КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 2: «Теория современной КонституцииКонституция Российской Федерации» Учебные вопросы: 1. Понятие и сущность Конституции: основные подходы. 2. Структура и юридические свойства Конституции РФ. 3. Способы изменения Конституции РФ: пересмотр и внесение поправок. 1 учебный вопрос: «Понятие и сущность Конституции: основные подходы» Термин «Конституция» происходит от латинского «constitutio» – установление, устройство. Современное понятие Конституции – это Основной Закон государства, выражающий волю правящего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Она учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования. Понятие «Конституция» обычно рассматривается в двух значениях: в широком и узком смысле этого слова. «Конституция» в широком смысле этого слова – это система правовых норм, закрепляющих правовое положение личности в государстве и характер органов, осуществляющих государственную власть – способ их образования, компетенцию, основные принципы деятельности. В данном случае понятие фактически охватывает все конституционное право. «Конституция» в узком смысле этого слова – это Основной закон государства, регулирующий основы устройства государства. В зависимости от содержания понятийного аппарата существует ряд теоретических подходов к сущности Конституции: - либеральный подход: Конституция представляет собой «общественный договор» между свободными гражданами, выражающий общественный компромисс и волю народа; - формально-юридический подход: Конституция – нормативно-правовой акт, который действует на основе специфических юридических свойств, присущих ему как Основному закону страны; - марксистско-ленинская концепция Конституции как политического документа, отражающего «соотношение политических сил в классовой борьбе»; - теологический подход: Конституция помимо правовых норм содержит базовые моральные ценности, в том числе имеющие религиозное содержание, которые признаются в обществе (отражены в преамбулах Конституций). В науке конституционного права на основе изучения и обобщения опыта большого количества конституций разных стран проводится классификация конституций. Причем для классификации используются различные основания и критерии – это особенности создания конституций, порядок их изменения, формы государственного строя и др. Рассмотрим некоторые из этих классификаций. 1) по формальным особенностям создания конституций: - неписаные («конституционные обычаи» в Великобритании); - писаные (основные законы – нормативные правовые акты). 2) по особенностям порядка изменения конституций: - негибкие (жесткие) (изменения вносятся на референдуме); - гибкие (обычные) (изменения вносит парламент – страны СНГ, Евросоюза) - особо жесткие (процедуры изменения реализуются специально созданными органами власти с участием регионов: Конституционное Собрание в России) 3) в зависимости от соответствия фактическим общественным отношениям конституции подразделяются на: - фиктивные (советские Конституции); - действительные (Конституция РФ 1993 г.). 4) по характеру государственного устройства: - конституции унитарного государства (Дания, Франция, страны СНГ); - конституции федерального государства (США, ФРГ); - конституции субъектов федерации (штатов США, земель ФРГ). 5) по характеру государственного режима: - конституции либерально-демократические; - конституции авторитарные. 6) по форме государственного правления: - монархические (в конституционных монархиях – Великобритания и др.); - республиканские (во всех странах с республиканским строем). Конституция обладает юридическим верховенством и является юридической базой всего законодательства страны. Именно поэтому конституция является фундаментом всей правовой системы в государстве, основой обеспечения законности и правопорядка. Как правило, конституция появляется или изменяется в результате коренных изменений в жизни общества и становится затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Такую роль сыграла первая Конституция Российской Федерации в 1918г. – она закрепила социалистические завоевания трудового народа, покончила с царской монархией и закрепила пролетарскую республику, стала фундаментом новой правовой системы, основанной на «социалистической законности». Последующие Конституции 1924 г., 1936 г. и 1978 г. служили основой социалистической законности. И, несмотря на экономические достижения, советское государство проводило репрессивную политику, были серьезные нарушения прав и свобод человека (особенно политических свобод), признанных большинством стран мира. Эти проблемы были всегда темой острых дискуссий на двухсторонних переговорах и на различных международных встречах. Особое значение в этом плане сыграло Общеевропейское совещание в Хельсинки в 1975 г. Советский Союз вынужден был присоединиться к различным международным договорам по правам человека. Это привело к значительному расширению гарантий прав и свобод человека, установлению гласности и демократии, что нашло свое отражение в Конституции 1978 г., особенно в результате многочисленных изменений и дополнений в 1991-1993гг., а затем и в новой Конституции, принятой 12 декабря 1993г. В ней приоритет отдается общепризнанным международным нормам.
2 учебный вопрос: «Структура и юридические свойства Конституции РФ» Конституцию РФ открывает преамбула, начинающаяся со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» и содержащая ряд принципиально важных положений о правах и свободах человека, о государственном единстве и незыблемой демократии и, естественно, о благополучии и процветании России. После преамбулы первая глава посвящена основам конституционного строя. В ней содержатся наиболее общие положения об основах экономической системы (собственность, земля, единство экономического пространства и др.), политической системы (многопартийность, формы народовластия), духовной жизни общества (идеологический плюрализм). В первой главе также говорится о характере власти и государства, о принципе разделения властей и самостоятельности органов местного самоуправления. Вторая глава посвящена правам и свободам человека и гражданина, она не многим отличается в этой части от Конституции РСФСР 1978 г. после внесения в нее множества поправок в 1990-1993гг. Третья глава – о федеративном устройстве государства, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В Конституции фактически в полном объеме включен Федеральный договор от 31 марта 1992 г., но без указания на суверенные права республик в составе РФ и возможность выхода из состава РФ. Следующие пять глав посвящены системе органов власти в стране. В последней, девятой главе, говорится о конституционных поправках и пересмотре Конституции. Второй раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения», в котором подчеркивается верховенство и приоритетность вновь принятой Конституции. Здесь же закреплены положения, которые будут действовать в переходный период, важнейшее из них – на территории РФ продолжают действовать ранее действовавшие законы СССР и РСФСР и другие правовые акты, но лишь в части, не противоречащей новой Конституции РФ. Юридические свойства - это правовые признаки конституции как Основного закона государства. Прежде всего, Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт, является законом и обладает всеми его чертами: а) общеобязательность содержащихся в ней норм права; б) неконкретность адресата правовых норм; в) независимость действия норм от их исполнения; г) обеспечение действия правовых норм принудительной силой государства. В качестве Основного закона государства Конституция обладает, кроме того, специфическими свойствами: 1. Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать конституции. 2. Конституция является юридической базой текущего законодательства, служит источником его норм. 3. Прямое, непосредственное действие Конституции РФ относится в первую очередь к правам и свободам человека и гражданина, записанным в конституции (ст. 18). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31.10.95 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» указаны случаи, когда судья при принятии судебного решения вправе напрямую ссылаться на положения Конституции РФ: - когда положения Конституции по смыслу не требуют дополнительной регламентации; - когда суд полагает, что закон, действовавший до вступления в силу Конституции, противоречит ей; - когда суд убедится, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит ей; - когда закон субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Кроме того, в случае неопределенности о соответствии Конституции РФ федерального закона суд обязан направить запрос в Конституционный Суд РФ, предварительно приостановив судебный процесс (постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 о толковании статей 125-127 Конституции РФ). До этого момента действует презумпция конституционности федерального закона. 4. Особый порядок принятия конституции. В отличие от обычных законов Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. Кроме того, конституция может быть принята специально созданным для этой цели органом - Конституционным Собранием (ст. 135). В исторической практике конституции принимались также Учредительным собранием, высшим законодательным органом страны (парламентом), иногда при этом приглашались представители других государственных органов, местного самоуправления, политических партий и т.д. Были случаи, когда монархи единолично даровали своему народу конституции. 5. Особый порядок изменения конституции. Конституция РФ относится к разряду самых жестких конституций. 6. Предусмотрена специальная система правовой охраны Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент РФ. Введен специальный институт толкования Конституции РФ. Официальное толкование Конституции может осуществлять только Конституционный суд РФ, решения которого имеют юридическую силу и обязательны для всех субъектов. Все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, а законы и иные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ. Парламентский контроль за соблюдением Конституции осуществляют обе палаты Федерального собрания, а Правительство РФ обязано осуществлять меры по соблюдению законности. 3 учебный вопрос: «Способы изменения Конституции: пересмотр и внесение поправок» Необходимо различать термины «пересмотр» и «поправки» к Конституции. Поправки – это частичные изменения Конституции, не затрагивающие ее принципиальных положений (внесение изменений в главы 3-8: исключение, дополнение, новая редакция статьи). Пересмотр – это изменение фундаментальных положений Конституции, предполагающие изменение основ конституционного строя (внесение изменений в главы 1, 2 и 9 Конституции РФ). Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 предусмотрен статьей 135 Конституции: - положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием; - однако если предложение о пересмотре положений этих глав все-таки внесено в Федеральное Собрание, оно рассматривается в обеих палатах и для дальнейшего движения должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации; - в этом случае в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (14.09.2012 Государственная Дума отклонила законопроекты о порядке формирования Конституционного Собрания); - Конституционное Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции; - Новая Конституция принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Для принятия новой конституции необходимо участие более половины избирателей и чтобы за конституцию проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (ст.135). В постановлении Конституционного Суда РФ 1995 г. о толковании ст. 137 Конституции было отмечено, что для внесения поправки в Конституцию необходим специальный источник права – закон о поправке к Конституции. Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции РФ приравнивается к порядку, предусмотренному для принятия федерального конституционного закона. Для принятия поправки необходимо одобрение ее 2/3 голосов от состава Государственной Думы и 3/4 – Совета Федерации. Закон о поправке к Конституции подлежит также подписанию Президентом РФ, но вступает в силу только после одобрения его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ в течение одного года (ст. ст. 108, 136 Конституции РФ). Более упрощенный порядок внесения изменений в Конституцию установлен для ст. 65 Конституции РФ, характеризующей состав субъектов РФ и их наименования. В случае принятия в РФ или образования в ее составе нового субъекта принимается федеральный конституционный закон, на основании которого и вносится изменение в Конституцию. Если же изменяется наименование субъекта РФ, что относится к их собственной компетенции, то новое наименование подлежит включению в ст. 65 без особых процедур. В постановлении Конституционного Суда РФ 1995 г. указано, что такие изменения в ст. 65 вносятся на основании Указа Президента РФ в соответствии с принятым федеральным конституционным законом об образовании нового субъекта РФ. Тема №3: «Источники конституционного права РФ» Учебные вопросы: 1. Понятие и признаки источников конституционного права России. 2. Система источников конституционного права в России.
1 учебный вопрос: «Понятие и признаки источников конституционного права России»
Термин «источник права» имеет не только общетеоретическое, но отраслевое значение и используется в нескольких аспектах: - юридические памятники как источник информации о праве (исторические источники права); - материальный аспект: материальные условия жизни общества как источник функционирования права; - в формальном аспекте – совокупность нормативно-правовых актов в правовой системе. Таким образом, источники конституционного права – это внешние формы выражения общеобязательных правил поведения, регулирующих конституционные отношения. Исторически можно выделить следующие юридические источники права: правовой обычай; судебный (административный) прецедент; нормативный договор; нормативный акт. Система источников конституционного права обладает следующими признаками: - множество форм выражения (существует тенденция к постоянному появлению новых источников в системе конституционного права); - иерархическая подчиненность с точки зрения юридической силы; - влияние международных договоров на систему источников конституционного права (например, норм права Совета Европы); - приоритет закона среди источников романо-германской правовой семьи, к которой относится Россия; - стабильный характер всей системы источников конституционного права. В действующей системе российского конституционного права традиционно считается, что такие источники права, как правовой обычай и судебный прецедент, не используются. Однако ряд ученых склонны рассматривать их как имеющие место в практике конституционно-правовых отношений. Таким образом, источниками российского конституционного права являются: - нормативные акты, то есть документы соответствующих государственных органов, в которых содержатся конституционно-правовые нормы; - нормативные договоры, то есть вступившие в силу, ратифицированные соглашения между государствами или государственными образованиями, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |