминированную и интеллектуально-детерминированную культуру; и т.д. То есть многие культурологи ориентированы на другую терминологию и другие основания дифференциации культуры.

Большое внимание сегодня уделяется выделению и исследованию следующих структурных элементов культуры:

1. Культура массовая и элитарная – своеобразные и противостоящие друг другу феномены социальной дифференциации современной культуры.

Массовая культура – это культура, которая создается профессионально и тиражируется с помощью современных технических средств для ежедневного потребления большими массами людей. Как правило, носит коммерческий характер и рассчитана на «усредненного» человека с его вкусами, потребностями, интеллектуальными способностями и т.д. Она доступна каждому человеку, независимо от его материального положения, образования, местожительства и т.д. В этой вседоступности ее главное достоинство.

Хотя функциональные и формальные аналоги массовой культуры (культура для всех) встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура связана с формированием индустриального общества, когда появляются необходимые технические средства, с одной стороны, и необходимость готовить население к жизни в техносреде, с другой стороны. Урбанизация, трансформация сословных обществ в национальные, законы о всеобщей грамотности населения, деградация многих форм традиционной культуры аграрного типа, высвобождение относительно большого количества свободного времени и соответственно формирование потребности в досуге у широких слоев населения – все это подготавливало появление массовой культуры в полном смысле слова. Особое место в жизни современного общества массовая культура заняла в результате перехода к информационному процессу технологического развития во второй половине ХХ века.

Массовая культура явление противоречивое и оценивается неоднозначно. К позитивным качествам массовой культуры относят:

- простая и доступная для всех форма, не требующая больших интеллектуальных усилий;

- доступный для всех способ адаптации к современному обществу, его проблемам и возможностям, его знаниям и формам общения; с помощью современных информационных систем человек получает достаточно полное представление о своем обществе и мире, в котором живет;

- массовая культура ориентирована на многообразие людей, их потребностей, состояний и т.д., а потому очень разнообразна; здесь каждый человек найдет для себя что-то интересное и нужное именно ему и сейчас;

- массовая культура не только проста по форме, но занимательна; ее одна из важнейших функций – развлечение, и опыт у нее в этом деле огромный;

- массовая культура способна выполнять психологически важную функцию – компенсаторную функцию, давая возможность человеку отвлекаться от проблем собственной жизни, ее несправедливости (отсутствие денег, успеха, признания) и, сопереживая герою художественного произведения, отождествить себя с благополучным героем. Не случайно Голливуд называют «фабрикой грез», которые так важны для «маленького человека». Особенно это важно бывает в неблагополучные периоды в жизни общества;

- не будучи жестко привязана к национальным формам культуры, массовая культура носит универсальный характер и способствует сближению народов, их взаимопониманию.

Отдавая должное положительным качествам массовой культуры, ее активно критикуют, оценивая как средство отчуждения и угнетения человеческой личности. При этом к негативным сторонам массовой культуры относят:

- ориентируясь на вседоступность своей продукции массовая культура разработала стандарты, которые удовлетворяют, прежде всего, примитивным и низменным вкусам массы, не побуждая человека к интеллектуальному и духовному росту;

- учитывая реальные интересы и потребности людей, массовая культура одновременно формирует стандартные вкусы, стереотипы мышления и поведения, которые выгодны тем, кто платит; стимулирует массовый потребительский спрос на престижный «продукт» массового производства; массовая культура является одной из самых прибыльных отраслей экономики;

- владея прекрасно разработанным механизмом формирования стандартов и стереотипов массового сознания, производители массовой культуры не заинтересованы много тратить, сокращая ее рентабельность; поэтому продукция массовой культуры очень часто является образцом низкого художественного качества и просто халтуры, что негативно влияет на формирование эстетических вкусов массы (это не исключает возможности появления и высокохудожественных произведений, но это значительно реже);

- важную роль играет массовая культура и в формировании политико-идеологической ориентации масс, манипулируя в интересах правящей элиты и обеспечивая распространение массовой социальной мифологии.

Вероятно можно назвать еще негативные и позитивные качества массовой культуры, но и названные характеристики дают представления о неоднозначности этого явления. От массовой культуры сегодня не уйти. Она проникает во все сферы жизни общества: средства информации, образование, искусство, культура досуга и т.д. Но человек, стремящийся к саморазвитию, не должен замыкаться только в рамках массовой культуры, приучая себя к самостоятельной интеллектуальной и духовной работе; не позволять себе привыкать к облегченным формам культуры: «душа обязана трудиться!».

В оппозиции к массовой культуре находится культура элитарная, которая создается и потребляется привилегированной частью общества (элитой). Элита представлена, во-первых, частью общества, наиболее способной к индивидуальному духовному творчеству в искусстве, в науке и т.д., а во-вторых, группой политических лидеров, крупных бизнесменов и т.д., которые в силу своего положения в обществе, могут позволить себе культурные продукты самого высшего качества: образование, художественные произведения, участие в освоении новых и разнообразных форм культуры и т.д. В противостоянии массовой и элитарной культуры именно последняя связана с процессом развития культуры, созданием новых форм культуры и определением новых путей в развитии культуры.

Надо заметить, что только принадлежность к слою богатых людей или к среде политиков еще не делает человека автоматически представителем элиты и элитарной культуры. Богатство и власть люди часто используют исключительно в целях максимального потребления вещей и услуг вполне в духе массовой потребительской культуры, не отягащая себя фундаментальным образованием, постоянным самообразованием, серьезной работой мысли и творчеством. Поэтому, вероятно, следует выделять творческую элиту и экзацэлиту, место которых в культуре весьма различно.

2. Субкультуры и контркультур – наиболее крупные составные части целостной локальной культуры, которые связаны со спецификой условий жизни и интересов отдельных социальных групп. Интерес к этим культурным феноменам сегодня очень велик, хотя исследование их только начинается.

Субкультура (от лат. «sub» - «под») - это культура социальной группы внутри (подчиненное положение) доминирующей в обществе культуры, которая отличается некоторыми специфическими ценностными ориентациями, образцами поведения, особенностями речи, формами проведения досуга и т.д., что выделяет ее из ряда других субкультур и указывает на специфику по отношению к доминирующей культуре.

Основной признак того, что мы имеем дело именно с субкультурой, а не с полностью независимой культурой, заключается в том, что всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и т.д.), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка доминирующей культуре, отличаясь лишь некоторыми чертами.

Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно, включает в себя помимо основного этнического и социального ядра и определенные вкрапления – группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными и иными признаками. Специфика этих признаков может быть порождена относительно изолированным проживанием данной группы (например, русские камчадалы), особым вероисповеданием (старообрядцы в России), особыми сословно-профессиональными функциями (казаки) и т.д. Существует множество субкультур, связанных с возрастной и профессиональной спецификой. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров, субкультура художественной интеллигенции, субкультура врачей, юристов и т.д.

Уровень специфичности субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален, так же, как и тенденция их сближения или еще большего размежевания с доминирующей культурой. Так, три века назад Франция состояла из двух десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была лишь субкультура города Парижа и его окрестностей. Сегодня от этого местного многообразия почти не осталось и следа, все слилось в единую национальную французскую культуру.

В ХХ веке особый интерес вызывают молодежные субкультуры. Отчасти это связано с кризисом культуры, который привел к усилению процессов дифференциации общества и размыванию традиционных ценностных ориентаций. Молодежь - наиболее активная часть населения, проявившая свое стремление к самоопределению. Кроме того, молодежь и наиболее чутко воспринимает все новое – и хорошее и плохое. Как результат в ХХ веке возникли неформальные группы молодежи, которые создавали свои специфические субкультуры: хиппи, битники рокеры, готы и множество других. Часто они связаны с различными увлечениями в сфере досуга, и это показательно: свободного времени у молодежи становится больше и значимость самоопределения именно в этой области возрастает. Среди молодежных субкультур самые известные связаны с определенными жанрами музыка, и имидж неформалов во многом формируется в подражании сценическому имиджу популярных в данной группе исполнителей.

Это не значит, что у молодежных субкультур нет своей идеологии. Уже возникновение субкультуры хиппи было связано не только с увлечение рок-музыкой, но и пропагандой пацифизма. С усилением собственной оппозиционной идеологии субкультуры перерастают в контркультуру. Контркультура – разновидность субкультуры, когда она становится открыто оппозиционной к доминирующей культуре, отрицает ее ценности, моральные нормы и идеалы.

Контркультурой может быть не только молодежная субкультура. Так, когда-то складывалось христианство как контркультура по отношению к античной культуре. Христианство отрицало всю систему ценностей античности: вместо политеизма – монотеизм, вместо разума – вера, вместо гармонии тела и духа безоговорочный приоритет духа и т.д. Это было причиной массового гонения христиан в Древнем Риме. Но постепенно новая система ценностей христианства начинает распространяться на территории Римской империи, переживавшей глубокий духовный кризис, и в IV веке н.э. христианство становится государственной религией Рима, а позже духовной основой доминирующей культуры в Западной Европе.

Не у многих контркультур такая победоносная судьба. Большинство из них либо теряет свою критическую остроту, переходя в ранг субкультуры, либо вообще прекращает свое существование.

3. Маргинальные субкультуры – еще один структурный элемент, который сейчас привлекает внимание исследователей. Маргинальная культура (от лат. «marginalis» - находящийся на краю, на границе) – это совокупность культурных ценностей, в которых сочетаются элементы разнородных образов жизни. Образуются маргинальные культуры в результате процессов в обществе (миграция, модернизация общественных систем, социальная мобильность и т.д.), когда люди, будучи носителями определенных культурных традиций, вынуждены усваивать чуждые им культурные ценности и социальные роли. Противоречивость положения маргинальных слоев сопровождается размытостью ценностных ориентаций, неуверенностью в представлениях и оценках поведении, что часто ведет к девиантным формам поведения, вплоть до криминальных. И это касается не только деклассированных лиц или бомжей. Так, появление в Европе «новых русских» сопровождалось скандалами, так как они просто не знали культурных форм поведения, принятых в Европе. Казалось, что большие деньги дают право на любое поведение: мы платим! Оказалось, что это не так. Владельцы горнолыжных курортов, куда стали ездить «новые русские», понесли огромный ущерб, так как традиционные европейские туристы туда ездить перестали, шокированные поведением маргиналов.

Мы назвали далеко не все возможные структурные элементы культуры, выделив те из них, которые сегодня привлекают внимание исследователей как наиболее актуальные. Но напоминаем, что существуют и другие подходы к их выделению. Например, деление культуры по признаку носителя культуры (мировая, национальная, этническая и т.д.), по основным сферам жизнедеятельности человека и др.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура культуры | Жизнедеятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.