Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура адаптации к физическим нагрузкам

Для того, что бы понять механизмы, приводящие к структурным изменениям в организме под влиянием занятий физическими упражнениями, целесообразно начать с определения понятия адаптация.

Согласно определению в Большой медицинской энциклопедии «морфофизиологическое приспособление животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде». Данное понятие относится ко всей адаптации, как структуре приспособления. Для физического воспитания наиболее важным является физиологическая адаптация, как механизм приспособления к внутренним факторам изменений в организме. Из этого следует, что адаптация понимается «как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению постоянства его внутренней среды – гомеостаза» (БСЭ, 3-е изд., т.1, с. 624).

Не случайно в данном определении существует понятие «гомеостаз». Это главный механизм саморегуляции. Но рассматривать его необходимо не как жесткую систему, а как систему, меняющую свои параметры в определенных границах. Структуру этих изменений мы попытаемся раскрыть.

Структурно адаптацию возможно представить в виде трех потоков движения: 1) потока вещества – ассимиляция и диссимиляция; 2) потока энергии – накопление энергии и противодействие ее расходу; 3) потока информации – совершенствование способов связи с внешней средой.

Процессы приспособления условно подразделяются на пассивные и активные формы адаптации. Пассивная форма существует тогда, когда приспособление идет естественным путем под влиянием незначительных изменений внешней среда, или факторов обуславливающих какие-либо изменения. Активная форма подразумевает целенаправленное формирование механизмов адаптации под воздействием управляемых изменений внешних условий. Физическое воспитание, как педагогический процесс целенаправленно формирующий организм, относится к активной форме адаптации. Главным средством вызывающим изменение параметров среды являются физические упражнения.

При этом необходимо понимать, что не всякое воздействие запускает механизмы адаптации, а только то, которое обладает определенной силой, временем действия и скоростью нарастания. При совокупности всех параметров адаптация проходит через несколько фаз (периодов). Первая фаза – возбуждение, нарушение функций. Вторая фаза – неустойчивого, неполного приспособления, поиск устойчивых состояний. Третья фаза – относительно устойчивого приспособления.

Относительно силы и длительности воздействия факторов, вызывающих структурные перестройки, различают кратковременную и долговременную адаптацию. Кратковременная адаптация обеспечивается за счет механизмов приспособления ранее сформированных в процессе жизнедеятельности. Она не может быть совершенной, но при определенных условиях играет важную роль, например, выполнение несложной координационной работы относительно продолжительное время. Чем шире диапазон ранее сформированных механизмов обеспечивающих аналогичный режим работы, тем эффективнее она будет выполнена. Для осуществления долговременной адаптации, как правило, готовые механизмы отсутствуют. Для этого необходимо постепенное и длительное воздействие, где особое место занимает принцип систематичности.

Возвращаясь к физическому воспитанию следует отметить, что функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения, стимулируют последующие процессы восстановления, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств. Отмечая поразительную способность организма не только не изнашиваться под влиянием деятельности, но и развиваться благодаря ей, А.А. Ухтомский писал: «… живое вещество характеризуется могучей способностью ассимиляции, которая постоянно восполняет текущие траты. Эта способность компенсационной ассимиляции так могуча, что сплошь и рядом ведет к тому, что именно работающий орган накопляет вещество и рабочие потенциалы в особенности … выше того уровня, на котором они были до работы».

Раскрывая механизмы такой компенсации, можно понять, что организм не просто приспосабливается к условиям деятельности, но и безгранично расширяет границы своих возможностей.

Эффект любого отдельного упражнения непостоянен. Он изменяется прежде всего в зависимости от продолжительности времени восстановления, следующего после выполнения упражнения, и количества его повторения. В связи с этим различают ближайший и следовой эффекты упражнения. Ближайший это не что иное как кратковременная адаптация, а следовой – долговременная. Для большей ясности целесообразно пользоваться данными понятиями.

Ближайший эффект характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно во время упражнения, и тем измененным функциональным состоянием организма, которое возникает к концу упражнения в результате его выполнения.

Следовой эффект – это своего рода отражение воздействия упражнения, остающегося после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики обусловленных им восстановительных процессов. С одной стороны, следовой эффект является как бы следствием упражнения (поскольку возникает и сохраняется в результате выполнения упражнения), с другой – представляет собой ответное реагирование систем организма на воздействие данного упражнения.

В целом эффект упражнения в значительной степени зависит от продолжительности и интенсивности воздействия.

Схематично и в определенной мере условно эффект от воздействия физического упражнения можно представить в следующей форме (рис.4)

 

 

Ближайший эффект Следовой эффект

Физическая нагрузка Фаза суперкомпенсации

 

Отсутствие нагрузки

 

 
 


Утомление Восстановление

 
 


Рис4. Схема происходящих в организме изменений в результате выполнения упражнения значительной продолжительности и интенсивности.

 

По окончании упражнения, с началом следующего за ним отдыха начинается относительная нормализация функционального состояния организма, к исходному. Ряд показателей возвращается к дорабочему уровню. Если эта фаза не прерывается повторением того же упражнения или выполнения иного, развертываются восстановительные процессы, приводящие к возвращению оперативной работоспособности к исходному состоянию. Наряду с этим следовой эффект упражнения выражается в сохраняющихся конструктивных связях, которые были образованы или упрочены в процессе упражнения как основа двигательного навыка и умения.

Следующая фаза в динамике рассматриваемых процессов называется «суперкомпенсаторной». Имеется в виду, что при определенных условиях она характеризуется явлением «суперкомпенсации» или «сверхвоссановления». Как уже отмечалось, одно из свойств живых систем состоит в том, что они способны восстанавливать свои исчерпанные в процессе физической деятельности рабочие ресурсы не просто до исходного уровня, а как бы с избытком, обретая дополнительные функциональные возможности и не изнашиваясь от работы, как механические системы, а в конечном счете усиливаться и совершенствоваться (рис.5).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возбуждение и торможение. Основные закономерности формирования двигательных умений и навыков | Исходный уровень
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.