Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карнавал

В период Средневековья в культуре простого народа (крестьян и горожан) сохраняются элементы архаической культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники (проводы зимы, встреча весны). Строгой идеологии церкви противостоял народный смех, смеховая культура, воплощавшая в себе идею вселенского обновления: смех не только отрицает несовершенство мира, но преображает, обновляя его. В карнавальном средневековом празднестве особенности смеха как отрицающей и одновременно утверждающей силы обнажаются и предстают в своем подлинном, полном виде.

Средневековая культура содержит в себе, как фермент, праздники и зрелища, пройдя через которые, низшие слои приближаются к тому, что от них отстранено в результате углубляющейся сословной пропасти, а высшие сословия посредством праздника и зрелищ демонстрируют идею общественного служения.

Особое значение принадлежит карнавалу – народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми. Карнавал был характерен для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Почти четверть жизни (до трех месяцев в году) люди средневековой Европы отдавали карнавалу. Народное празднично-смеховое мировосприятие существенным образом восполняло серьезность и односторонность официальной религиозно-государственной идеологии. Народный смех звучал на карнавалах, в комедийных действиях и процессиях, на праздниках «дураков», «ослов», в пародийных произведениях, в стихии фривольно-площадной речи, в остротах, выходках шутов и «дураков», в быту, на пирушках с их «бобовыми» королями и королевами.

Анализируя особенности карнавального смеха, М.М.Бахтин отмечает, что прежде всего это всенародный, праздничный смех. Кроме того, это смех веселый, ликующий, насмешливый, высмеивающий. И в том, что «народ не исключает себя из становящегося целого мира… одно из существенных отличий народно-праздничного смеха от чисто сатирического смеха нового времени». Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Карнавал не созерцают, - в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы.

Уже первые театральные жанры вмещали в себя немало религиозно неадаптированного содержания. Шут – герой карнавала, его представитель, импровизатор, для которого сцена – весь мир, а комедийные действия – сама жизнь. Наряду с официальным творчеством на основе религиозных мистерий возникают новые жанры: миракль, моралите, литературная драма, пародия. Особенно ярко неадаптированное содержание иллюстрирует французский фарс с вызывающими названиями странствующих групп «Дырявые портки», «Весельчаки». Особый язык карнавальных форм и символов проявляет себя в пародируемых церковных обрядах, высмеянных странствующих рыцарях, жадных купцах, продавцах индульгенций, глупых мужьях и женах. Комедианты дополняют мистерии фарсом (farce с латинского «начинка», «фарш»), вольными представлениями. Прекрасный пример подобных представлений воплощен Питером Брейгелем Старшим в «Битве Масленицы и Поста» (1559 г.). Об истоках народного искусства странствующих актеров и музыкантов (XI в.) повествуют фрагменты фрески Софийского собора в Киеве «Скоморохи». В мировой литературе гротескные образы героев непревзойденно переданы Франсуа Рабле (1494-1553). Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедия народно-карнавального смеха.

Карнавал переворачивал мир таким образом, что шут становился королем и мог отдавать приказы, бедняк – папой и мог править миром. Перевернутый мир требовал масок и переодевания, противопоставления самому себе – низменному, плотскому презираемому.

Противоречия между личностью и обществом обнажились именно через карнавал, в котором человек проявил всю свою недосягаемую вне карнавала свободу, смеясь над фальшью и лживостью социальной среды.

В народной культуре Средневековья (Франция, Германия) получил развитие жанр городской сатиры – фаблио (от латинского фабула) – стихотворные произведения в 200-300 строк с комическим или сатирическим сюжетом. Фаблио (немецкие шванки) высмеивали пороки, церковь, государство. Во Франции самым знаменитым сочинителем смешных историй и басен был Рютбеф («О Буренке, поповской корове»), в Германии – Штрикер. Другой жанр городской литературы – дидактические поэмы и так называемый «животный» эпос. Известное произведение этого жанра – французский «Роман о Лисе».

Специфическим явлением культуры рассматриваемого периода являлось творчество вагантов (от латинского «вагари» - бродить). Бродячие студенты переезжали из страны в страну, из города в город, сочиняя смелые стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. официальная церковь преследовала вагантов – исполнителей пародийных, любовных, застольных песен за вольнодумство, антиаскетичность.

Каждое новое поколение студентов, начиная с семидесятых годов XX века, по-новому знакомится с широко известным сочинением вагантов, переложенным на музыку Д.Тухмановым, «Прощание со Швабией»:

 

Во французской стороне,

на чужой планете,

предстоит учиться мне

в университете.

До чего тоскуя я –

не сказать словами…

 

Носителями народного театрального творчества выступали низшие слои общества. Искусству шпильманов была присуща анонимность, ими могли стать и странствующие клирики и небогатые рыцари, школяры и подмастерья. Актеры, акробаты, музыканты, шпильманы (Германия), жонглеры (Франция), странствующие комедианты стояли вне закона наряду с бродягами и чужестранцами; всех их церковь причисляла к «семье дьявола».

Средневековая культура пропитана духом шутовства, в котором выражаются самые благородные проявления человеческой души. Это благородство проявлений связано с древнейшим мифом о герое, который обязательно придет, чтобы избавить народ от несчастий.

Вопросы для самоконтроля

1. В противодействии чему формируется у народа празднично-смеховое мировосприятие?

2. Каков характер карнавального смеха?

3. Кто является героем карнавала и почему?

4. Какие новые жанры возникают на основе религиозных мистерий?

5. Кто и что является объектом и предметом осмеяния на карнавале?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.) | Рыцарство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.