Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть как система

Введение

Лекция № 2: Судебная власть и система органов, осуществляющих ее

 

План:

Введение

1. Судебная власть как система.

2. Понятие и конституционные принципы правосудия

3. Статус судей

4. Суды: общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, Конституционный Суд Российской Федерации

Заключение

10 статья Конституции Российской федерации предусматривает разделение государственной власти на три вида: законодательную, исполнительную и судебную; устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и независимы.

Концепция разделения властей принадлежит французскому философу и правоведу Шарлю Луи Монтескье (1689-1755), который считал, что соединение в одном лице или государственном органе всех видов государственной власти может привести к тирании, а при их разделении «...различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».[2]

Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ и судам РФ. Таким образом, Конституцией объявлено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

 

 

Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободу личности, законность и справедливость решения суда. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Кроме осуществления правосудия судебная власть осуществляет:

· конституционный контроль;

· контроль за законностью и обоснованностью решений государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд;

· контроль за законностью и обоснованностью арестов, произведенных органами дознания и предварительного следствия;

· разъяснения по вопросам судебной практики;

· участие в формировании судейского корпуса и т.д.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Другое понимание термина «судебная власть», как суда или системы судов, также правомерно, но употребляется обычно для обозначения места судов среди других государственных органов, при характеристике устройства судебной системы и начал ее деятельности.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков: 1.Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. 2.Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

3.Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть уголовному наказанию.

4.Независимость, самостоятельность, обособ ленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Вмешательство в рассмотрение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому судье и суду подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждений. Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере.

5.Процессуальный порядок деятельности. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регламентирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, призван обеспечить законность всей деятельности судов, осуществляющих судебную власть.

6.Осуществление полномочий путем судопроизводства. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. Она может начинаться до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем на стадии предварительного следствия по действующей терминологии составляет часть судопроизводства.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и другими федеральными законами. Законодательная власть и законодательные органы не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Таким образом, судебная власть - это представленные специальным органам государства (судам) полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Особой юридической силой обладает толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[3]. Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ[4], суды общей юрисдикции[5], арбитражные суды[6].

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенные государственно-территориальные образования (район, город, субъект РФ), или на структурное образование Вооруженных сил РФ (вид вооруженных сил, военный округ, группа войск, гарнизон и т.д.).

Юрисдикция суда определяет его название (Верховный суд Удмуртской Республики, Брянский областной суд, Военный суд Воронежского гарнизона и т.д.). Кроме того, юрисдикция суда может распространятся на судебный округ, территория и население которого не обязательно совпадают с административно-территориальным делением государства. Так, Закон об арбитражных судах в РФ установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющие различных субъектов РФ. Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела как на пленарных заседаниях, так и на заседаниях палат Конституционного Суда. В судах общей юрисдикции гражданские дела рассматриваются в суде первой инстанции единолично или коллегиально. Судья, рассматривающий дело единолично, действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей[7]. Уголовные дела в соответствии со ст.15 УПК могут рассматриваться как коллегиально, так и единолично. В коллегиальный состав суда могут входить судья и два народных заседателя или профессиональные судьи. В суде присяжных уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, а председательствует на судебном заседании один профессиональный судья[8].

Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд, как орган судебной власти. Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно наравне с законом.

Судебная система - это совокупность всех, действующих в РФ в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства. Основа построения судебной системы - Конституция РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается[9].

Систему судов составляют: Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов федерации; суды общей юрисдикции; арбитражные суды. Они различаются по структуре и объему полномочий.

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов федерации - единственные судебные учреждения, компетентные решать вопросы, обозначенные в ст.125 Конституции России.

Система судов Российской Федерации

 

Суды общей юрисдикции Конституционные (уставные) суды Арбитражные суды
Верховный суд РФ Конституционный суд РФ Высший Арбитражный Суд
Суды общей юрисдикции Военные суды Конституциональные (уставные) суды субъектов федерации Федеральный Арбитражный суд округа
Суды субъектов федерации Военный суд   Арбитражный суд субъекта

 

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две ветви российской судебной системы. Так, к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по отношению к этим судам; Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, мировые судьи.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды: это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов и др. В отличие от военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено судебной системы судов общей юрисдикции, суды субъектов федерации - второе; Верховный Суд РФ - третье, высшее звено. В настоящее время основное звено судебной системы судов общей юрисдикции - районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению, т.к. система мировых судей только провозглашена в законе, но еще не работает. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки - нижестоящими.

Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено - военные суды гарнизонов и им равные; среднее, второе звано - военные суды видов ВС РФ, военных округов, флотов, групп войск; высшее, третье звено - Верховный Суд РФ, в структуре которого имеется военная коллегия.

Система арбитражных судов построена аналогично. Основное, первое звено - арбитражные суды субъектов федерации. Второе звено - федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ (ст.3 ФКЗ РФ об арбитражных судах РФ). Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющее их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы - суды только первой инстанции[10]. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решение, которые не могут быть изменены, ни отменены этим судом. Решения и приговоры большинства судов в течении установленного срока не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке. Вступивший в силу приговор либо решение суда может быть обжаловано в порядке надзора.

Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц[11] или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не вступивших в законную силу[12], и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например: районный (городской) суд является судом второй инстанции по отношению к мировому судье[13]. По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам уполномоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах. Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей. Судебные акты надзорных инстанций[14] вступают в законную силу немедленно. Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции (за исключение конституционных и арбитражных судов).

Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел в первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке.

Объем и процессуальная компетенция арбитражных судов Российской Федерации

Суд третьего звена Высший Арбитражный Суд РФ Суд первой и надзорной инстанции
Суд второго звена Федеральный Арбитражный Суд РФ Суд кассационной инстанции
Суд первого звена Арбитражный суд субъекта федерации Суд первой и апелляционной инстанции

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов РФ. Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам[15].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов | Понятие и конституционные принципы правосудия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.