Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы (принципы) построения и деятельности

Система правоохранительных органов, ее единство и классификация

Правоохранительные органы, будучи частью системы более высокого порядка – системы государственных органов, в совокупности образуют единую систему. Единство системы органов правоохраны обусловлено, во-первых, тем, что они, составляют часть механизма государственного аппарата; во-вторых, общностью их основных целей и задач, общими принципами их организации и деятельности. И, наконец, единство системы проявляется в том, что все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Такая связь – объективная реальность, ибо правоохранительные органы не могут существовать и работать изолированно, вне всяких связей как между собой, так и с иными органами государственной власти.

Так, органы внутренних дел являются правоохранительными органами широкого диапазона, поскольку непосредственно ведут борьбу с правонарушениями и преступностью, охраняют общественный порядок, осуществляют раскрытие и расследование преступлений, организуют пожарную охрану, обеспечивают безопасность движения транспорта и пешеходов и т.д. Вместе с тем, своими разнообразными функциями они оказывают содействие в выполнении деятельности, осуществляемой иными правоохранительными органами. Такое взаимодействие активно проводится с органами федеральной службы безопасности по совместному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, контрабанды и других преступлений.

С федеральными органами налоговой полиции органы внутренних дел решают на основе взаимодействия задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию налоговых преступлений.

Тесные формы взаимодействия существуют между органами внутренних дел и таможенными, природоохранительными и другими органами по вопросам, связанным с защитой государственной безопасности и экономического суверенитета России, нравственности населения, жизни и здоровья российских граждан, защитой животных и растений, охраной окружающей природной среды и т.д.

Однако в своей работе правоохранительные органы тесно взаимодействуют не только между собой, но и с органами государственной власти, с различными предприятиями, учреждениями и организациями в том числе общественными, частными).

В соответствии с Конституцией России (ст.ст.10, 11) органы государственной власти подразделяются на органы законодательной, исполнительной и судебной власти (федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации). Разделение государственной власти на три самостоятельные ветви определяет специфику взаимодействия соответствующих органов государственной власти с правоохранительными органами.

Так, существуют определенные взаимоотношения органов законодательной власти (Федерального Собрания РФ, а также соответствующих органов субъектов Российской Федерации) с правоохранительными органами.

Во-первых, осуществляя функцию законотворчества, органы законодательной власти регулируют вопросы организации правоохранительных органов, содержание их деятельности. В свою очередь правоохранительные органы, активно участвуя в претворении в жизнь предписаний законов, проверяют их эффективность, жизнеспособность, соответствие требованиям жизни. На основе опыта применения законов правоохранительные органы вырабатывают рекомендации по улучшению законодательства и, пользуясь правом законодательной инициативы, вносят предложения по его совершенствованию. Такими правами, в частности, наделены Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст.104 Конституции РФ).

Во-вторых, органы законодательной власти уполномочены в некоторых случаях решать вопросы формирования правоохранительных органов. Так, например, в соответствии с Конституцией РФ (ст.102) Совет Федерации осуществляет назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

В-третьих, взаимоотношения органов государственной законодательной власти с правоохранительными органами характеризуются тем, что деятельность последних находится под постоянным и неослабным контролем со стороны парламента. Органы законодательной власти выступают также в роли гаранта обеспечения нормальных условий существования и деятельности правоохранительных органов. Это достигается прежде всего путем определения бюджетных ассигнований на финансирование правоохранительных органов, установления гарантий правовой и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и т.д.

Особое место в системе органов Государственной власти занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства и одновременно гарантом прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

В соответствии с Конституцией России он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в том числе и в сфере правоохраны. Президент формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента России в области обеспечения безопасности. Непосредственно ему подчиняется ряд специальных правоохранительных служб: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте России и др.

Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального Прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов. Президент также назначает на должности и освобождает от них руководителей ряда правоохранительных органов: МВД, ФСБ, Минюста, ГТК, Госналогслужбы, ФПС и др.

В пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами и федеральными законами, Президент осуществляет руководство и контроль за деятельностью государственных органов обеспечения безопасности.

Имеют свою специфику взаимоотношения правоохранительных органов с органами государственной исполнительной власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органами местного самоуправления.

Специфика эта проявляется в том, что некоторые правоохранительные органы одновременно являются органами государственной власти, поскольку на них наряду с правоохранительными функциями возлагаются и управленческие задачи. Таковыми, например, являются:

· Министерство внутренних дел РФ;

· Федеральная служба безопасности РФ;

· Министерство юстиции РФ;

· органы внутренних дел, полиция и органы службы безопасности.

При оценке взаимоотношения правоохранительных органов с органами государственной исполнительной власти следует обратить внимание еще на одно специфическое его свойство. Оно заключается в том, что правоохранительные органы наделены рядом существенных полномочий по отношению к органам государственной власти, связанных с осуществлением контроля за законностью действий большинства органов государственной власти и должностных лиц, работающих в них.

Так, прокуратура РФ обладает полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов очень широким кругом государственных органов, общественных и политических организаций и движений, в том числе местных представительных органов, органов исполнительной власти. К числу существенных полномочий, например судов по отношению к органам государственной власти, следует отнести предоставленные им Законом РФ от 27 апреля 1993 года полномочия по рассмотрению жалоб граждан на неправомерные действия и решения государственных органов и должностных лиц, которые нарушают их права и свободы.

Наряду с другими органами государственной власти правоохранительные органы осуществляют непосредственное взаимодействие с предприятиями, организациями, учреждениями, трудовыми коллективами, общественными организациями. Эти производственные и непроизводственные объединения наделены суммой конкретных прав и обязанностей, в том числе и в области защиты прав и интересов своих работников. На этой основе коллективы, объединения граждан нередко вступают в определенные правовые отношения с правоохранительными органами, конечная цель которых – совместными усилиями обеспечить высокий уровень правопорядка в стране.

Более того, некоторые общественные объединения граждан специально созданы для осуществления отдельных правоохранительных функций, реализация которых оказывает существенную помощь государственным правоохранительным органам в выполнении задач по охране законности и правопорядка в стране. К числу таких организаций следует отнести наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления, третейские суды, добровольные народные дружины, которые возрождаются в некоторых регионах страны.

В последнее время возникли и формируются правовые кооперативы, частные детективные и охранные предприятия, частные нотариальные конторы.

Рассматривая проблему понятия правоохранительной системы, ее классификацию, ученые – юристы обоснованно выделяют в ней монофункциональные органы и организации (суд, прокуратуру, нотариат, адвокатуру и др.), осуществляющие, как правило, одно направление правоохранительной деятельности (правосудие, прокурорский надзор, совершение нотариальных действий, оказание юридической помощи).

Другие органы и организации полифункциональны, для них характерно осуществление нескольких правоохранительных функций. Это – органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, охранно-сыскные подразделения на предприятиях (службы безопасности) и др.

В системе правоохранительных органов выделяют:

· основные правоохранительные органы (МВД, органы ФСБ, суды, арбитраж, прокуратура, органы юстиции, нотариат, ЗАГС, экспертные учреждения);

· органы специальной юрисдикции (арбитраж, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.);

· специализированные формирования общественности, которым делегированы функции правоохраны (общественные пункты охраны правопорядка, дружины и т.д.).

Если рассматривать правоохранительные органы с точки зрения их места в системе политического и государственного устройства Российской Федерации, то следует выделить, прежде всего, специальные государственные правоохранительные органы. Они образуются государством, входят составной частью в систему органов государственной власти. Для этих органов правоохранительная функция является основным или профилирующим направлением деятельности.

Другую часть составляют негосударственные (общественные, частные) организации, предприятия, объединения, которые образуются по инициативе населения, отдельных лиц в целях выполнения отдельных правоохранительных функций (оказания юридической помощи, защиты жизни и здоровья отдельных граждан, охраны имущества собственников и т.д.).

К ним следует отнести: адвокатуру, предприятия частной детективной и охранной деятельности, частные нотариальные конторы, третейские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при местных органах самоуправления, правовые кооперативы и др.

В свою очередь, специальные государственные правоохранительные органы можно разделить на две группы.

В первую группу несколько условно можно включить те, которые «непосредственно связаны с осуществлением правосудия по уголовным делам; обнаружением события и лица, совершившего преступление, расследованием содеянного»[ii]. Это так называемая система государственных органов уголовной юстиции, которую образуют: органы судебной системы, органы прокуратуры, органы предварительного расследования (органы следствия и дознания), органы юстиции[iii].

Во вторую группу условно можно включить все иные государственные правоохранительные органы. К ним следует отнести: органы федеральной службы безопасности; органы внутренних дел; внешнюю разведку, органы таможенного контроля; федеральные органы государственной охраны, федеральные органы правительственной связи и информации; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и формирования гражданской обороны; природоохранительные органы; органы охраны здоровья населения; органы государственной налоговой службы, федеральные органы налоговой полиции; юридическая служба предприятий; государственный нотариат и другие органы, создаваемые и действующие на основе закона.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки | Правоохранительных органов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.