КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Именно культура продукта или услуги лежит в основе их конкурентоспособности, а значит, и успешности деятельности организации
Материальная культура. Что главное в организации, без чего она по определению существовать не может, как не смогли многие обанкротившиеся или потерявшие самостоятельность отечественные предприятия? Главное – конкурентоспособный продукт (или услуга, работа). И не зря в комплексе маркетинга 4Р продукт стоит на первом месте. Поэтому в иерархии компонентов организационной культуры первым должен стоять продукт, его культура. Культура продукта многогранна: это его функциональные, технические, эксплуатационные, эстетические характеристики, его дизайн, вес и т. д. Уровень культуры, полагаем, нужно оценивать в континууме высокий–низкий. Продукт высокого уровня культуры изготовлен на основе новейших достижений в соответствующей области, с использованием новейших высокоэффективных технологий и такого же оборудования. И тогда он будет конкурентоспособен, предприятие (страна, работники) – богатыми, со всеми вытекающими отсюда последствиями – сильной армией, высоким качеством и уровнем жизни, медицины и т. д.
Итак, иерархия компонентов ОК представляется примерно следующей: продукт, технология, производственное оборудование (техника), условия труда, ценности, нормы, правила поведения, традиции и т. д. На первом месте всё же – культура производства, включающая в себя первые четыре компонента. Хотя кто же создаёт конкурентоспособные продукты? Конечно, люди – учёные, изобретатели, инженеры-конструкторы и инженеры-технологи. А качественно изготавливают их – рабочие, правильно обученные и хорошо мотивированные. Поэтому первым делом нужно дать оценку тому параметру, без которого организация существовать вообще не может – с культуры продукта или услуги. Супер или «отстой»? Или что-то промежуточное? Вот в чём вопрос.
Техническая культура. Поскольку речь пока идёт о производстве, а не об офисах, то оценивается уровень соответствия всего применяемого в производстве оборудования лучшим образцам такого же назначения: какие у нас станки, технологическая оснастка, погрузочно-разгрузочное оборудование, транспортёры и т. д. Технологическая культура. Технологии изготовления одного и того же продукта бывают разные. Технология даёт нам в мельчайших подробностях ответ на вопрос «Как?». Как изготавливается продукт? Какие операции, на каком оборудовании, в какой последовательности, с использованием каких вспомогательных средств и материалов выполняются? Как заготовка превращается в готовую деталь? Исходное сырьё – в готовый продукт? Технологии сборки описывают процесс сборки изделия из деталей и узлов, технологии окраски – процесс окраски, технологии выпечки – процесс выпечки и т. д. Технологическая культура. Технологии изготовления одного и того же продукта бывают разные. Технология даёт нам в мельчайших подробностях ответ на вопрос «Как?». Как изготавливается продукт? Какие операции, на каком оборудовании, в какой последовательности, с использованием каких вспомогательных средств и материалов выполняются? Как заготовка превращается в готовую деталь? Исходное сырьё – в готовый продукт? Технологии сборки описывают процесс сборки изделия из деталей и узлов, технологии окраски – процесс окраски, технологии выпечки – процесс выпечки и т. д.
Культура условий труда. Условия труда – это совокупность факторов рабочей среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. На работника в организации воздействует большое количество этих факторов, которые могут быть разделены на две группы: производственно-технические и социально-психологические.
Группа производственно-технических факторов наиболее обширна. В нее входят: · технико-технологические факторы – особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда, степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха; · санитарно-гигиенические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочем помещении; уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности, излучений; освещенность, контакт частей тела работника с водой, машинным маслом, токсичными веществами, общее состояние производственных помещений; · факторы безопасности, гарантирующие защиту работника от механических повреждений, поражений током, от химического и радиационного загрязнения; · эргономические факторы – комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники и планировки размещения оборудования, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов; · эстетические факторы – архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее оформление зон отдыха и пр.; · хозяйственно-бытовые факторы – организация внутрисменного питания работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов; организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и территории и т.д. Социально-психологические факторы – стиль руководства в подразделениях и на предприятии в целом, характер общения, отношений, поведения. Эти факторы формируют морально-психологический климат в коллективе. Всё это оценивается визуально, рационально или эмоционально, объективно или субъективно, или по нормативам (при возможности). Особо нужно сказать об организации работ. Раствор подвезли, а кирпичи ещё – нет. Аттестацию назначили, а бланки изготовить или принести забыли. Или аттестуемых предупредили за час до начала. Совещание назначили, а повестку не составили и не оповестили всех тех, кто должен прибыть на совещание. О проверке объявили, а конкретно какие группы проверять – не сказали. И это тоже культура, причём низкая, организации работ. Если все вышеперечисленные факторы можно оценить как прогрессивные, то культура – высокая. Можно оценить культуру управления, культуру отношений сотрудников друг к другу, к потребителю и т. д. Сделать это можно с позиции науки управления и психологии.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |