Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие европейского вектора внешней политики белорусского государства

 

Отношения Беларуси с Европейским союзом развивались позитивно до конца 1996 г. В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 г. Беларусь достигла договоренности о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе. До вступления его в силу стороны планировали руководствоваться Временным соглашением о торговле, подписанным 26 марта 1996 г. 15 сентября 1997 г. Совет Европейского союза счел возможным принять Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью, на основании которых приостановил процедуру ратификации СПС и вступление в силу Временного соглашения о торговле. Тем самым отношения Беларуси и ЕС были заморожены на неопределенный срок.

В 2004 г. Евросоюз принял Европейскую политику соседства, ориентированную на улучшение условий взаимодействия с соседними странами. Как указывал в том же 2004 г. Президент Беларуси, «мы с позитивным интересом восприняли разработанную Евросоюзом концепцию «нового соседства». Это связано с тем, что «она напрямую созвучна поставленной нами еще несколько лет назад цели создания вокруг Беларуси «пояса добрососедства и безопасности». Президент отметил: «Нашим интересам отвечает и провозглашаемая Евросоюзом цель формирования «кольца друзей» и зоны стабильности и процветания вдоль всего периметра его границ»[42]. В то же время Беларуси для более полного участия в данной программе были предъявлены в 2006 г. дополнительные 12 условий.

Предъявленные Беларуси условия для активизации Европейской политики соседства, по меньшей мере, были необъективны. Беларусь выглядит очень привлекательно по основным показателям своей экономики и политической системы по сравнению со многими другими соседями ЕС. Так, Беларусь в 2007 г. заняла 64-е место в списке ООН из 177 стран по индексу развития человеческого потенциала и впервые была отнесена к группе стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала, опередив Россию, занявшую 67-е место. Другие страны СНГ оказались на еще более низких позициях: Казахстан занял 73-е место, стремящаяся в ЕС Украина – 76-е, Армения – 83-е, Грузия – 96-е, Азербайджан – 98-е, Туркменистан – 109-е, Молдова – 111-е, Узбекистан – 113-е, Кыргызстан – 116-е и Таджикистан – 122-е места.

В коммюнике Еврокомиссии «Об усилении Европейской политики соседства» указывается: «Тем не менее, бедность и безработица, неоднородная экономическая эффективность, коррупция и слабое правительство (выделено мной – С.К.) остаются главными вызовами. Граждане соседних стран, особенно молодежь, часто предвидят мрачные перспективы»[43]. Постоянный уверенный рост экономики, политическая стабильность, успешная борьба с коррупцией, безработица на уровне около 1%, отсутствие межнациональных конфликтов представляют собой предмет гордости простых граждан Беларуси и являются предметом зависти многих граждан из соседних государств, которые знают настоящую цену миру и процветанию. В интересах Евросоюза способствовать тому, чтобы эти параметры и далее оставались поводом для гордости за свою страну белорусских граждан.

Но в то же время Евросоюз должен понимать, что все эти показатели не возникли сами по себе. Они стали плодом тяжелейших усилий белорусского правительства и всего белорусского народа. Как показал опыт многих республик бывшего СССР, повальная приватизация и открытость экономики в условиях сложнейшего перехода к рыночной экономике от командно-административной системы, существовавшей в Советском Союзе, приводят к уничтожению промышленного потенциала, падению ВНП и обнищанию граждан. Сильное белорусское государство, сформировавшееся в 1994–1996 гг., способствовало тому, чтобы приватизация осуществлялась медленно и планомерно, государство не бросило на произвол судьбы своих граждан и не уничтожило промышленный потенциал, создававшийся на протяжении десятилетий. Белорусская экономическая модель признана одной из наиболее успешных для постепенного гармоничного перехода к рынку. Но надо понимать, что такого успеха не было бы при отсутствии сильного государства и жесткого отношения к тем гражданам, которые были способны ввергнуть страну в пучину гражданской войны по образу Таджикистана, раскола по образцу Грузии и Молдавии, этнических конфликтов по образцу Армении, России и Азербайджана. Поэтому крайне неубедительно выглядят требования Евросоюза о необходимости «соблюдать права граждан Беларуси, принадлежащих к национальным меньшинствам». Они могут быть на полном основании предъявлены ко многим странам, в отношении которых Евросоюз запустил программы Европейской политики соседства, но не к Беларуси. Необходимо понимать особенность формирования белорусской нации, которое из-за сложных исторических условий (в частности, постоянных войн на ее территории) не завершено и в настоящий момент. На данном этапе в Беларуси реализуется национальная программа, по многим аспектам схожая с программой создания американской или швейцарской нации. Членом белорусской нации является гражданин Беларуси независимо от его национальной принадлежности. Белорусы и поляки, русские и евреи, представители всех других национальностей, проживающие в Беларуси, имеют одинаковые шансы на учебу, карьеру, материальное благосостояние. Достаточно посмотреть на национальный состав чиновников главных государственных органов Беларуси, чтобы убедиться в том, что это действительно так. Население имеет возможность пользоваться двумя государственными языками, одним из которых владеет любой гражданин Беларуси. В то же время государство не препятствует сохранению и развитию национального самосознания отдельных этнических групп, созданию национальных ассоциаций, что отражается в функционировании 124 общественных объединений 25 национальностей и более 150 коллективов самодеятельного народного творчества. Единственное, что не поддерживается белорусским государством, – это раздувание шовинизма отдельными этническими группами, способного привести к расколу государства или гражданским войнам, произошедшим во многих государствах – бывших республиках СССР. Такая политика реализуется в силу права любого государства на принятие мер по сохранению своей территориальной целостности. Существующая в Беларуси антидискриминационная национальная политика должна быть оценена по достоинству и поддерживаться Евросоюзом. Вряд ли представители Евросоюза будут заинтересованы в новом национальном конфликте в благополучной в этом отношении Беларуси у своих границ.

Недоумение вызывает и отмена преференций в торговле с Беларусью со стороны ЕС по формальному критерию «ущемления профсоюзов». Белорусские профсоюзы работают в тесной кооперации с правительством (по образцу скандинавских стран), помогая ему избегать обогащения части граждан за счет обнищания основной массы населения, что в целом характерно для большей части других стран - соседей Евросоюза. Историческая миссия профсоюзов заключается в улучшении условий жизни и труда трудящихся, а не в политической борьбе с собственным правительством. Подобная борьба может быть морально оправдана только в том случае, если правительство проводит антинародную политику ухудшения условий жизни и труда граждан. По объективным статистическим показателям это абсолютно не случай Беларуси, рост заработной платы в которой намного превосходит рост ВВП в последние пять лет. Желать большего повышения зарплат просто опасно для устойчивости экономики. Теоретически в Беларуси можно выплачивать зарплату такого же размера, как в ЕС, но лишь несколько месяцев, после которых экономика будет разрушена, а граждане останутся ни с чем. Не вина белорусского руководства, что в 1970-х – 1980-х гг. в СССР не позаботились о модернизации основных фондов, когда этим занималась вся Европа и США. Нет вины и в разрушении СССР, после которого понадобилось больше десяти лет только для восстановления экономического уровня 1991 г. Естественно, что страны Запада далеко ушли вперед за этот период, и за несколько лет их не догнать. Система социального обеспечения Беларуси на самом деле чрезмерна для экономики такого размера, что замедляет темпы экономического роста. В ситуации планомерного улучшения жизни трудящихся в результате плодотворного взаимодействия наиболее крупных профсоюзов с правительством организации, занимающиеся политической борьбой с правительством, а не улучшением условий жизни и труда в кооперации с ним, не могут ни юридически, ни морально соответствовать званию профсоюза. Они могут перерегистрироваться в политическую партию, как этого требует белорусское законодательство. Наличие в стране более полутора десятков политических партий свидетельствует о такой возможности. Если профсоюз занимается политической борьбой, забыв о своем функциональном назначении борьбы за права трудящихся, и не перерегистрируется в политическую партию, нарушая тем самым белорусское законодательство, представителям Евросоюза должно быть вполне понятно недоумение властей Беларуси по поводу таких странных организаций и отсутствие для них особых преференций.

Европейские государства на протяжении более двенадцати столетий имели дело с различными государственными образованиями на территории Беларуси, начиная от первых славянских княжеств до Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Не всегда такое взаимодействие складывалось удачно для белорусского народа. Так, в результате последнего, наиболее существенного контакта европейской цивилизации с Беларусью в рамках Второй мировой войны исчезла треть населения Беларуси и почти весь ее экономический потенциал. Немало горя хлебнул белорусский народ и в Первую мировую войну. Население Беларуси помнит об этих исторических фактах, и ему трудно так быстро забыть об этом, посещая свои многочисленные кладбища. Бескорыстная помощь без всяких условий со стороны Евросоюза могла бы помочь переломить историческую тенденцию настороженного отношения к западноевропейской цивилизации, для которого у белорусского народа существуют веские основания.

Речь не идет об обвинении представителей Евросоюза в преступлениях Гитлера. Со многими из нынешних стран - членов Евросоюза белорусы сражались плечом к плечу в борьбе с фашизмом. Тем не менее, Евросоюз знает о Холокосте еврейского народа, законодательство многих европейских стран содержит преференции по отношению к представителям еврейской нации. Но Евросоюз не проявляет никакого интереса к уничтожению трети белорусских граждан в ходе Второй мировой войны, уничтожению, которое по своим масштабам вполне может быть названо Холокостом белорусского народа. В настоящее же время в отношениях Беларуси и Евросоюза речь пошла не о новых преференциях, признающих эти потери, или даже не просто о спокойном отношении к народу Беларуси, а о уже состоявшейся отмене действовавших преференций, функционирующих по отношению ко многим странам, в том числе и к Беларуси.

Недоумение вызывало также требование Евросоюза «уважать права граждан Беларуси на предпринимательскую деятельность без чрезмерного вмешательства властей». Для правительства Беларуси одним из важнейших параметров предпринимательства является его социальная ответственность. В стране, переходящей от плановой к рыночной экономике, предпринимательство может приобретать самые дикие и пугающие формы, уже забытые в Евросоюзе, где стадия первичного накопления капитала состоялась столетия назад. Так, одним из наиболее выгодных видов белорусского предпринимательства являлась торговля людьми, когда белорусские девушки и женщины поставлялись в дома терпимости в Евросоюз, США, Азию и Африку. Жесткие меры, принятые по пресечению торговли людьми в Беларуси, позволили сформировать одно из наиболее перспективных законодательств в мире, закрывающих все лазейки для данного вида «предпринимательства». Одним из наиболее проблемных полей в сфере предпринимательства является также стремление многих предпринимателей не платить положенные законодательством налоги. При этом они жалуются на якобы чрезмерную налоговую базу, существующую в Беларуси. В то же время налоговая нагрузка во многих странах Евросоюза значительно более обременительна, в особенности в странах Скандинавии, строящих государство благосостояния, основанное, в том числе, на перераспределении денег богатых граждан между бедными посредством использования прогрессивной шкалы налогов, верхняя планка которой намного выше используемой в Беларуси. Государственные органы в США и ЕС отслеживают случаи неуплаты налогов и принимают жесткие меры к нарушителям, включая солидные сроки тюремного заключения. Можно отметить, что в целом в стране еще не сформировалась культура цивилизованного предпринимательства, осознающего ответственность перед обществом в полной мере, да и не могла сформироваться, учитывая, что на эти процессы многим странам - членам Евросоюза потребовались столетия. Полностью свободное предпринимательство по образцу стран - основателей Евросоюза еще не скоро станет возможным в Беларуси. В условиях отсутствия цивилизованной культуры предпринимательства оно может стать основой для коррупционных схем, злоупотреблений и махинаций, используемых для первичного накопления капитала. Со всеми вытекающими последствиями, приведшими к тысячам заказных убийств при становлении предпринимательства без контроля государства в России в 1990-х гг.. Таким путем Беларусь следовать не намерена.

Также Евросоюзом выдвигалось требование «присоединиться к другим народам Европы и запретить смертную казнь». Решение о сохранении смертной казни как вида наказания за особо тяжкие преступления является волей белорусского народа, выраженной им на референдуме 1996 г. За это решение проголосовало более 80% граждан Беларуси. Уважение со стороны Евросоюза к точке зрения белорусских граждан по поводу смертной казни отсутствует. Евросоюз предлагает фактически проигнорировать ясно выраженную волю граждан Беларуси по поводу сохранения смертной казни, изменить Конституцию Республики Беларусь. Хочется задать вполне обоснованный вопрос: как эти требования Евросоюза соотносятся с демократическими стандартами, которыми должен руководствоваться Евросоюз и в отсутствии которых его представители постоянно упрекают белорусское руководство? Или воля белорусского народа менее значима, чем воля европейских народов по ключевым вопросам их жизни? Отметим, что когда возникла необходимость, лидеры Евросоюза ловко обошли несогласие народов ряда стран Евросоюза принимать Конституцию ЕС, выраженное на референдумах 2005 г. Новый конституционный договор, предлагаемый вместо провалившейся Конституции ЕС, уже не предусматривает выявления мнения европейских народов на референдумах (с единственным исключением – Ирландией, тут же доказавшей на деле, что мнение народа может радикально отличаться от мнения элит). Вместо этого он был ратифицирован парламентами стран, входящих в ЕС, т. е. элитами ЕС, заинтересованными в его дальнейшем развитии. Поскольку чем больше структур будет создано в ЕС, тем больше будет превосходно оплачиваемых мест для еврочиновников. Таким образом, Беларуси предлагалось усвоить передовой опыт евродемократии, связанный с отстранением народа от прямого участия в важнейших вопросах государственной политики.

Что касается состояния отношений Беларуси с ЕС, то можно отметить значимые перемены, которые произошли после августа 2008 г. В частности, присутствует настойчивое стремление Запада, прежде всего стран ЕС, налаживать отношения с Беларусью. Уже нет и речи о высокомерно выдвинутых в 2006 г. 12 условиях, полное выполнение которых необходимо для улучшения отношения ЕС к Беларуси. Почему же западные страны с августа 2008 г. стали демонстрировать такую невиданную прежде лояльность к белорусскому государству? На то есть восемь основных причин.

Первая из них заключается в новой геополитической ситуации. Августовский отпор нападению Грузии на Южную Осетию ошеломил западных политиков, которые относили Россию в категорию несколько своенравных, но в целом контролируемых ими геополитически стран. Дальнейшие действия Москвы (отправка стратегических бомбардировщиков в Латинскую Америку, планируемые совместные учения Военно-морского флота Российской Федерации с венесуэльским флотом под боком у США) демонстрируют настойчивое стремление России к проведению самостоятельной, независимой от Запада суверенной политики. В этих условиях Беларусь утратила статус страны СНГ, наиболее резко критикующей страны Запада. Эта роль перешла к Российской Федерации, располагающей модернизирующейся армией и огромным ядерным арсеналом. Антизападная риторика белорусского руководства выглядит умеренной по сравнению с военными антизападными действиями России на территории напавшей на ее миротворцев Грузии.

Беларусь получила роль, о которой можно только мечтать – европейской страны, положение которой в силу соседства между воспрявшей духом Россией и настороженно недоумевающим по этому поводу евроатлантическим блоком позволяет претендовать на роль посредника, геополитического буфера, ничейной переговорной территории между могучими соперниками. В схожей роли в свое время оказалась Швейцария, сумевшая извлечь из этого многочисленные преимущества для себя. Ничто не мешает Беларуси последовать ее путем. В результате Беларусь стала мостом между странами Запада и более не контролируемой ими Россией, и геополитическое значение Минска многократно возросло. С ним стало просто необходимо договариваться, отходя от прежней политики выставления ультиматумов. Иными словами, Западу стало более необходимо договориться с Беларусью, чем Беларуси когда-либо были необходимы хорошие отношения с Западом.

Но резко изменить прежнюю политику по отношению к Беларуси западным странам было неудобно. В результате этого они сделали ключевым вопросом проведение парламентских выборов в Беларуси – они проходят по приближенным к западноевропейским условиям, и ЕС с США готовы резко улучшать отношения с Беларусью. Это было необходимо в силу внутриполитических особенностей стран Запада: белорусские выборы по западным стандартам должны были стать для правящей западной элиты оправданием улучшений отношений с Беларусью перед своим населением, которому они годами позиционировали Беларусь в качестве нецивилизованного недемократического государства. Результаты выборов – полное отсутствие оппозиции в избранном под пристальным контролем международных наблюдателей парламенте – шокировали западные элиты. Как объяснить своему населению, что белорусские оппозиционеры, на которых за прошедшие годы были потрачены сотни миллионов долларов западных налогоплательщиков, абсолютно непопулярны в Беларуси? Тем более на фоне собственного экономического кризиса, одной из причин которого стала, в том числе, проблема неэффективного расходования денег государственными органами. Добавлять пункты для критики политики собственных правительств признанием белорусских выборов демократическими (что стало бы также признанием факта, что огромные суммы, переданные на поддержку оппозиции, были выкинуты на ветер) западным элитам не хотелось. Поэтому был выбран промежуточный вариант – объявить выборы полностью стандартам демократии не соответствующими, но налаживать отношения с Беларусью в любом случае.

Вторая причина заключалась в тяжелейшем финансовом кризисе, на фоне которого устойчивость белорусской экономики и стремительный экономический рост Беларуси выглядят наглядным опровержением той модели, которая так настойчиво предлагалась Западом странам СНГ в качестве идеальной для перехода от командно-административной экономики к современной рыночной. Уровень ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в постсоветских странах, патронируемых ЕС и США (ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) по итогам 2010 г. таков: почти в полтора раза ниже в Азербайджане, в два с лишним раза ниже в Грузии и Украине и в четыре с половиной раза ниже в Молдове по сравнению с белорусским уровнем. Получается, что развиваться, конфликтуя с Западом и защищая свой суверенитет от посягательств, выгоднее, чем сотрудничая с ним и выполняя все его указания. До экономического уровня США, Франции, Германии и других самых развитых стран белорусскому населению осталось подождать каких-то 8-10 лет. А это уже опасный для Запада прецедент. Белорусская модель стала привлекательной для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, что увеличивает геополитическое влияние Беларуси, одновременно снижая престиж западных стран и западных советников. Улучшение отношений с Минском стало также попыткой смягчить этот разительный контраст в экономическом положении Беларуси и стран ГУАМ, поскольку в этом случае западные страны смогут со временем сказать: да, белорусская модель эффективна, но и мы приложили к этому успеху руку.

В-третьих, постоянные упреки в недемократичности по отношению к Беларуси стали серьезно портить имидж Запада в глазах незападных стран, позволяя уверенно говорить о двойных стандартах – по отношению к любимчикам, передавшим контроль над своим суверенитетом, и теми странами, которые дорожат своей независимостью. Они прекрасно видят, что позиционируемая в качестве демократической страны Грузия позволяет себе массовые избиения демонстрантов с использованием водометов и слезоточивого газа, факты геноцида по отношению к отколовшимся провинциям, но по-прежнему защищается США и ЕС. А Беларусь, в которой оппозиция в глаза не видела водометов, существует и поддерживается редкий для постсоветского пространства межнациональный мир, яростно критикуется как страна недемократическая. Продолжение Западом такой политики способно полностью дискредитировать риторику прав человека как его основного наступательного идеологического оружия.

В-четвертых, западные страны не испытывают иллюзий, что белорусская оппозиция, раздробленная, погрязшая в склоках и непопулярная у электората, сможет когда-нибудь прийти к власти в Беларуси, передав Западу контроль над суверенитетом этой страны. Периодические всплески надежд по этому поводу (в частности, после событий, связанных с декабрьскими выборами 2010 года) быстро сменяются осознанием реального положения вещей.

В-пятых, резкое усиление геополитических позиций двух самых крупных стратегических партнеров Беларуси – России и КНР – позволяет белорусскому народу спокойно смотреть в будущее, снижая с каждым годом необходимость хоть о чем-то договариваться с Западом. Чем больше ЕС и США будут медлить, тем слабее будут их позиции на предстоящих переговорах.

В-шестых, заслуживает внимания американских и европейских аналитиков и несоразмерное небольшому по глобальным меркам населению геополитическое влияние Беларуси. Как отметил действующий председатель ОБСЕ А. Стубб во время визита в Минск в октябре 2008 г., «мы будем стремиться интенсифицировать наши отношения, так как Беларусь является активным игроком на международной арене»[44]. Партнеры Минска рассредоточены по нескольким континентам. По степени геополитического могущества наша страна находится на втором месте в СНГ после России, опережая намного превосходящие ее по размеру населения Украину, Узбекистан и Казахстан. Беларусь смогла найти верных союзников в Латинской Америке в лице Кубы и Венесуэлы, в Азии в лице КНР, Вьетнама и Ирана, в Африке в лице большинства африканских государств. Прекрасные отношения у Беларуси с Индией, хотя в силу слишком серьезных связей с геополитическим соперником Индии по региону – КНР – они не переходят на уровень стратегического партнерства. Западные страны настораживает, что потенциально возможно формирование геополитического блока из территориально соседствующих нелиберальных стран, который может включать КНР, КНДР, Россию, Вьетнам и Беларусь, при этом Беларусь может выступить острием этого блока, углубленным в плоть евроатлантического мира и НАТО. Население этого блока может составить почти четверть от мирового, а ядерный арсенал не будет уступать арсеналу стран НАТО.

В-седьмых, в результате резкого роста товарооборота со странами ЕС Беларусь стала важным элементом европейской экономики. Все больше бизнесменов на европейском континенте делают деньги, сотрудничая с белорусскими партнерами, и они дают ясные сигналы своим правительствам, что не заинтересованы в любых политических осложнениях этих перспективных деловых отношений. А бизнесмены, что бы ни говорилось о западной демократии, являются в ней движущей силой подавляющего большинства действий национальных правительств, якобы подотчетных народам. Поскольку только бизнесмены способны дать миллионы долларов или евро кандидатам в депутаты парламентов и десятки миллионов –кандидатам в президенты. А вложенные в политиков деньги тем всегда необходимо отрабатывать. Поэтому самыми горячими лоббистами Беларуси в ЕС стали страны-соседи – Литва и Латвия, товарооборот с которыми по итогам 2010 года превысил 1,7 млрд долл. Обслуживание растущих белорусских экспортных и импортных потоков товаров является высокодоходной статьей развития экономик этих стран.

В-восьмых, с каждым годом увеличивается значение транзитного потенциала территории Беларуси. Наша страна всегда являлась «энергетическими воротами» Европы, а в условиях растущего спроса на сырье роль этих ворот значительно возрастает.

В 2008 – 2010 гг. белорусские отношения с ЕС развивались в результате воздействия этих восьми геополитических факторов. К 2010 г. первый их них ослабел, в силу улучшения российских отношений с ЕС, но остальные семь по-прежнему влияют на развитие двухсторонних отношений. В то же время произошло временное охлаждение отношений Беларуси с ЕС в связи с массовыми беспорядками и попыткой штурма Дома правительства во время президентских выборов 2010 г.

В чем польза декабрьских событий 2010 г., связанных с провокацией оппозиции, для дальнейшего развития отношений Беларуси с ЕС? Очень часто конструктивная площадка для диалога возникает лишь тогда, когда у переговорщиков исчезают все иллюзии по поводу друг друга. Иллюзией ЕС было, что в ходе улучшения отношений Беларусь удастся подчинить интересам ЕС, навязать ей «европейские ценности», чтобы в будущем Минск и шагу не смел сделать без подробных инструкций из Брюсселя. Если смысл и содержание «европейских ценностей» формируется в Брюсселе, как же может быть иначе? В Минске, в свою очередь, у некоторых была иллюзия, что следуя неким «европейским ценностям» удастся сохранить в полном объеме суверенитет страны. И что увидели сторонники этой концепции после событий 19 декабря? Что для Брюсселя выражением «демократии» и следования «европейским ценностям» стала бы готовность уверенно победившего на выборах Президента добровольно отдать власть самозваному оппозиционному правительству из кандидатов, только что проигравших выборы с позорно низкими рейтингами? И где же был бы суверенитет страны, если бы людям, приведшим за собой на площадь то ли 0.1%, то ли 0,2% населения Беларуси была бы отдана власть, полученная от 80% населения страны? Теперь можно уверенно говорить, что все эти иллюзии развеяны. ЕС придется налаживать диалог с Беларусью такой, как она есть – со своими собственными ценностями, не менее европейскими по происхождению, чем навязываемые ценности ЕС, с подозрительным отношением к постоянно совершаемым посягательствам на суверенитет страны со стороны агентов влияния ЕС и США в Беларуси, переходящими уже все допустимые границы. Вряд ли также у кого-либо из белорусов остались иллюзии, что можно договориться о чем-либо с ЕС или с США, идя на постоянные уступки – там понимают только позицию силы, расценивая уступки как признание слабости. Поэтому следующие годы развития станут годами продолжения формирования сильной европейской державы – Беларуси, по-прежнему не стесняющейся иметь свою точку зрения на любые процессы в мире, говорящей открыто, где ее друзья и где враги по тем шагам, которые любая страна предпринимает в отношении ее. А рост влияния ее друзей быстро пригасит нападки со стороны ее недругов, уверенно теряющих прежние позиции в мировой табели о рангах.

 

2.Формирование «пояса добрососедства» Беларуси с приграничными государствами

В сентябре 1997 г., выступая на Вильнюсской конференции, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко сказал: «Межэтническое и межконфессиональное согласие, отсутствие территориальных и других серьезных споров с соседями мы рассматриваем как хорошее условие (предпосылку) создания вокруг Беларуси «пояса добрососедства». Детализация концепции «пояса добрососедства» была изложена министром иностранных дел Республики Беларусь М. Хвостовым на пресс-конференции 17 мая 2001 г. Согласно его высказываниям, формирование «пояса добрососедства» обусловлено: необходимостью обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны; потребностью восстановления и развития экономической и научно-технической кооперации стран-соседей, интенсификацией торговых отношений; важностью решения практической задачи по расширению рынков сбыта белорусской продукции. М. Хвостовым указывал, что идея создания «пояса добрососедства» отвечает стратегическим интересам Беларуси. Элементами системы добрососедства были названы: пояс политической толерантности и правового взаимодействия, пояс военной безопасности и партнерства, пояс экономической стабильности, пояс экологического равновесия и безопасности, информационный пояс добрососедства[45].

Создание пояса политической толерантности и правового взаимодействия означает готовность Беларуси к спокойному приятию отличий в политическом и правовом развитии стран-соседей, появившихся в связи с особенностями их исторического пути. Беларусь, декларируя курс на толерантность, не берется поучать их. При одном важном условии – встречной взаимности. Беларусь также всячески ориентируется на правовое взаимодействие со странами-соседями, позволяющее извлечь больше взаимных преимуществ.

Ориентация на воплощение в жизнь пояса военной безопасности и партнерства означает стремление Беларуси к совместному созданию зоны безопасности, поскольку нет и не может быть безопасности между соседями, если к ней стремится лишь одна из сторон. Руководство Беларуси готово сотрудничать в вопросах национальной безопасности с целью обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь и ожидает того же от своих соседей. В результате проведенных в 2001 – 2004 гг. переговоров с Литвой, Польшей, Украиной и Латвией были достигнуты договоренности, предусматривающие большую открытость в военной сфере, проведение консультаций по выработке совместных предложений по укреплению региональных мер доверия и безопасности. С этой же целью белорусское руководство проявляет готовность к диалогу и с военно-политическим блоком, в который входят три из пяти стран-соседей, – НАТО.

Создание пояса экономической стабильности предусматривает курс на высокий уровень жизни населения, установление и развитие разнообразных форм экономического взаимодействия, вовлечение предприятий и предпринимателей во взаимовыгодные торгово-экономические отношения со странами-соседями, активизацию инвестиционной деятельности, оптимизацию миграционных процессов.

Действия стран-соседей по развитию пояса экологического равновесия и безопасности должны включать ответственный подход сторон по защите экологической среды, формирование промышленного потенциала, основанного на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологиях, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров и услуг, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций.

Развитие информационного пояса добрососедства должно включать обеспечение права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь, отсутствие попыток использования СМИ с целью пропаганды недружественных взглядов по отношению к странам-соседям и со стороны стран-соседей.

Как отметил в 2008 г. Президент Беларуси, «дружественными действиями мы формируем вокруг себя не только пояс дружбы, а пояс единства, откуда зло в отношении Беларуси уже никогда не будет исходить».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состояние и перспективы белорусско-украинских отношений | Политика расширения НАТО на Восток и расширение Европейского союза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.