КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Маркетинг и управление ценами на предприятии
Маркетинг базируется на следующих основополагающих принципах: – глубокие и всесторонние исследования рынка и экономической конъюнктуры, а также производственно-сбытовых возможностей предприятия; – сегментация рынка; – гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса; – инновации; – планирование. Исследования преследуют цель определить стратегию и тактику последующей деятельности предприятия на изучаемом рынке и обеспечить ему преимущественный успех по сравнению с организациями конкурирующего профиля. Основная часть работы в этой области приходится именно на рыночные и конъюнктурные исследования. Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, особенности построения и методов работы предприятий-партнеров в хозяйственной и внешнеэкономической сфере, каналы сбыта, специфика стимулирования продаж и коммерческой работы. Изучаются производственно-сбытовые возможности самого предприятия, включающие ревизию товарного ассортимента, производственных мощностей, системы и организации материально-технической обеспеченности и снабжения, производится анализ структуры и уровня квалификации кадрового состава, финансовых возможностей, условий формирования и деятельности сбытовых и коммерческих служб. Сегментация заключается в том, что в целях достижения преимуществ по сравнению с предприятиями-конкурентами, повышения эффективности своих предпринимательских действий, избежания конфликтов и обострений прямой конкурентной борьбы на рынке, предприятие выявляет наиболее соответствующий своему профилю и потенциалу сегмент рынка, конкурентную группу потребителей, в рамках которых и производятся интенсивные исследования и вся работа по продвижению товаров. Сегментация нацелена на решение задач оптимизации затрат предприятия.
Сегментирование рынка – деление большого числа потребителей на более мелкие группы, которым свойственны какие-то общие характеристики, тип поведения, запросы или нужды. Любой из этих рыночных сегментов можно охватить, если применять в каждом случае необходимую структуру маркетинга. Существует четыре наиболее общих принципа сегментирования потребительского рынка: демографический, географический, поведенческий и психографический. Для распределения рынка товаров на сегменты наиболее полезную информацию несут в себе такие факторы, как возраст, пол, доход, профессия, образование покупателя. Эти сведения представляют собой предмет изучения демографии, или статистического анализа населения. Потенциальные покупатели в разных регионах имеют особые потребности или вкусы. Если эти особенности играют важную роль, то имеет смысл использовать географическое сегментирование. Еще один способ сегментирования – разделение потребителей на категории в зависимости от значения для них товара, отношения к нему или реакции на его различные потребительские характеристики. Частота использования конкретного товара позволяет сегментировать покупателей в зависимости от их поведения. Психографическое сегментирование основывается на психографии – науке, которая характеризует потребителей с точки зрения их психологического склада – их роли в общественной жизни, рода деятельности, жизненных позиций, интересов, мнений и образа жизни. Такого рода анализ помогает оценить, почему люди ведут себя на рынке так, а не иначе. Выручка, или доходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия, и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж – базовый показатель бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (работ, услуг) определяется методами маркетингового анализа (объектами которого являются сам товар, рынок, т.е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель.
Методы маркетингового анализа:
Задача маркетингового анализа – обоснование возможной продажной цены на каждый вид товаров. Нижняя граница цены определяется сметной полной себестоимостью товара, верхняя граница – спросом на данный товар. Прибыль максимальна, если разница между суммарными доходами и суммарными затратами наибольшая; для ее выявления проводится анализ величин в точке безубыточности производства. Важное значение при проведении маркетингового анализа имеет коммерческая и финансовая среда, в которой работает предприятие. Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размерами предприятий, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Рассмотрим основные типы рыночных структур. Конкурентный рынок – рынок, на котором нет ни входных барьеров, ни безвозвратных издержек. Монополия – ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги. Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа предприятий, причем, по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Характеристики основных рыночных структур приведены в таблице 6.
Таблица 6 Рыночные структуры и их характеристика
Определяющими характеристиками совершенной конкуренции являются следующие: на рынке присутствуют одновременно множество предприятий, ни одно из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. Полной противоположностью совершенной конкуренции выступает монополия, которая представляет собой рынок, на котором единственной предприятие осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. Олигополия представляет собой рынок нескольких предприятий, причем, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция может в этом случае быть как однородной, так и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации. Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает наличие множества мелких предприятий, а также легкость входа и выхода. Однако в данном случае продукция различных предприятий дифференцирована. Установление продажной цены на продукт – важнейшая задача предприятия. Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход – назначить такую цену, которая привлечет покупателей. Другой – использовать цены конкурента, чтобы установить для себя определенную границу цен. Третий – использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода. Большинство предприятий применяют комбинацию из трех перечисленных подходов.
При определении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы: – уровень потребительского спроса на эту продукцию; – эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции; – возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; – меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий-монополистов); – уровень цен на аналогичную продукцию предприятий конкурентов. Ценовую политику предприятия рекомендуется использовать для достижения следующих целей: – максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж; – максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств); – максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств); – стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж); – достижение наиболее высоких темпов роста продаж. Можно выделить два основных этапа ценообразовательного процесса на предприятии:
Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно, либо в различных комбинациях друг с другом:
Для успешного продвижения новых изделий и услуг на рынке выделяется шесть основных видов цен: 1. «снятие сливок» на рынке, т.е. установление с самого начала продвижения на рынке нового или усовершенствованного продукта высокой цены на него в расчете на потребителей, готовых купить продукт по такой цене; 2. цена за внедрение продукта на рынок, т.е. установление значительно более низкой цены, чем имеется на рынке на аналогичные товары; 3. «психологическая» цена, которая устанавливается чуть ниже какой-нибудь круглой суммы (например, 99 руб., 199 тыс. руб.) и создает и потребителя чисто психологическое впечатление более низкой цены; 4. цена лидера на рынке или в отрасли, которая устанавливается в соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентом на рынке – обычно ведущим предприятием отрасли; 5. цена с возмещением издержек производства, т.е. определение цен на свою новую продукцию с учетом фактических издержек ее производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли; 6. престижная цена, т.е. цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами. Для уже сформировавшегося рынка сбыта и реализуемых здесь относительно продолжительное время товаров и услуг можно выделить восемь основных видов цен, применение которых обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |