Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3.4. – Целевые бюджетные и внебюджетные фонды

Целевые и резервные фонды. В составе бюджета могут формироваться целевые и резервные фонды.Целевой бюджетный фонд образуется в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используется по отдельной смете, средства таких фондов могут быть использованы только по целевому назначению. Примерами могут служить Федеральный экологический фонд и фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Федеральный экологический фонд формируется с целью проработки вопросов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Задачами программы являются:

· обеспечение доступа общественности к экологической информации;

· становление и развитие средств массовой информации, специализирующихся в области охраны природы, повышению их роли в формировании экологического мировоззрения населения;

· содействие проведению информационных мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Средства фонда имеют строго целевое назначение и используются на финансирование мероприятий, связанных с воспроизводством минерально-сырьевой базы, в том числе на:

· проведение геолого-геофизических, геолого-съемочных и поисково-оценочных работ на территории Российской Федерации;· создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин;· проведение государственных гидрогеологических, инженерно-геологических съемок, осуществление мониторинга и охраны геологической среды;· выполнение работ специального геологического назначения и т. д.

Выделение в бюджете отдельной строкой целевых фондов осуществляется на основании решения законодательной (представительной) власти поддерживающих инициативу органов исполнительной власти.

Резервные фонды создаются в соответствии с действующим законодательством и предназначены для обеспечения задач и функций чрезвычайного (незапланированного) или специального характера (Стабилизационный резервный фонд, резервный фонд Президента РФ, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ).

Резервный фонд Президента Российской Федерации. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание фонда в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. Средства фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента Российской Федерации.

Например, в 2006 г. Администрация Президента РФ отчиталась о расходовании 500 миллионов рублей. Большая часть (90%) была направлена в качестве помощи нуждающимся детским учреждениям страны. Из них: 195 миллионов потрачено на медицинские оборудование, на 60 миллионов закупили инструменты и пособия для музыкальных школ и школ искусств в небольших городах и селах, 95 миллионов выделили на нужды детей-инвалидов, 32 миллиона перечислили в Пенсионный фонд, остальные деньги были потрачены на социальные проекты, помимо тех, что были выделены из бюджета страны.

Расходование средств резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается.

Резервные фонды бюджетов бюджетной системы РФ. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Размер резервного фонда Правительства РФ не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами органов исполнительной власти бюджетов.

Стабилизационный фонд Российской Федерации. В Российской Федерации с целью снижения зависимости платежеспособности страны от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья, а также легализации профицита в составе федерального бюджета в 2004 году был создан новый финансовый инструмент – Стабилизационный фонд РФ. Источником формирования фонда являются дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения цены на нефть марки «Urals». Цена отсечения первоначально была 20 долларов за баррель, с 2006 г. – 27 долларов.

Фонд служит стратегическим финансовым резервом государства, средства которого могут быть направлены на покрытие дефицита федерального бюджета, выплату государственного внешнего долга, размещаться в долговые обязательства иностранных государств, в акции отечественных и иностранных компаний.

Средствами фонда управляет Минфин РФ в соответствии с порядком управления, утвержденным Постановлением Правительства РФ, при этом часть полномочий передает Центральному банку РФ по договору.

Темпы роста фонда свидетельствуют о том, что его объем давно вышел за пределы стабилизации доходов бюджета в случае снижения мировых цен на нефть (по состоянию на 01.01.2008 г. 4 238,6 млрд. рублей), в связи с этим принято решение разделить с 2008 г. этот фонд на два новых: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта, нормативная величина которого составляет в абсолютном размере 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Фонд национального благосостояния представляет собой разницу между нефтегазовым доходом и резервным фондом федерального бюджета. Средства фонда могут размещаться в иностранной валюте, долговых обязательствах иностранных государств и международных финансовых организаций.

Кроме того, средства фонда будут использованы для совместного с гражданами софинансирования накопительных пенсий из расчета 1 рубль гражданина – 1 рубль государства. Соответствующий закон будет разработан, что в перспективе позволит разрешить проблему дефицита Пенсионного фонда РФ.

Сбалансированность бюджета. Государственный и муниципальный долг. Основным критерием эффективности деятельности бюджетов бюджетной системы выступает достаточность (недостаточность) бюджетного фонда. Чаще всего выделяют три состояния бюджета:

1. Дефицит, т.е. недостаток доходов при сложившихся расходах. Необходимо изыскивать средства для покрытия дефицита.

2. Нормальное, т.е. формирование бюджета исходя из доходов. При дополнительных поступлениях или недостатке доходов пересматриваются расходы бюджета.

3. Профицит, т.е. поступающие доходы используются в неполном объеме, создается финансовый резерв в форме различных фондов.

Например, федеральный бюджет России в 90-х годах прошлого столетия из-за экономического кризиса в стране был дефицитным, с 2000 г. он формируется с профицитом. Несмотря на то, что умеренный дефицит бюджета, по мнению большинства экономистов, создает условия для поиска источников его покрытия (новые рабочие места, расширение производства, решение социальных проблем и т. д.).

Для Российской Федерации сегодня характерен растущий дефицит муниципальных бюджетов (около 40 % расходов местных бюджетов не покрываются их собственными доходами). Решение этой проблемы в мировой практике реализуется через систему межбюджетных трансфертов, то есть оказания финансовой помощи вышестоящего уровня бюджетной системы другому.

Одной из интегральных оценок, используемых Министерством регионального развития РФ, является типология регионов России на основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». В типологии все субъекты РФ объединены в группы по основанию развития и степени включенности в глобальные процессы развития – глобализацию, урбанизацию и неоиндустриализацию. В типологии выделено 3 основных типа регионов, включающих по два подтипа и отдельно обозначен особый внесистемный тип. Субъекты Федерации, входящие в один тип, с одной стороны, имеют близкие значения показателей социально-экономического развития, а с другой стороны, общие тенденции развития. Согласно этой типологии, 54 региона отнесены к «депрессивным», 24 – к опорным, и 10 – к регионам – локомотивам роста.

Говоря о бюджетной сбалансированности территорий, более корректным было бы учитывать совокупные доходы и совокупные расходы всех уровней бюджетной системы на территории субъекта Федерации. Под совокупными доходами субъекта Федерации понимаются все производимые перечисления субъектом Федерации в доходную часть каждого из трех уровней бюджетной системы: в федеральный, в региональный и местные бюджеты. Под совокупными расходами бюджетной системы на территории субъекта РФ подразумеваются расходы консолидированного бюджета субъекта РФ «плюс» прямые расходы федерального бюджета. Для исключения «двойного счета» из совокупных доходов необходимо вычесть безвозмездные перечисления, а из совокупных расходов – трансферты.

Предложенный подход существенным образом меняет типологию регионов.

28 регионов, или 72% от общего количества, обладают достаточно устойчивым экономическим положением и хорошим потенциалом развития, основанным на конкурентных преимуществах (речь идет о «регионах – локомотивах роста» и об «опорных регионах»). Это такие регионы, как Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Белгородская область, Волгоградская область, Вологодская область, Свердловская область, Челябинская область и др.

В то же время оставшиеся 11 субъектов характеризуются как депрессивные регионы (Владимирская область, Курская область, Оренбургская область. Саратовская область, Ульяновская область и др.). По типологии Минрегионразвития данной группе свойственен значительный экономический спад в основных отраслях в течение последних 10 лет и низкий уровень жизни населения.

Одной из особенностей разработки проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг. явилось изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, необходимость проработки этого вопроса связана с сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора и связанных с этим серьезных макроэкономических рисков. К нефтегазовым доходам относят:

· налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;

· вывозные таможенные пошлины (нефть, газ и нефтепродукты).

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов бюджета без учета нефтегазовых доходов, доходов резервных фондов и общим объемом расходов бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого ВВП на текущий финансовый год и плановый период.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внутренним и внешним заимствованиям. Накопленный на определенную дату объем заимствований с учетом начисления и погашения процентов по каждому конкретному займу формирует государственный долг.

В соответствии со статьей 97 БК РФ государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

· кредитам, привлеченным от имени РФ;

· государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

· бюджетным кредитам.

· Государственный долг субъекта РФ включает долговые обязательства (Ст. 99 БК РФ): государственные ценные бумаги субъекта РФ;

· бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы РФ;

· кредиты, привлеченные от кредитных организаций, иностранных банков, международных финансовых организаций;

· государственные гарантии субъекта РФ.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств местных администраций, которые обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Структура долга муниципального образования включает:

· ценные бумаги муниципального образования;

· бюджетные кредиты, привлеченные в местный бюджет;

· кредиты, полученные в кредитных организациях;

· гарантии муниципального образования.

Основополагающим признаком любой классификации долга является деление на внутренний и внешний долг. В соответствии с рекомендациями международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов исполнительной власти, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Факт отнесения владельцев долговых обязательств к той или иной группе имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

В результате финансового кризиса в 1998 году Россия оказалась одним из крупнейших кредиторов мира, имея обязательства перед внешними кредиторами (МВФ, МБРР, ЕБРР, Лондонскому и Парижскому клубам) на сумму 140,8 млрд. долл. За эти годы удалось не только реструктуризировать задолженность, но и досрочно погасить за счет средств Стабилизационного фонда (погашено 100 млрд. долл.). При этом внутренний долг возрос к 1998 году в 3 раза. Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что происходило своего рода замещение внешних займов государственного бюджета внутренними заимствованиями.

Управление государственным и муниципальным долгом является областью публичного финансового менеджмента, т.е. вопросы регулирования объема и структуры долга рассматриваются с участием законодательной (представительной) власти и лимитируются в законе (решении) о бюджете.

Управление государственным долгом предусматривает следующие мероприятия:

· управление процессом новых заимствований;

· управление долгом в форме изменения ранее накопленных заимствований;

· предоставление государственных кредитов;

· погашение и обслуживание долга.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств:

· кредиты, привлеченные от имени РФ;

· государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

· бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

· государственные гарантии РФ.

В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ:

· верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации составляет на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;

· верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации составляет на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;

· государственные внутренние заимствования 396 294 035,9 тыс. рублей.

Структура долговых обязательств субъектов РФ на 01.05.08 года выглядит следующим образом (млн. руб.):

· займы субъектов РФ – 198 470,9;

· бюджетные ссуды и кредиты – 33 177,6;

· государственные гарантии – 119 012,9;

· иные долговые обязательства – 198 841,9.

Всего обязательств – 483 338, 3 млн. руб.

Основные принципы государственной долговой политики Российской Федерации:

· замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

· развитие рынка государственных ценных бумаг;

· использование государственных гарантий для ускорения экономического роста;

· использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3.3. – Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство | Лекция 3.5. – Государственная поддержка науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.